Существует ли понятие политический маркетинг. Основные направления маркетингового усилия. Определение политического маркетинга, его функции

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность политического маркетинга, его эффективность и значимость на современном этапе. СМИ в качестве инструмента политического маркетинга. Деятельность партии "Единая Россия" в целом на сегодняшний момент, мероприятия по совершенствованию деятельности.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2014

    Особенности и механизм политического ребрендинга как одного из аспектов политического маркетинга. Анализ политического бренда Консервативной партии Великобритании в конце XX вв. при М. Тэтчер и Демократической партии США в начале XXI вв. при Б. Обаме.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2016

    Теоретические и практические аспекты политического маркетинга, его сущность и проблемы формирования в России. Роль средств массовой информации как инструмента политического маркетинга, особенности его становления в избирательных компаниях в России.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2010

    Понятие политического рынка: концепции, специфика, динамика. Интенсификация политических усилий и политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Отличительные особенности политического рынка и политического плюрализма в Украине.

    реферат , добавлен 25.12.2010

    Общее понятие политического лидерства. Сложность феномена политического авторитета. Современные теории политического лидерства и их характеристика. Типологизация политического лидерства на основе различных признаков. Особенности лидерства в XXI веке.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Раскрытие сущности и изучение режимов функционирования политического процесса как упорядоченного действия по реализации властных интересов и целей. Исследование процесса принятия политического решения. Основные способы и формы политического участия.

    реферат , добавлен 31.05.2013

    Теоретические и методические аспекты "политического участия" граждан в жизни страны, его сущность, виды и формы протекания. основные характеристики политического поведения. Практические и целенаправленные формы политического участия в современной России.

    реферат , добавлен 20.09.2011

    Сущность и стуктура политического процесса. Понятие политического процесса и его формы. Структура и виды. Режимы протекания. Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2002

Вуз: Уфимский государственный авиационный технический университет


Введение 5

1. Теоретические основы политического маркетинга 7

1.1 Определение политического маркетинга, его функции 7

1.2 Концепция и технология политического маркетинга 9

2. Политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия» 19

2.1 Общая характеристика партии «Единая Россия» 19

2.2 Коммуникативная деятельность партии 20

Заключение 24

Список литературы 26

Введение

Политический маркетинг - маркетинг, используемый применительно к целям и задачам политической борьбы. Политический маркетинг характеризует деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения общественности к конкретным политическим деятелям, партиям или движениям. Политический маркетинг активно используется политическими партиями в период проведения избирательных кампаний.

Политический маркетинг в современной России появился в конце 80‑х - начале 90‑х годов ХХ века, что было связано с началом осуществления рыночных реформ, проведением глубоких политико-властных трансформаций и становлением института демократических выборов. Одновременно шло интенсивное формирование политического рынка, свидетельством чему явилось появление большого числа субъектов рынка в лице политических партий, общественно-политических движений, избирательных объединений и их лидеров, а также независимых кандидатов в представительные органы власти всех уровней, которые в ходе практически ежегодно проводившихся выборов состязались между собой в острой конкурентной борьбе. Так, например, в избирательной кампании в Государственную Думу РФ в 1993 году участвовало 13 избирательных объединений, в 1995 году - 43, в 1999 году - 26 и в 2003 году - 23. В избирательных кампаниях по выборам Президента России в 1996 году участвовали 10 кандидатов, в 2000 г. - 11, а в 2004 г. - 6 кандидатов.

Высокая интенсивность и конкурентность избирательного процесса начала-середины 90‑х годов двадцатого столетия сразу же закономерно актуализировали проблематику маркетингового подхода к организации и проведению избирательных кампаний, с теорией и практикой которого в России тогда еще не были знакомы. Поэтому первоначально широко заимствовался зарубежный опыт без существенной его адаптации к российским как общенациональным, так и региональным условиям.

Проявившись достаточно широко в 1995 году в ходе выборов в Государственную Думу РФ, политический маркетинг доказал свои технологические преимущества и привлек к себе большое внимание не только практиков, но и ученых. Одновременно пришло осознание того, что повысить эффективность используемых на российском политическом рынке маркетинговых технологий невозможно без учета, особенностей этого рынка, в том числе и региональных.

Спецификой складывающегося в стране политического маркетинга стало то, что он сразу же проявился и стал развиваться в дальнейшем как избирательный маркетинг в силу преобладания в политической жизни избирательных «гонок» и «марафонов» различных уровней над другими видами политических кампаний. Поэтому политический маркетинг популярен в избирательной компании и государственном политическом управлении.

