Чуковский. Сценарии спектаклей, викторин, развлечений по произведениям Чуковского. Внеклассное мероприятие по творчеству корнея чуковского Сценарии мероприятии по творчеству чуковского

Литературный праздник-соревнование, посвященный творчеству К. И. Чуковского

«Здравствуй, дедушка Корней»

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок писателя, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.

5. Развитие творческих способностей учащихся.

Оформление:

    Портрет К.И.Чуковского (1882 – 1969 гг.).

    Вывеска-название «Здравствуй, дедушка Корней!»

    Выставка детских рисунков к произведениям К.И.Чуковского.

    Выставка книг К.И.Чуковского.

    Плакат "Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный”.

    Названия команд.

    Чудо-дерево (на дереве башмаки, сапоги, чулки – жетоны).

    Письмо.

Ход мероприятия

Ведущий: (показывает конверт и вынимает из него письмо)

- Ребята! Нам пришло письмо такого содержания:

Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,

И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.

Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!

Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.

К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:

Дам я вам задания – пройдите испытания»

Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!

Кто написал это произведение? (К. И. Чуковский)

Сегодня мы с вами отправимся в гости к Корнею Ивановичу Чуковскому, которого дети называли просто – дедушка Корней.

Наш литературный праздник называется – «Здравствуй, дедушка Корней!»

А вы готовы к испытаниям, о которых говорит Мойдодыр в письме?

Ведущий:

Прежде, чем начать нашу литературную игру – соревнование, давайте немного узнаем о самом писателе – Корнее Ивановиче Чуковском.

Рассказывают дети:

    Корней Иванович Чуковский родился в 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Он был веселым и жизнерадостным человеком, даже родился он 1 апреля в день шуток, веселья и смеха. Если бы он был жив, в этом году 1 апреля ему исполнилось бы 136 лет.

    Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме и знали его все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.

    Корней Чуковский – это не настоящее имя и фамилия писателя, он их себе выдумал, это называется литературный псевдоним. А настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков. Из своей настоящей фамилии он и создал себе имя Корней, а фамилию Чуковский, которую потом по наследству передал своим родственникам.

    У Корнея Чуковского был высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка.

    Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Он по улицам ходил

По турецки говорил…

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово.

    А вот второй случай. Однажды Корней Иванович, работая в своем кабинете, услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Тогда Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно тихо ей сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет “Мойдодыр”.

    Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. Он писал так: “Всегда, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности”.

    Корней Чуковским был не только писателем, но и переводчиком. Он перевел с английского “Приключения Робинзона Крузо”, “Приключения Тома Сойера”, “Рикки – Тики – Тави” и множество английских стихов и песенок.

    Ираклий Андроников писал, что «талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».

    В последние годы своей жизни, Корней Чуковский жил на даче в Переделкино. Там он устраивал встречи с окрестными детьми, беседовал с ними, читал стихи, приглашал на встречи известных людей, знаменитых летчиков, артистов, писателей, поэтов. Умер Корней Иванович 28 октября 1969 г.

На даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Похоронен там же, на кладбище в Переделкино.

Ведущий:

Посмотрите на замечательную выставку Чуковских книг. Есть книги, которые читали ваши мамы и папы, когда сами были маленькими.

Рассказывают дети:

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролёт.

Были все сказки наперечёт,

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Телефон и Федорино горе.

    Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали -

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе?

    Бабушки вот что нам рассказали -

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе!

Сценка

(Появляется книга)

Книга

Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?

Дети

Книга сказок К. И. Чуковского.

Книга

Да. Я – Книга сказок К. И. Чуковского.

(Книга закрывает лицо руками и плачет)

(Выходят Таня и Ваня)

Таня

Добрая книжка, что же ты плачешь?

Книга

Как всегда по вечерам,

Сидя у кроватки,

Я рассказывала малышам

Чуковского сказки.

Тут такое началось!

Вы мне не поверите!

Колесом все понеслось!

Верите? Не верите?

Ваня

Расскажите, что же произошло.

Книга

В некотором царстве,

У Корнея в государстве.

Жили сказки, не тужили,

Детям правдою служили.

Только злобный Бармалей

Перессорил всех друзей.

(Появляется курица).

Курица

Куд-куда, Куд-куда

Что такое? Вот беда!

(На сцену выбегает мальчик- «грязнуля»)

Мальчик

Помогите, помогите!

От мочалки сколько раз

По Садовой убегал,

А теперь кастрюля мчится

И ведь злиться, злиться, злиться

(Выбегает кастрюля)

Кастрюля

За тобой бегу, бегу

Удержаться не могу!

Мальчик

Помогите, скорее, спасайте!

(Выскакивает курица).

Курица

Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Таня

Ваня, надо помочь.

Ваня

Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.

Таня

Ваня, надо помочь.

(Появляется Федора)

Федора

Ох, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои.

Куда же вы сгинули?

На кого вы меня, бедную, покинули?

(Летит комарик)

Комарик

Я посуду всю найду

И к вам, сеньора, приведу

А потом душа-девица

Я на Вас хочу жениться.

Федора

Что такое? Почему?

За Комара я не пойду

(Федор убегает, Комарик делает круг, убегает)

Курица

Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

(Появляются звери из «Путаницы»)

(Появляются котята): Котята

- "Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"

(присоединяются утята): Утята

- " Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"

Медведь

- Не хочу реветь,

Буду лучше как петух петь

Ку-ка- ре- ку!

(Появляется Айболит)

Айболит

Слушайте, это какая-то беда.

Я не должен был попасть сюда

Но, а эти бедные крошки.

Заболели, наверное, немножко.

Придется поставить им градусники.

(Выскакивает курица).

Курица

Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Таня

Что за путаница? Все запуталось.

(На сцене появляется Бармалей).

Бармалей

Я тут быстро все улажу

И не дам вам пикнуть даже

Будутвсе мне тут служить,

Веселить меня, смешить.

(Выскакивает курица).

Курица

Куд-куда, куд-куда

Что такое? Вот беда!

Книга

Дорогие дети, помогите!

Бармалея злого победите!

Не покиньте нас.

В столь печальный час.

Таня

Ваня, надо помочь

Ваня

Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.

Таня

Ваня, надо помочь.

Ваня

Эх, Бармалей, Бармалей,

Не знаешь ты современных детей.

Таня

Они много читают

И много знают!

Ведущий

Чтобы наших героев спасти и помочь Книге, придется путаницу распутать.

Ребята! Готовы помочь?

Ведущий

Наши герои тоже будут помогать распутывать путаницу.