1. Теоретические основы политического маркетинга

1.1 Определение политического маркетинга, его функции

В литературе содержится много различных определений политического маркетинга. То общее, что в них подчеркивается, сводится к следующему: политический маркетинг - это широкий комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятного имиджа политических партий, политических лидеров, кандидатов в депутаты представительных органов власти и других властных структур в целях обеспечения их победы на выборах. В этом определении политического маркетинга главным обстоятельством, отличающим его от маркетинга в экономической сфере, является его направленность на формирование политической власти.

Один из наиболее известных в данной области специалистов Д. Линдон предлагает следующее определение: «Политический маркетинг - это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан». Другими словами, политический маркетинг - определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.

Очевидно, столь высокое предназначение обусловило тот факт, что, зародившись сравнительно недавно (США, 30-е годы), политический маркетинг получил широкое распространение практически во всех зарубежных странах с демократическим политическим режимом. В Соединенных Штатах Америки и других странах действуют многочисленные фирмы, занимающиеся стратегией и тактикой предвыборных политических кампаний. Практически все политические партии, большинство кандидатов на выборные должности прибегают к услугам маркетологов.

Понятие «политический маркетинг» используется и в более широком смысле. В этом случае имеется в виду исследование вопросов взаимодействия политических кампаний, роли средств массовой информации в избирательном процессе, проблемы создания имиджа политических лидеров и т.п.

Функции маркетинга - отдельные виды, направления маркетинговой деятельности, обособившиеся в результате ее специализации.

Можно выделить следующие важнейшие функции маркетинга:

  • анализ рынка, изучение его состояния и динамики;
  • исследование поведения потребителей и поставщиков продукции;
  • анализ деятельности конкурентов и посредников;
  • сегментирование рынка, выделение целевых сегментов и покупателей;
  • прогнозирование конъюнктуры рынка;
  • разработка предложения о выпуске новых товаров и проектировании их коммерческих характеристик;
  • управление ассортиментом выпускаемой продукции;
  • формирование марочной политики;
  • повышение конкурентоспособности товаров;
  • формирование стратегии и тактики изменения цен;
  • расчет скидок и надбавок к ценам;
  • калькуляция затрат на маркетинг;
  • построение каналов распределения продукции и организация товародвижения;
  • управление оптовыми и розничными продажами;
  • планирование товарооборота;
  • реклама, персональные (личные) продажи, краткосрочное стимулирование продаж, связи с общественностью;
  • планирование маркетинговой деятельности;
  • маркетинговый контроль.

Функции политического маркетинга:

  1. Коммуникативная (общение с избирателями, с помощью встреч и рекламных кампаний).
  2. Сбытовая (формирование имиджа кандидата, его продвижение и PR).
  3. Аналитическая (изучение и анализ политического рынка).
  4. Координирующая (взаимодействие между кандидатами и избирателями в процессе продвижения и создания «товара». В качестве «товара» выступает кандидат, а избиратель - «потребитель»).

1.2 Концепция и технология политического маркетинга

В 1950-х гг. маркетинг, понимаемый как разветвленная, научно организованная система взаимосвязи производства и рынка, в центре которой стоит потребитель и логика новых отношений, связавших предприятие и рынок, была предельно ясно осмыслена мэтром классического маркетинга Филиппом Котлером .

Эффективность маркетинга привлекла внимание политической науки. В середине 1960-х гг. американские исследователи Р. Глик и Д. Ниммо одними из первых обратились к терминологии маркетинга, еще не вполне представляя себе его возможности в области политических исследований . Профессиональные маркетологи не сразу признали универсальность своего инструментария. Революционный прорыв совершил сам Ф. Котлер, выведя маркетинговые концепции и технологии на орбиту масштабных социальных исследований и показав их значимость для функционирования некоммерческих (в том числе политических, государственных) структур, проведения массовых кампаний .

Формирование политического маркетинга как комплексной технологии управления демократическим обществом, пришлось на 1970-е гг. Основополагающими идеологами нового течения стали практики маркетинга и политтехнологи страны процветающего капитализма. Обращению к маркетингу как эффективной технологии управления способствовало и обострение глобальных угроз, нависших как над человечеством в целом, так и над отдельными политическими сообществами. А поскольку маркетинг успешно заявил о себе именно как технология влияния на мнения и поведение людей, обеспечения экономической эффективности в неблагоприятных ситуациях, возникла вполне закономерная идея о применимости маркетинга для целей государственного и социального управления.