(Все дети разделены на 3 команды)

Ведущий

- Устроим соревнования трех команд на лучшее знание произведений К. И.Чуковского. Этим мы поможем распутать путаницу и увидим, какая команда лучше всех знает произведения Корнея Чуковского.

Ведущий

- Отправимся в гости к дедушке Корнею в Переделкино.

(Фрагмент фильма «Корней Чуковский. Дом музей, библиотека в Переделкино»).

Ведущий

- У нас на доске тоже Чудо-дерево, а на нем чулочки, сапожки, туфельки и башмачки. За каждый правильный ответ вы будите срывать эти предметы с дерева. У какой команды их окажется больше, та и выиграла.

Правильный ответ 1предмет – 1 балл. Если команда не дает правильного ответа, их балл может заработать команда соперников.

Ведущий

- Начинаем литературное соревнование по произведениям Чуковского.

1. Сложите из букв название сказки, и мы узнаем названия команд.

(Й О Р М Д Д Ы Р) “МОЙДОДЫР”

(А Л Б А Й Р М Е) “БАРМАЛЕЙ”

(Й О Т И Б А Л) “АЙБОЛИТ”

Трижды произнести хором название своей команды:

1). «Айболит»!

2). «Мойдодыр»!

3). «Бармалей»!

- Отрываем жетоны!!!

2. Отвечай-ка

1. В какой сказке действует больше всего вещей? (Федорино горе).

2. В какой сказке звери самые трусливые? (Тараканище).

3. Почему Айболит не мог полететь в Африку? (Он лечит зверей бесплатно, и у него не было денег на самолет.)

1. Чем болели страусята в сказке «Айболит»? (И корь, и дифтерит у них,

И оспа и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.)

2. Кто победил злодея в сказке «Тараканище»? (Воробей)

3. Кто проглотил мочалку, словно галку? (Крокодил из Мойдодыра)

3. Конкурс «Продолжи строчку»

1. Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит)

2. Вдруг откуда - то летит

Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)

3. Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)

1. Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало... (глянул заинька в окно, стало заиньке темно)

2. Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!...

(Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!)

3. Чего вам надо? Шоколада. Для кого? Для сына моего. А много ли прислать?.... (Да пудов этак пять или шесть: больше ему не съесть!)

Ведущий

- Пауза.

К. И. Чуковский любил высмеивать людские пороки.

Послушаем стихотворение «Обжора»

Была у меня сестра,

Сидела она у костра

И большого поймала в костре осетра.

Но был осетёр

Хитёр

И снова нырнул в костёр.

И осталась она голодна,

Без обеда осталась она.

Три дня ничего не ела,

Ни крошки во рту не имела.

Только и съела, бедняга,

Что пятьдесят поросят,

Да полсотни гусят,

Да десяток цыпляток,

Да утяток десяток,

Да кусок пирога

Чуть побольше того стога,

Да двадцать бочонков

Солёных опёнков,

Да четыре горшка

Молока,

Да тридцать вязанок

Баранок,

Да сорок четыре блина.

И с голоду так исхудала она,

Что не войти ей теперь

В эту дверь.

А если в какую войдёт,

Так уж ни взад, ни вперёд.

4. Определи сказку!

1. И обрадовались блюдца:

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля!

И танцуют, и смеются:

Дзынь-ля-ля, дзынь-ля-ля! (Федорино горе).

2. Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
(Краденое солнце).

3. «Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!» (Мойдодыр).

1. Музыканты прибежали,

В барабаны застучали (Муха -Цокотуха)

2. А лихие обезьяны

Подхватили чемоданы (Тараканище)

3. Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал (Айболит).

1. И такая дребедень

Целый день (Телефон).

2. Веселится народ-

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого комара (Муха – Цокотуха)

3. Нет – нет! Соловей

Не поёт для свиней

Позовите-ка лучше ворону (Телефон)

- Не только определите сказку, но и доскажите последнее слово.

1. И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну очень маленьких… (детей) «Бармалей»

2. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит) «Айболит»

3. Только вдруг из – за кусточка

Из-за синего лесочка,

Из далёких из полей

Прилетает… (воробей) «Тараканище»

5. Исправь ошибки.

1. Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно

Стало заиньке смешно (темно)

2. И гуляем по полям,

По болотам, по лугам.

Долго, долго целовала

И ласкала их она.

Поливала, умывала,

Разбивала их она (полоскала)

3. А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли.

Мы подушками нынче объелись (лягушками)

И у нас животы разболелись.

1.Но не слушали газели

И по – прежнему глазели (галдели)

2. И дать ему в награду

Сто фунтов винограду,

Сто фунтов мармеладу,

Сто фунтов шоколаду

И тысячу фунтов пирожного (мороженого)

3. У меня зазвонил телефон.

Кто говорит? Слон.

Откуда? От крокодила! (от верблюда)

Ведущий

- Пауза.

К. И. Чуковский очень любил фантазировать. Посмотрит на какой-нибудь предмет и тут же он оживает.

Послушаем стихотворение «Ёлка»

ЕЛКА

Были бы у ёлочки

Ножки,

Побежала бы она

По дорожке.

Заплясала бы она

Вместе с нами,

Застучала бы она

Каблучками.

Закружились бы на ёлочке

Игрушки -

Разноцветные фонарики,

Хлопушки.

Завертелись бы на ёлочке

Флаги

Из пунцовой, из серебряной

Бумаги.

Засмеялись бы на ёлочке

Матрёшки

И захлопали б от радости

В ладошки.

Потому что у ворот

Постучался Новый год!

Новый, новый,

Молодой,

С золотою бородой!

6. Объявления

- Нам прислали сказочные объявления герои Сказок Чуковского, они не подписались. Угадайте, кому принадлежит каждое объявление.

1.“Именинники и именинницы! Кто желает приобрести самовар к именинам. Спешите к нам! Свадебное агентство… (Муха-Цокотуха)

2. “Открываются ежемесячные курсы “Школа целителей и экстрасенсов”. Научим излечивать: корь, дифтерит, оспу, бронхит, головные боли, ангину… Агентство…(Айболит)

3. “Банно-прачечный комбинат предлагает свои услуги: помывка, причесывание, стрижка, а также стирка и утюжка балья”. Банно-прачечный комбинат…(Мойдодыр)

1. “Наведу порядок в вашей квартире. Выведу пауков и тараканов. Вымету паутину”…(Федора)

2. “Открывается магазин, где вы сможете приобрести своим родным и близким все, что душе угодно: Маше – гамаши. Зинке – ботинки. Маме – сапожки, новые калошки”(Чудо-дерево. Мурочка.).