Приходя, на службу правительству, администрации, государственным учреждениям, маркетинг дает основу для выбора не только способов управления, но и его целей. Таким образом, областью применения политического маркетинга становятся не только избирательные кампании, но и все пространство взаимодействия государства и общества.

Что конкретно способствовало продвижению маркетинга в сферу политики и государственного управления? Прежде всего, его изначальная нацеленность на анализ и прогноз состояния рынка, с которым - в широком смысле слова - связано существование каждой организации, каждого индивида. Способность изучать рынок посредством новых информационных и исследовательских технологий, пользоваться полученным знанием является основой рациональной, сводящей до минимума возможные риски, прагматически выстроенной и, в то же время, не близорукой политики. В не меньшей степени маркетингу присуще умение воздействовать на потребителей - с помощью, главным образом, СМИ и лидирующего в них телевидения.

Все сказанное выше может быть схематизировано следующим образом :

Рисунок1 - Развернутая схема функционирования политического маркетинга

Действия, предпринимаемые фирмой на уровне концептуализации продукта, его продажи в том месте, где находятся покупатели, побуждение последних к покупке средствами «промоушена», рекламы, определения цены товара, тесно увязаны с анализом рынка и приоритетных сегментов - «мишеней». Именно эта многоплановая деятельность называется маркетинговым миксом или оптимальным сочетанием различных составляющих производственно-коммерческого усилия. «Маркетинговый микс интегрирует всю информацию, характеризующую рыночные силы (отношение и поведение потребителей, влияние конкуренции), и действия, которые могут быть предприняты (реклама, придание товарного вида, цена)», - писал профессор Гарвардского университета Нейл Борден, предложивший понятие маркетингового микса .

1.3 Основные инструменты (политическая реклама, имидж, PR)

Коммуникация составляет непременный и принципиально важный элемент политического маркетинга. Мировой и российский опыт учат: успех на выборах придет к тому, кто не только сумеет отыскать своего кандидата, определить стратегию кампании, но и найти общий язык, установить контакт и взаимопонимание с избирателями. Именно эта задача и реализуется на этапе постановки и осуществления эффективной политической коммуникации. Процесс перехода от стратегического планирования к коммуникации лаконично и выразительно обрисовал Джо Наполитан: «определите, что Вы хотите сказать избирателям - решите, как Вы будете это делать - откройте рот и произнесите задуманное».

Выбор каналов, средств коммуникации - задача серьезная и ответственная. На Западе уже перестали тратить слишком большие средства на дорогостоящие и малоэффективные проспекты, буклеты, листовки, плакаты. Все это легко срывается, уничтожается, топчется ногами на грязных тротуарах (следует оговориться, что в сельской местности к агитационной литературе относятся более уважительно - читают, передают соседям, берегут). Самым действенным коммуникационным каналом является, конечно, телевидение и, прежде всего, передачи динамичные - «круглые столы», обсуждения, дебаты между конкурентами с участием опытных журналистов.

Самой заметной для избирателя стороной думской и президентской кампаний является реклама, прежде всего, телевизионная.

Политическая реклама представляет собой одну из сфер рекламной деятельности, наряду с экономической, социальной, юридической, конфессиональной, личностной рекламой, рекламой услуг, межличностных отношений и т.д. Цель любого рекламного сообщения - побудить людей к конкретному действию, с желаемым и программируемым результатом, причем временной интервал между посланием и ожидаемой реакцией на нее должен быть как можно меньше, т.е. действовать следует «как можно быстрее, как можно энергичнее».

Применительно к политической рекламе мы вполне определенно можем говорить о ее информационной функции, поскольку одна из задач, стоящих перед ней, - оповещение, ознакомление аудитории с политической акцией, кандидатом, партией, их взглядами, предложениями, преимуществами. Мы можем также вести речь о коммуникативной функции политической рекламы, так как она устанавливает контакт между носителями власти или претендентами на места во властных структурах и населением, осуществляет определенным образом направленную адресную связь между ними, используя предельно доступную для восприятия знаковую систему; она является своего рода проводником идей, ретранслятором образов, символов, мифов. Политическая реклама функционирует в условиях политической конкуренции, она выделяет собственный объект среди других (таким объектом может быть личность или партия, за которыми всегда стоит определенная система взглядов на социальные проблемы и способы их решения, на оптимальные пути устройства жизни в социуме), поэтому допустимо, на наш взгляд, говорить о социально-ориентирующей, идеологической функции политической рекламы.

Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, вербовки новых членов, донесения до широких масс идеи или принципов новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.

Цель политической рекламы заключается в том, чтобы побудить людей к участию в каких-либо политических процессах, в частности, в делегировании тех или иных полномочий каким-то деятелям: иначе говоря, - побудить людей к тому или иному типу политического поведения, в том числе электорального.

Исходя из этого, политическую рекламу можно определить следующим образом: это форма политической коммуникации в условиях выбора, адресное воздействие на электоральные группы, имеющее целью преподнести «в крайне доступной, эмоциональной, лаконичной, оригинальной легко запоминающейся форме суть политической платформы определенных политических сил, настроить на их поддержку сформировать и внедрить в массовое сознание определенное представление об их характере, создать желаемую психологическую установку, предопределяющую направление чувств, симпатий а затем и действий человека».

Методы рекламной деятельности относятся к числу коммуникативных методов, ориентированных на управление массовым поведением посредством воздействия на сознание людей. Реклама, в том числе политическая пользуется как рациональными, так и эмоциональными способами воздействия на аудиторию. Эмоционально поданная информация усваивается быстрее. К тому же сами реакции людей зачастую иррациональны, непоследовательны, основаны на эмоциях.

В то же время нельзя пренебрегать и рациональной составляющей поведения избирателей. Расхожее утверждение, что главное для них «не политика кандидата, а впечатление о нем, как о человеке», далеко не всегда соответствует действительности. Так, организаторы избирательной кампании 1992 года в США столкнулись с неожиданно высокой политической активностью электората. Выяснилось, что причиной ее было желание людей понять суть предложений кандидата, к содержанию программ проявлялся больший интерес, чем к тому, что представляет собой политик.

Таким образом, можно заключить, что при использовании тех или иных методов политической рекламы необходимо соблюдать эффективное равновесие, при выборе того или иного метода учитывать политическую ситуацию, состояние массового сознания в данный период времени, преобладание тех или иных механизмов восприятия в конкретной целевой группе.

Одно из центральных понятий политической рекламы - образ, или имидж кандидата. Первоначально термин «имидж» использовался в коммерческой рекламе для дифференциации однородных товаров. С разработкой новых методов организации избирательных кампаний в начале 60-х годов XX века в США это понятие стали широко применять и для дифференциации общественных лидеров.

Опираясь на ряд работ, посвященных имиджу, можно обозначить некоторые его характерные свойства и признаки:

Имидж упрощен по сравнению с объектом, публичным портретом которого он является; вместе с тем он подчеркивает специфичность и уникальность объекта; имидж можно рассматривать как разновидность свернутого сообщения: значительный объем информации, которую несет объект, через посредство имиджа сводится к ограниченному набору символов;

Имидж конкретен, но подвижен, изменчив; он все время корректируется, адаптируется к требованиям текущей ситуации;

Имидж в определенной степени идеализирует рекламируемый объект, либо преувеличивая его выгодные черты, либо наделяя объект дополнительными социальными, идеологическими, психологическими качествами в соответствии с ожиданиями тех, на кого нацелена реклама;

Будучи привязанным к своему прообразу, имидж тем не менее живет по собственным законам в соответствии с психологическими ориентациями обыденного сознания;

Имидж занимает место между реальным и желаемым, между восприятием и воображением, искусственно расширяя восприятие данного объекта и поощряя воображение воспринимающего индивида, его «соучастие» в формировании имиджа.

Применительно к политическому имиджу можно добавить, что он представляет собой своего рода цементирующую структуру, поскольку объединяет представления аудитории о рекламируемом объекте и характеристики, отражающие реальные свойства объекта.

Формирование имиджа кандидата с использованием маркетинговых технологий - это «основанная на изучении электората система оптимизации значимых характеристик кандидата (внешность, манеры, публичное поведение, программы) и информационного воздействия на целевую аудиторию, направленная на получение максимального числа голосов избирателей для данного лидера».

Неразрывно связаны с категорией «имидж» и такие понятия, как характеристики, качество кандидата.