3. “Туристическое агентство организует путешествия по Африке. Гарантируем вашу безопасность в пути. Тур. Агентство…(Бармалей)

7. Потеряшки.

- Вещи потерялись. Они потерялись из какой-то сказки Корнея Ивановича. Помогите вспомнить сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

1. Самовар (Пошла муха на базар и купила самовар)

2. Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

3. Мыло (Вот и мыло подскочило)

1. Блюдце (А за ними блюдца)

2. Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

3. Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

1. Сито (Скачет сито по полям)

2. Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

3. Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Ведущий

- И снова пауза.

Из рассказов ребят о Чуковском вы помните, что он был переводчиком и перевел много произведений с английского языка на русский. Послушаем перевод одной английской песенки.

КОТАУСИ И МАУСИ

Английская песенка

Жила-была мышка Мауси

И вдруг увидала Котауси.

У Котауси злые глазауси

И злые-презлые зубауси.

Подбежала Котауси к Мауси

И замахала хвостауси:

"Ах, Мауси, Мауси, Мауси,

Подойди ко мне, милая Мауси!

Я спою тебе песенку, Мауси,

Чудесную песенку, Мауси!"

Но ответила умная Мауси:

"Ты меня не обманешь, Котауси!

Вижу злые твои глазауси

И злые-презлые зубауси!"

Так ответила умная Мауси -

И скорее бегом от Котауси.

8. «Расшифруйте имена сказочных героев»

- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

1.

БРМЛЙ

ЦКТХ (Бармалей, Цокотуха)

2.

МЙДДР

ФДР (Мойдодыр, Федора)

3.

ЙБЛТ

ТРКНЩ (Айболит, Тараканище)

9. «Кто есть кто».

- Я называю персонаж, а вы должны отгадать, кем он является в сказке?

1. Айболит - (доктор)

2. Бармалей - (разбойник)

3. Федора - (бабушка)

1. Мойдодыр - (умывальник)

2. Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)

3. Цокотуха - (муха, именинница)

Ведущий

- Перед последним туром ещё одна пауза.

К. И. Чуковского очень забавляли детские высказывания. Одно время он жил у моря и под его окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором взрослых. Как писал сам Корней Иванович: «Вокруг меня ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться». Детям он посвятил свою книгу «От двух до пяти», в которую всю жизнь собирал детские «речения», как он их называл.

Давайте заглянем на её страницы.

Инсценирование отрывков книги.

(Тётя – Автор, мама, Ляля)

1.Когда Ляле было 2,5 года, её спросила незнакомая тётя.

Девочка, ты хотела бы быть моей дочкой?

Я мамина и больше никовойная.

2. Мама:

-Лялечка, дочка, пойдём погуляем к морю.

Ляля:

-Пойдём мамочка.

Ляля:

-Мама, мама, смотри на море. Там паровоз купается.

(Так маленькая Ляля назвала пароход).

3.Идут мама с Лялей.

-А знаешь, мама, я вчера видела лысого дядю.

-Ну и что же.

-Да у него голова босиком!!!

-А сегодня бабушка угощала меня мятными лепёшками.

-И как?

-От них во рту сквознячок.

4.Ляля увидела стрекозу.

-Мама, смотри, стрекоза полетела.

-Красивая.

-А где же её муж стрекозёл?

5. Во дворе гуляют дети и разговаривают.

1. - Ой, Мишка, смотри как твои брюки нахмурились.

2. - Знаете, ребята, наша бабушка зарезала зимой гусей.

Все: Зачем?

2. - А что бы они не простудились.

3. - Ребята, я разрезал дождевого червя.

Все: Зачем?

3. - Червяку было скучно. Теперь их два. Им станет веселее.

4. - Ребята, хотите расскажу интересную историю.

Все: Давай.

4.- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона

10. Аукцион

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)

3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)

1. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)

2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).

3. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

Ведущий

- Молодцы, ребята! Помогли Книге.

(Выходит Книга)

Книга

- Вы сказки Чуковского любите, знаете.

С удовольствием сказки эти читаете.

Я рада, ребята, очень за вас.

За то, что в гостях побывала у вас.

Чтоб жить вам было веселей,

Придумал сказки эти

Дедушка …

Все: КОРНЕЙ.

(Выходит Бармалей)

Ведущий

- Бармалей, что скажешь

Бармалей

Послушайте, я буду, буду добрей,

Заведу добрых друзей.

Не губите меня, пощадите меня.

О, я буду, я буду добрей.

Ведущий

- Давайте, ребята, простим Бармалея.

Ведущий

- А сейчас подведём итоги нашего литературного соревнования.

(Каждая команда подсчитывает количество жетонов.Всем вручаются медали за 1,2.3 место)

Ведущий

- Вот и подошёл к концу наш литературный праздник.

- А закончить его мне хочется стихотворением, которое посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве “ Бармалея ”

И “ Крокодила” не читал,

Не восхищался “Телефоном”

И в “Тараканище” не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

*Если есть время, можно посмотреть сказку «Телефон» 1944г. В ней принимает участие сам Чуковский

Дополнительно.

    Красные двери
    В пещере моей,
    Белые звери
    Сидят
    У дверей.
    И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
    Я с радостью белым зверям отдаю. (
    Губы и зубы. )

    Был белый дом,
    Чудесный дом,
    И что-то застучало в нем.
    И он разбился, и оттуда
    Живое выбежало чудо, –
    Такое теплое, такое
    Пушистое и золотое. (
    Яйцо и цыпленок. )

    Хожу-брожу не по лесам,
    А по усам, по волосам.
    И зубы у меня длинней,
    Чем у волков и медведей. (
    Расческа. )

    Вдруг из черной темноты
    В небе выросли кусты,
    А на них-то голубые,
    Пунцовые, золотые
    Распускаются цветы
    Небывалой красоты.
    И все улицы под ними
    Тоже стали голубыми,
    Пунцовыми, золотыми,
    Разноцветными. (
    Салют. )

    Мудрец в нем видел мудреца,
    Глупец – глупца,
    Баран – барана,
    Овцу в нем видела овца,
    И обезьяну – обезьяна,
    Но вот подвели к нему Федю Баратова,
    И Федя неряху увидел лохматого. (
    Зеркало. )

    Маленькие домики по улице бегут,
    Мальчиков и девочек домики везут. (
    Автомобили. )

    Если бы сосны да ели
    Бегать и прыгать умели,
    Они от меня без оглядки умчались бы,
    И больше со мной никогда не встречались бы,
    Потому что – скажу вам, не хвастая, –
    Я стальная, и злая, и очень зубастая. (
    Пила. )

    Лежу я у вас под ногами,
    Топчите меня сапогами,
    А завтра во двор унесите меня
    И бейте меня, колотите меня,
    Чтоб дети могли поваляться на мне,
    Барахтаться и кувыркаться на мне. (
    Ковер. )

    Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

    Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку )

    . В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)

    Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков )

    Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

Анна Владимировна Терехина

Сценарий развлекательно-познавательного мероприятия для детей средней и старшей групп.