Характеристики кандидата - это совокупность качеств, присущих ему, таких, например, как пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, образование, партийная принадлежность, доходы, социальный статус, занимаемая должность и др. Особое значение имеет позиция кандидата по ключевым вопросам, волнующим электорат, и его программа. Качество кандидата - степень соответствия его характеристик потребностям электората.

Итак, в качестве посредника между лидером и массой в политической коммуникации выступает имидж политика. Он постоянно воспроизводится самим субъектом и средствами коммуникации. Специфическое качество имиджа - доминантность: мы оперируем свернутой основной информацией вместо того, чтобы оперировать полным объемом информации.

Содержательное наполнение политической рекламы определяется потребностями электората. Основная ее коммуникативная задача заключается в «увязывании» запроса объекта и предложения субъекта. Система факторов, формирующих политический выбор, - сложное, многоуровневое, но достаточно гибкое образование. Управляя этими факторами по отдельности, комплексно или используя различного рода комбинации, можно варьировать как нюансы выбора, так и общее его направление. Этой цели и служат различные варианты рекламного воздействия.

Для успешного решения коммуникативных задач политической рекламы необходимо проводить детальные исследования политического пространства (законодательной, политической, демографической и экономической ситуации, системы власти, расстановки сил на политической арене, в экономической сфере и т.д.). Состояние этого пространства и ситуативные изменения во многом определяют направленность действий избирателей. Чтобы достичь максимальной эффективности коммуникации политической рекламы, особое внимание следует уделять изучению общественного мнения, потребностей, мотиваций и предпочтений избирателей, определению целевых аудиторий.

Таким образом, на сегодняшний день политическая реклама в России стала неотъемлемой частью массовой культуры и социального обихода. Заняв прочное место в иерархии коммуникативных ценностей, она умудряется оставаться постоянным партнером всех средств массовой информации и участником жизни каждого из нас.

Для политических партий и общественно-политических движений взаимодействие с общественностью так же важно, как и для органов государственной власти и муниципального управления. В большинстве политических партий и общественно-политических движений создаются и функционируют специальные службы PR, а там, где их нет (однако даже в России, такое случается крайне редко), функции PR выполняются лидерами этих политических движений и их аппаратом. Общие моменты деятельности служб PR, как в органах государственной власти, так и в политических институтах гражданского общества, можно охарактеризовать следующим образом:

Они устанавливают, поддерживают и расширяют связи и контакты с общественностью, с другими субъектами политического процесса, а также их службами PR;

Информируют общественность о политической позиции государства, той или иной политической партии или объединения, разъясняют детали и мотивы принятия тех или иных решений;

Осуществляют социально-политический мониторинг, иными словами, изучают общественное мнение, расстановку политических сил, социально-политические процессы и политическую конъюнктуру;

Отслеживают общественную реакцию на принимаемые действия или политические заявления;

Прогнозируют развитие общественно-политических процессов, возможные последствия принимаемых решений и проводимых акций;

Обеспечивают субъект политики аналитической информацией, в том числе, и рекомендациями по поводу предпочтительности тех или иных форм коммуникации, а также собственно содержания передаваемой информации;

Формируют благоприятный имидж субъекта политики, его структур и лидеров, защищают имидж и осуществляют контрпропагандистские акции.

Однако деятельность PR-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет и свою специфику.

Во-первых, PR-службы политических партий по сравнению с государственными PR-службами имеют меньший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что у политических партий более ограниченны финансовые, материальные и организационные ресурсы. В деятельности политических партий не является редкостью отсутствие специальных PR-служб и отделов.

Во-вторых, ввиду того, что деятельность политических партий нацелена на «завоевание» своего электората, их деятельность в сфере PR направлена на определенные слои населения и поэтому имеет нередко характер пропаганды.

В-третьих, политические партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества политических партий заключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок.

Итак, PR-технологии в современной России получили наибольшее распространение в политической сфере, и даже более конкретно - в избирательных кампаниях.

Глава 2. Политический маркетинг в деятельности партии «Единая Россия»

2.1 Общая характеристика партии «Единая Россия»

Политическая партия «Единая Россия» - российская правоцентристская социал-консервативная политическая партия, крупнейшая партия России. По итогам выборов 2003 года «Единая Россия» сформировала в Государственной Думе парламентское большинство, а в 2007 году - конституционное большинство. Лидер партии, возглавлявший избирательный список партии на думских выборах 2007 года, - нынешний Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин

Начало процессу создания Всероссийской политической партии «Единая Россия» было положено совместным политическим заявлением лидеров организаций - партия «Единство» и «Отечество» - С.К. Шойгу и Ю.М. Лужкова от 12 апреля 2001 года.