Цель:

закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям и т. д. Воспроизводить отрывки из сказок, инсценировать их. Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение действовать в команде. Воспитывать любовь к сказкам.

Материал и оборудование:

Жетоны-листочки для деревьев, картинки и предметы к сказкам: «Федорино горе», «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», выставка книг «По страницам сказок К. И. Чуковского», эмблемы, портрет К. И. Чуковского, рисунки детей, иллюстрации к сказкам Чуковского, чудо-дерево, значки «Знатоки сказок Чуковского», д/и «Собери целое», письмо от Айболита.

Методические приемы:

сюрпризный момент, художественное слово, вопросы к детям и ответы, музыкальное сопровождение, игра, инсценировка сказки

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная.

Предварительная работа:

чтение сказок К. И. Чуковского: «Тараканище», «Федорино горе», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Мойдодыр», «Телефон», инсценировка сказок «Айболит», «Телефон», «Муха-Цокотуха», рисование иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал (садятся на стульчики).

На стульчике за телефоном сидит слон.

Воспитатель:

Здравствуйте, дорогие ребята, приветствую вас, уважаемые гости! Ой куда это я попала?

Сидит слон, перед ним – телефон…

Что это за слон? И причем тут телефон?

Дети отвечают, что этот слон из сказки К. Чуковского «Телефон».

Воспитатель:

– Да, ребята, сегодня мы с вами собрались для того, чтобы вспомнить сказки К. И Чуковского и выяснить, в какой группе живут знатоки сказок дедушки Корнея.

Чуковского давно уже нет с нами. Но его сказки до сих пор любят дети и взрослые. 31 марта 2014 исполнилось 132 года со дня рождения этого замечательного детского поэта.

Для того чтобы выяснить, в какой группе живут знатоки сказок дедушки Корнея, мы приглашаем две команды.

Знакомьтесь: Команда средней группы «Мойдодыр» и команда старшей группы «Айболит»

– Ребята, какие сказки Корнея Чуковского вы знаете? («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Федорино горе», «Телефон» и т. д.). Представители команд по очереди называют сказки, стараясь не повторяться, за каждую верно названную сказку команда получает жетон.

Воспитатель:

– Какая сказка изображена на данном рисунке?

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет,

Чудо-чудо, чудо-чудо расчудесное.

Не листочки на нём, не цветочки на нём,

А чулки да башмачки, словно яблоки.

Мама по саду пойдет, Мама с дерева сорвет,

Туфельки, сапожки, новые калошки.

Вот какое дерево, чудесное дерево.

Ребята, я предлагаю вам посадить каждой команде своё чудо-дерево. Я буду прикреплять к вашим деревьям заработанные жетоны, у какой команды будет больше жетонов, та и победит.

Когда я шла сюда, мне почтальон передал письмо от Айболита, сейчас я его распечатаю (читает):

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я так хотел попасть к вам в гости, но мне привезли телеграмму от Гиппопотама, и пришлось срочно отправиться в Африку, там ждут моей помощи больные зверята. Высылаю вам загадки и вопросы, чтобы вы могли блеснуть своим умом.

1. Боялись усатого

Все, хоть убей!

Но справился с ним

Удалой воробей! (Тараканище)

2. И зайчиха, и волчица -

Все бегут к нему лечиться (Доктор Айболит)

3. Это кто ж, набравшись сил,

Солнце в небе проглотил? (Крокодил)

4. Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт,

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

5. В жаркой Африке живёт,

То потянет, то толкнёт.

А меня он как-то раз

От разбойников злых спас. (Тянитолкай)

6. Кто, как будто галку,

Проглотил мочалку? (Крокодил)

7. Если топнет он ногою –

Позовёт своих солдат.

В эту комнату толпою

Умывальники влетят…

Умывальников начальник

И мочалок командир,

Он великий умывальник,

Знаменитый… (Мойдодыр)

8. Прогулялась я по полю

И купила самовар,

А потом на мне женился

Храбрый маленький комар (Муха-Цокотуха)

Ведущая:

– Молодцы, ребята! Вот вам новое задание: надо вспомнить, в каких сказках и стихах К. Чуковского встречаются эти предметы

1. Подушка - "Мойдодыр"

2. Воздушные шары - "Тараканище"

3. Самовар - "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Федорино горе"

4. Обувь - "Чудо-дерево"

5. Телефон - "Телефон"

6. Сабля игрушечная - "Крокодил"

7. Спички - "Путаница"

8. Градусник - "Айболит"

9. Утюг - "Федорино горе", "Мойдодыр. "

– Кто-то украл слова и целые строчки из сказок Дедушки Корнея.

Если их не вернуть, сказки могут исчезнуть навсегда. Итак, я буду читать знакомые вам строчки из сказок, а вы постарайтесь продолжить и сказать, как сказка называется

1.«Ох, нелегкая эта работа…» (из болота тащить бегемота.» «Телефон».

2.«Всех излечит, исцелит…» (Добрый доктор Айболит) «Айболит»

3.«Ехали медведи на велосипеде.» (а за ними кот задом наперед) «Тараканище»

4.«И сейчас же брюки, брюки…» (так и прыгнули мне в руки) «Мойдодыр»

5.«Только заинька был паинька…» (под кусточком лежал и по-заячьи лопотал).

«Путаница»

6.«Скачет сито по полям…» (а корыто по лугам) «Федорино горе»

– Для этого конкурса нужны капитаны команд. На столах вы видите различные предметы. Вам нужно отгадать мою загадку, найти отгадку среди вещей и сложить в корзинку.

Игра «Найди отгадку»

1. Там, где губка не осилит,

Не домоет, не домылит,

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

2. Когда со мною умываются,

То слезы проливаются. (Мыло)

3. Вафельное и полосатое,

Ворсистое и мохнатое,

Всегда под рукою -

Что это такое? (Полотенце)

4. Костяная спинка,

Жесткая щетинка,

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

5. Белая река,

В пещеру затекла,

Чистит добела. (Зубная паста) (Капитаны садятся)

Физминутка «Надо, надо умываться…»

– Набравшись сил, мы можем приниматься за следующее задание.

О ком идёт речь? Из какой сказки этот персонаж?

1. Он страшный костер зажигает

Он страшное слово кричит:

«Карабас, карабас. Пообедаю сейчас».

(Бармалей)

2. Сколько дней и ночей лечил Айболит несчастных зверей?

(Десять ночей Айболит не ест, не пьет и не спит)

3. Кто заставил умыться грязнулю в сказке «…»?

(Крокодил)

4. Куда от грязнули спряталась книжка?

(Под кровать)

5. Что просили прислать цапли в сказке «…»

7. Какие животные помогали Доктору Айболиту добраться до Африки?

(волки, кит, орлы)

8. Какими болезнями заболели звери?

(ангина, скарлатина, аппендицит и др.)»


Значит, ждут нас чудеса!

Только чтоб их увидать,

Загадку надо отгадать!

От кого же убежали

Все тарелки, ложки,

И кастрюли, и стаканы,

Даже поварешки?

Это кто? Скажите хором!

– Бабушка Федора!

Входит Федора (плачет):

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю пойди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе Федоре,


Ведущая:

Ребята, Федоре надо помочь, потому что много посуды разбилось. Как Чуковский об этом говорит:

Ведущая:

– А за ними блюдца, блюдца

Дет продолжают:

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

Вдоль по улице несутся-

Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!

На стаканы – дзынь! – натыкаются,

И стаканы – дзынь! - разбиваются.

Давайте поможем Федоре собрать разбившуюся посуду.

Игра «Собери целое»

Подойдите к столам, на подносе у вас разрезанные картинки. У нас игра «Собери целое» (команды собирают картинки-пазлы с изображениями предметов посуды).




Федора:

– Спасибо, ребята. Молодцы, хорошо потрудились. А теперь помогите мне, пожалуйста, разложить посуду по местам.

Дети сортируют картинки с изображением посуды:

1 команда собирает чайную посуду, 2 – столовую посуду.

– Вот и закончилась наша с вами викторина. Приглашаю команды в центр зала (дети строятся). Ребята, спасибо всем большое за интересную игру.

Все вы очень внимательные и находчивые знатоки сказок К. И. Чуковского и заслужили значки «Знаток сказок Чуковского» (на подносе значки, каждый ребенок берет себе значок, воспитатель вручает им по сладкому призу.


Центральная городская детская библиотека Сказки дедушки Корнея Сценарий утренника - страница №1/1

Центральная городская детская библиотека


Сказки дедушки Корнея
Сценарий утренника для младших школьников
г. Большой камень, 2007

Цель:


  1. Отметить 125-летний юбилей К.И. Чуковского

  2. Вспомнить с детьми произведения писателя-юбиляра 2007 года

ЧИТАТЕЛЬСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ:
Читатели младшего школьного возраста
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:


  1. Вступление .

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечёт;
Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.


Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

От них они этих героев узнали.


К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.
Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней

Сказочник, критик, поэт, чародей.


Ведущий .
Ребята! Как вы, наверное, догадались, наше сегодняшнее мероприятие посвящено творчеству Корнея Ивановича Чуковского и проходит оно накануне 125 дня его рождения. Не только вы, но и ваши родители не представляют своего детства без сказок Корнея Ивановича Чуковского.

Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительно легкая походка. Такова вне­шность известного детского писателя. Детским поэтом и сказочником Корней Иванович стал почти случайно. А вышло это так…

Чуковский вёз своего больного сынишку в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Надо было придумать сказку. И Чуковский стал рассказывать: "Жил-да был крокодил. Он по улицам ходил…". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро оказалось, что он запомнил сказку слово в слово. Так родилась сказка "Крокодил".

Интересна и история создания "Мойдодыра". Однажды, работая в своём кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Плакала его младшая дочь, бурно выражая своё нежелание мыться. Корней Иванович вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал ей:

«Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам -

Стыд и срам! Стыд и срам!»


Так появился "Мойдодыр".

  1. Книжная выставка .

Ребята! Взгляните на этот стенд. Здесь должна располагаться книжная выставка «Сказки дедушки Корнея», но пока, кроме портрета Корнея Ивановича и двух вышеназванных сказок, на ней ничего не представлено. Я предлагаю вам вспомнить произведения Чуковского. Таким образом, мы все вместе оформим нашу выставку.


Итак, какие еще сказки для детей написал Чуковский?
ДЕТИ:

"Тараканище", «Телефон», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Путаница», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Приключения Бибигона», "Доктор Айболит", "Айболит"


ВЕДУЩИЙ.

Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием. А сейчас, когда мы с вами назвали многие произведенияЧуковского, я предлагаю провести литературный конкурс, во время которого вы сможете показать свои знания замечательных сказок и стихов Корнея Ивановича. За каждый правильный ответ вы будете получать фишку. У кого их будет больше всего, тот получит звание знатока произведений Чуковского. Конкурс наш пройдёт по следующей программе:

Разминка

Вспомним строки

Конкурс "Загадки"

Викторина "Назови произведение"

Игра "Угадай, чьи это вещи"

Кроссворд "Дополни словечко из стихотворения"


  1. Разминка .

ВЕДУЩИЙ.


Назовите героев, пришедших к Мухе-Цокотухе.
Тараканы, блошки, бабочка, букашки, бабушка-пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик.
ВЕДУЩИЙ.

Кто звонил по телефону в одноимённом произведении?
ДЕТИ.

Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.
ВЕДУЩИЙ.

Это была, ребята, небольшая разминка. А сейчас первый конкурс "Вспомним строки".


  1. "Вспомним строки"

Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о чём или о ком в них говорится?

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной…

(Мочалка)

Побежало по кустам

По берёзовым листам…

(Солнце)
Вдруг из подворотни -

Страшный великан,

Рыжий и усатый…

(Таракан)
-Кому принадлежат следующие слова?
Если только захочу,

И Луну я проглочу!

(Крокодил)
О, если я утону,

Если пойду я ко дну,

Что станется с ними, больными,

С моими зверями лесными?

(Айболит)

И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада,

А только маленьких

(Да, очень маленьких) детей!

(Бармалей)
ВЕДУЩИЙ .
Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 31 марта накануне Дня шуток, веселья и смеха, который отмечается 1 апреля.

Всю его жизнь вокруг него, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь. «Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал Чуковский. Одну из своих книг - «От 2-х до 5-ти» - он посвятил детям. (Зачитать отрывок из книги стр. ___).

Эта книга выдержала более 20-ти изданий. И писал её автор 50 лет. Каждый выход в свет книги «От 2-х до 5-ти» был не просто переизданием: всякий раз Корней Иванович переписывал книжку заново, увеличивая её содержимое.

Кстати, такой интересный факт из жизни писателя. Корней – это не совсем его имя. По-настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось "Корней Чуковский". Своё литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.


ВЕДУЩИЙ .
А вы знаете, что Корней Иванович был очень любознательным и очень трудолюбивым человеком. Детство у него было нелёгкое, мальчик рано начал работать. Но он много читал, хотел научиться наперекор судьбе всему-всему. Он даже выучил английский язык без помощи учителей!!!

Став взрослым писателем, Чуковский тоже отличался трудолюбием. Он писал: "Всегда, где бы я не был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача,- я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей". Итак, следующий наш конкурс "Загадки дедушки Корнея"


  1. Конкурс «Загадки дедушки Корнея».
Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо

(Яйцо и цыплёнок)
Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю.

(Рот и зубы)
Хожу – брожу не по лесам

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Расчёска)
Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец – глупца, баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова

И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало)

ВЕДУЩИЙ .
Молодцы! Корней Иванович известен не только как автор детских произведений. Более сорока лет своей жизни он посвятил изучению творчества поэта Некрасова и открыл читателям 15 000 новых неизвестных строк этого знаменитого русского поэта. За книгу «Мастерство Некрасова» Чуковский получил учёную степень доктора филологических наук. Он также заслужил звание лауреата Ленинской премии, степень доктора филологических наук и почётного доктора старейшего университета Англии. Корней Иванович очень любил появляться перед друзьями в шапочке-мантии, которая так шла ему, как будто он родился с единственной целью – стать доктором филологии Оксфордского университета.
6. А теперь – викторина "Назови произведение".
При ответах детей показывать книги с книжной выставки!


  1. В каком произведении Чуковского посуда перевоспитала свою хозяйку?
«Федорино горе»

  1. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – покушение на убийство?
«Муха-Цокотуха»

  1. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
«Бармалей»

  1. Свинки замяукали: «Мяу! Мяу!»
Кошечки захрюкали: «Хрю! Хрю! Хрю!»

«Путаница»


  1. Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!

«Краденое солнце»


  1. Что такое? Что случилось?
Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

«Мойдодыр»


  1. Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

У меня живот болит!

«Барабек»
ВЕДУЩИЙ. Правильно! Хорошо! Молодцы!
7. Входит почтальон Печкин.
ВЕДУЩИЙ.

Ребята! Кто это?


ДЕТИ.

Почтальон Печкин.


Печкин:

Здравствуйте, дети. А я к вам за помощью. Тут меня попросили поработать в бюро забытых вещей. Нужно найти хозяев, чтобы вещи вернуть. А я не знаю, как мне их отыскать.


ВЕДУЩИЙ.

Ребята! Что такое бюро забытых вещей?

ДЕТИ. Это место, куда приносят и сдают вещи, забытые в транспорте, на улице.

Давайте посмотрим, что за вещи принёс нам в библиотеку почтальон Печкин. (Заглядывает в посылку ) Да они все подписаны, думаю, эти надписи нам помогут угадать, кому эти вещи принадлежат, чтобы мы могли их вернуть хозяевам
Вместе с почтальоном Печкиным проводят игру "Угадай, чьи это вещи"


  1. Туфелька
Туфлю потеряла,

Долго плакала, искала…

Мельник туфельку нашёл

И на мельнице смолол.

(Дженни)


  1. Мочалка
И мочалку, словно галку,

Словно галку проглотил.

(Мойдодыр)


  1. Сито
Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

(Бабушка Федора)


  1. Перчатки
А потом позвонили…:

«Нельзя ли прислать перчатки?»

(Зайчатки)


  1. Градусник
И всем по порядку

Даёт шоколадку,

И ставит, и ставит

Им градусники.

(Айболит)


  1. Монета.
Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

(Муха-Цокотуха)
ВЕДУЩИЙ.

Отлично! Вы назвали всех, кому принадлежат эти вещи.


ПЕЧКИН :

Да, я теперь разнесу эти вещи по домам сказочным героям. Спасибо вам! До свидания, ребята!


8. Кроссворд "Дополни словечко из стихотворения"

  1. До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.

«Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги».

И на камень лягушки кладут узелок:

«Хорошо бы у камня прилечь на …часок !


  1. И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними – пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, …дружок !


  1. «Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.

Умывальников Начальник

И мочалок ……командир


  1. А за ним и бутерброд:
Подбежал и прямо в...рот !

  1. Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как …волчица


  1. Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как …оса


  1. И сказала скалка:
«Мне Федору жалко».

И сказала чашка:

"Ах, она …бедняжка !


  1. У Котауси злые глазауси
И злые – презлые …зубауси !

  1. И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

Они лежат и бредят:

«Ну что же он не едет,

«Ну что же он не едет,

Доктор …Айболит ?"
ВЕДУЩИЙ.
Молодцы! Давайте прочитаем, что же получилось в выделенных клетках кроссворда по вертикали. Дети читают фамилию поэта «Чуковский». На этом программа наша конкурса закончилась, предлагаю подвести итоги. Подсчитываются фишки, определяется лучший знаток сказок и стихов Чуковского. Вручаются награды.
В течение всего марта в нашей библиотеке проходил заочный конкурс по произведениям К.И.Чуковского. Все желающие получили игру-буклет "Загадки дедушки Корнея" с различными заданиями, составленными по стихам и сказкам Корнея Ивановича. Участие в этом конкурсе приняли ___ ребят. Мы подвели итоги и хотим назвать победителей. (Рассказывает о результатах). Вручаются награды победителям .
Ребята! Подрастая, вы ещё не раз встретитесь с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Вы познакомитесь с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаете в старших классах повесть «Серебряный герб». И ещё Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки–Тики–Тави и другими.

По сказкам Корнея Ивановича сняты замечательные мультипликационные фильмы.

Давайте сейчас и посмотрим один из них.
Демонстрируется фильм-сказка "Доктор Айболит".
Хорошие книжки писал дед Корней

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

Цели:

  • познакомить с творчеством писателя Корнея Ивановича Чуковского и прививать любовь и его произведениям;
  • воспитывать чувства сопереживания за свою команду;
  • создать положительную атмосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его произведениям.

Предварительная работа: конкурс рисунков по творчеству К. Чуковского, чтение произведений писателя.

ХОД УРОКА

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие – вас сегодня ждёт много интересного и необычного. Но сначала посмотрите на стены. (На доске развешаны рисунки с изображениями фрагментов и названием сказок; портрет автора спрятан за ширмой.)
– Что вы на ней видите? (Рисунки) А какие это рисунки?
– Правильно! Все перечислили.
– А кто же из вас знает, кто написал все эти сказки? (Корней Чуковский.)
– Конечно. Какие же ещё сказки этого писателя, кроме тех, которые уже назвали, вы знаете? (“Путаница”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Федорино горе”, «Телефон», «Краденое солнце», «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Бармалей», «Приключения Бибигона»).
– Молодцы! Конечно, все эти сказки написал чудесный детский писатель К.И. Чуковский. И все вы его очень хорошо знаете. (Открывается портрет)

Родился К.И. Чуковский 1 апреля 1882 года в Петербурге. Отец из их семьи ушёл, и мать вместе с сыном переехала в Одессу. Там маленький К.И. Чуковский начал учиться. А Корней – это не совсем его имя. По настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Когда ему было 13 лет, он был уже журналистом. Став журналистом, он стал интересоваться детской литературой и особенностями детской речи. К.И. Чуковский был очень весёлый и интересный человек. Он очень любил детей и старался писать для них интересные сказки. И дети очень любили его произведения. А вы любите? (Да.)
В Подмосковье, в знаменитом поселке писателей Переделкино, открылся музей К.И. Чуковского. Здесь можно встретиться с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидеть те комнаты, где жил проказник Бибигон.
В этом поселке есть библиотека. Местные жители называют ее «дом дедушки Корнея». Потому что ее на свои деньги построил и укомплектовал, был в ней главным работником все тот же писатель Чуковский.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.

Викторина

– А теперь проверим, как вы готовились к сегодняшней нашей встрече.

1. Назовите героев, пришедших в гости к Мухе-Цокотухе. (Тараканы, блошки, бабочка, бабушка пчела, жуки-червяки, козявочки, кузнечик).

2. Кто звонил по телефону в одноименном произведении? (Слон, мартышки, свинья, две газели, крокодил, медведь, тюлень, кенгуру, зайчатки, цапли, олень, носорог.)

Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались. Послушайте некоторые строки и скажите, о ком в них говорится.

3. А она за мной, за мной
По Садовой, по Сенной. (Мочалка)

4. Побежало по кустам,
По березовым листам... (солнце)

5. Вдруг из подворотни –
Страшный великан,
Рыжий и усатый... (таракан)

6. Кому принадлежат следующие слова:
Если захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)

7. О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)

8. И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)

9. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку. («Федорино горе)

10. Назовите сказку, в которой происходит преступление – покушение на убийство. («Муха-Цокотуха»)

11. Какой герой Чуковского был страшным злодеем, а потом перевоспитался. (Бармалей)

12. Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
У меня живот болит! («Барабек»)

13. Какого рогатого зверя испугались портные из стихотворения «Храбрецы». (Улитка)

14. Кто спас зверюшек от тараканища?

15. Зачем Айболит ехал в Африку?

16. Почему у Федоры поселились тараканы?

17. Что просил крокодил для Тотоши и Кокоши?

18. Кто затушил море, которое подожгла лисичка?

19. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище”? (На трамвае)

20. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

21. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

22. Назовите маленького проказника. (Бибигон)

– А какие строки любимого писателя выучили вы? (Из каждого класса по 2 ученика рассказывают стихотворения)

Ведущий. Героем многих сказок К.И.Чуковского является КРОКОДИЛ. Вспомните: какие это сказки и прочитайте из неё отрывок.

Дети называют сказку и читают из неё наизусть отрывок.

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными грибами. (“Путаница”)

Бедный крокодил
Жабу проглотил. (“Тараканище”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил… (“Мойдодыр”)

…И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. (“Телефон”)

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. (“Бармалей”)

А в Большой Реке
Крокодил Лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное… (“Краденое солнце”)

Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил…
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
“Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?” (“Крокодил”)

Физминутка

Мы как Муха полетаем,
Как букашки поиграем,
Как комарик пожужжим
И на место прилетим.

Бюро забытых вещей

Ведущий. А сейчас поиграем.У меня в мешке (или коробке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев? Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из этого произведения, в котором о ней говорится:

телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
воздушный шарик – Ехали медведи на велосипеде... А за ним комарики на воздушном шарике… (“Тараканище”)
мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
калоша – Пришли мне дюжину новых калош… (“Телефон”)
термометр – И ставит и ставит им градусники… (“Айболит”)
мочалка – И мочалку, словно галку, словно галку проглотил. (Мойдодыр)
перчатки А потом позвонили зайчатки : нельзя ли прислать перчатки?

Ведущий. Сказки К.И.Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Смехом, улыбкой светится каждая строчка стихов Корнея Ивановича.Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.

И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.

Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

Итоги конкурса рисунков. Объявляются победители и вручаются призы.

Ведущий. Таким остаётся в памяти поколений дедушка К.И.Чуковский. Ираклий Андроников писал, что “талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь”.

Елена Ефимова
Сценарий праздника «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

«По-моему, цель сказочников заключается

в том, чтобы какою угодно ценою воспитать

в ребёнке человечность – эту дивную

способность человека волноваться чужими

несчастьями, радоваться радостями другого,

переживать чужую судьбу как свою»

К. И. Чуковский

Оформление :

Портрет К. И. Чуковского (1882 – 1969 гг.) .

Выставка детских рисунков к произведениям К. И. Чуковского .

Выставка книг “Чудо-дерево”.

В зале оформлена выставка детско-родительских рисунков по сказкам К . И. Чуковского .

Вед. Наш праздник хочу начать с загадки :

«Без языка, а обо всем рассказывает , без головы, а все знает, без ног, а везде бывает».

Это (книга (показываю книгу Чуковского )

Вед. Книга - великое чудо. Недаром народ сложил о ней много загадок и пословиц. Я предлагаю вам вспомнить пословицы о книге.

Книга – лучший друг.

Чтение – вот лучшее учение.

Кто много читает, тот много знает. Как Вы понимаете эти пословицы (ответы детей) .

В : Давайте любимые книжки откроем,

И снова пойдем от страницы к странице :

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, сильней подружиться.

(Выходят дети)

И приставали мы к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет .

Были те сказки наперечет :

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море ,

Про телефон и Федорино горе.

Мамы и папы нам рассказали ,

Что этих героев раньше не знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали ?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море ,

Про Телефон и Федорино горе.

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник , критик, поэт, чародей

Вед. Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить замечательного детского писателя Корнея Ивановича Чуковского . (показ слайдов)

1 слайд. Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев : Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский . 1 апреля 2012 года исполняется 130 лет со Дня его рождения.

2 слайд. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков . Родился он в Петербурге, а детство прошло в Одессе. К. И. Чуковский написал много сказок , стихов, загадок, переводил с английского языка песенки и сказки .

3 слайд. Но детским писателем он стал случайно. А вышло это так. Заболел, его маленький сынишка К. И. Чуковский вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал, стонал. Чтобы как-нибудь его развлечь, отец стал рассказывать сказку :

«Жил да был крокодил.

Он по улицам ходил».

Мальчик затих и стал слушать. А утром попросил еще рассказать эту сказку .

4 слайд. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович :

«Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал :

Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Так родился на свет «Мойдодыр» .

5 слайд. С ранних лет его произведения приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки выросли на стихах и сказках дедушки Корнея !

6 слайд. Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие , встретимся с героями сказок Корнея Чуковского !

7 СЛАЙД. Ведущий : Ребята, слышите, кто-то уже спешит на нашу сказочную поляну . Входит Доктор Айболит. (МУЗЫКА) .

Айболит : Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться,

И корова, и волчица,

И жучок, и паучок, И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…

Дети : Айболит!

Айболит : Правильно! Я доктор Айболит. А из какой сказки я к вам пришел ? А кто написал эту сказку ? (Ответы детей.)

Айболит : Молодцы!

8 СЛАЙД Звонит телефон.

Айболит читает отрывок из сказки «Телефон» Дети отвечают на вопросы по тексту.

Айболит : У меня зазвонил телефон. Кто говорит? Дети : Слон

Айболит : Откуда?

Дети : От верблюда

Айболит : Что вам надо?

Дети : Шоколада.

Айболит : Для кого?

Дети : Для сына моего. Он у меня еще маленький.

Айболит : Вы узнали эту сказку ? Молодцы! (Звенит звонок.) Ой! Опять звонок! Это не телефон. Это в дверь звонят. Надо открыть.

Входит мальчик – Грязнуля.

Грязнуля : Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку – Свечка в печку.

Я за книжку - Та бежать,

И вприпрыжку под кровать.

Грязнуля плачет.

Айболит : Ребята, вы узнали, из какой сказки этот мальчик ? Как ему помочь?

Айболит : Правильно!

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!

Айболит : (обращается к Грязнуле) .

Ну что, вы поняли, что нужно делать

Грязнуля : Да здравствует мыло душистое!

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок.

Да! Я обязательно стану чистюлей!

ВЕДУЩИЙ : Наш Грязнуля все понял, правда ребята?

И Вы поняли, что всегда надо умываться и утром и вечером!

Я смотрю, что то Вы загрустили, давайте покажем Доктору Айболиту, как мы умеем с Вами танцевать.

(Хоровод. «Руку правую вперед, а потом ее…» )

Мальчик убегает.

Опять звенит звонок.

Айболит : Ну что такое?

Не уже ли Ваши дети заболели

Ладно, ладно побегу

Вашим детям помогу

Айболит прощается и уходит.

Звенит звонок, и вносят посылку.

Игра «Волшебный ящик» Ведущий задает детям вопросы по сказкам К . Чуковского , дети отвечают, демонстрируя соответствующие предметы.

Ведущий : В ящике то, что просили прислать цапли из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Капли.

Ведущий : В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Колоша.

Ведущий : В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр»

Дети : Мочалка.

Ведущий : В ящике то, чем решили поиграть лисички из сказки «Путаница» .

Что это? Дети : Коробок спичек.

Ведущий : В ящике то, на чем ехали комарики в сказке «Тараканище» .

Что это? Дети : Воздушный шарик

Ведущий : В ящике то, что просили прислать мартышки из сказки «Телефон» . Что это?

Дети : Книжки.

10 СЛАЙД. ВЕДУЩИЙ : Молодцы! А сейчас ребята вы увидите одно из сказок К . И. Чуковского . Какую? Попробуйте отгадать?

Сказка наша оживает , и дружить нам помогает.

Инсценировка сказки «Муха-Цокотуха»

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

М. -Ц.: Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!

(Входят 2 таракана, 2 букашки, бабочка) .

Тараканы : Тараканы прибегали, все стаканы выпивали.

Букашки : А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком.

М. -Ц.: Бабочка-красавица, кушайте варенье!

Или вам не нравится наше угощенье?

Нашу Муху в уголок поволок-

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить.

М. -Ц.: Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея загубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня в мой последний час!

(все разбегаются, прячутся)

И в руке его горит маленький фонарик.

Комарик : Где убийца? Где злодей

Не боюсь его когтей.

(уводит паука)

Я злодея загубил,

Я тебя освободил.

А теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!

Все : Слава, слава Комару – победителю!

Вед.: К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был : в трамвае, в магазине, в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для детей загадки.

Попробуйте их разгадать.

1. Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда,

Словно каменная.

(коньки)

2. Ах, не трогайте меня :

Обожгу и без огня! -

(крапива)

3. Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.

(крапива)

Ведущий : Вот и подошел к концу наше путешествие ! Что нового Вы узнали? Ой, Ну, что это? Чемоданчик Доктора Айболита? А в нем лучшее лекарство от всех болезней – шоколад.

ДЕТИ : Пусть много детвора читала,

Пускай тут каждый эрудит.

Чудесных книг еще не мало

Прочесть нам в жизни предстоит.

Дети : Закончен праздник . Он у нас

Рассчитан на один лишь час.

Но вы, читающий народ,

Любите книгу круглый год!

Дополнительные вопросы для пауз.

1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе» )

2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей» )

3. В какой сказке прославляют воробья ? («Тараканище» )

4. Назовите сказку , главную мысль которой можно выразить словами : «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр» , «Федорино горе» )

5. Назовите сказку , в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха» ).

6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон» : (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)

7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)

8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы» ? (Улитку)

9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница» , «Тараканище» , «Мойдодыр» , «Телефон» , «Бармалей» , «Краденое солнце» , «Крокодил» )

10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)

11. На чём ехали зайчики в сказке “Тараканище” ? (На трамвае)

12. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)

13. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)

14. Продолжите фразу из сказки “Мойдодыр” . “ Да здравствует мыло душистое и…”

15. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)