Сегодня «Единая Россия» является центральным элементом политической системы страны. Лидер партии возглавляет правительство, в Государственной Думе сформировано конституционное большинство, партия доминирует в региональных парламентах и активно участвует в работе органов местного самоуправления. Успешно реализуются партийные проекты, направленные на повышение качества жизни населения, на динамичное экономическое развитие, на создание интеллектуальных площадок для широкой общественной дискуссии. Все это - закономерный итог тех усилий, которые были предприняты за исторически короткий срок, за семь лет существования партии.

Руководство партии: Председатель партии — Владимир Путин. Председатель Высшего совета партии — Борис Грызлов. Сопредседатели Высшего совета партии — Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу. Численность: около 550 тысяч человек.

Данная партия, по мнению большинства аналитиков, является фаворитом так как она позиционируется как партия власти, которую поддерживает президент, чей рейтинг очень высок.

Партия «Единая Россия» позиционируется в первую очередь как партия, которую выбирает президент. Их лозунг «Вместе с президентом голосуй за «Единую Россию». Немаловажное значение в имидже партии имеет тот факт, что члены «Единой России», возглавляющие ее, занимая высокие государственные посты ведут активную деятельность и, естественно, используют это в создании своего имиджа. Это Борис Грызлов (глава МВД), Сергей Шойгу (глава МЧС), М. Шаймиев (Государственный Советник Республики Татарстан), к которым народ относится с симпатией.

Наиболее четко эту линию определил президент в своем выступлении на съезде партии: «В стране появились партии, способные не только влиять на формирование и принятие государственных решений. Они стали принимать эти решения, не юлить перед обстоятельствами, а брать на себя ответственность, и могут уже контролировать деятельность исполнительной ветви власти. Это уже принципиально новый фактор и для политической системы в целом, и для партийной жизни страны. И среди таких влиятельных партий, безусловно, лидирует «Единая Россия».

То есть имидж партии «Единая Россия» можно сформулировать таким образом: это партия, которую поддерживает президент и которая действует, когда другие ведут дискуссии. Поддерживается этот образ освещением деятельности лидеров партии, подчеркивается их принадлежность к ней, а также с помощью использования имиджа президента России.

2.2 Коммуникативная деятельность партии

Рассмотрим коммуникативную деятельность политической партии «Единая Россия». Партия «Единая Россия» использует в свей деятельности как политическую рекламу так и PR-технологии.

За последние годы партия «Единая Россия» провела очень много рекламных и PR-акций.

Например, рекламная акция по подписке на общефедеральную газету «Единая Россия». Стенд, на которым были размещены отдельные материалы из этой газеты, затрагивающие наиболее важные и социально значимые проблемы, разместили в нескольких точках города. Молодые люди с флагами Партии раздавали прохожим информационные материалы и подписные квитанции газеты «Единая Россия».

Участники акции отметили возросший интерес к деятельности Партии и молодежной организации и значительное снижение агрессивного к ним отношения. Знакомясь с материалами стенда прохожие отмечали, что газета значительное внимание уделяет социальным вопросам, доходчиво и грамотно освещает деятельность Государственной Думы и вселяет надежду на изменение нашей жизни к лучшему.

Партия «Единая Россия» разработала молодежную кампанию с использованием последних веяний в сфере интернет-сообществ (PR-акция «Превед, Медвед!!!»). Одним из самых модных направлений среди современной молодежи, активно осваивающей всемирную паутину, стал персонаж Медвед с поднятыми вверх лапами, нарисованный в стиле детского рисунка, из уст которого раздается одна единственная фраза «Превед!». Буквально за пару месяцев Медвед стал пользоваться большой популярностью среди обитателей сети. Этим и решила воспользоваться главная партия страны.

По словам слухмейкеров, политтехнологи партии считают, что подобные акции позволят дополнительно привлечь на сторону «Единой России» на предстоящих выборах в областную думу достаточно большой процент молодых избирателей.

Прежде всего необходимо отметить явное предпочтение «Единой Россией» центрального телевидения из всех видов средств массовой информации. Можно также отметить, что цитируемость партии «Единая Россия» в средствах массовой информации намного выше по сравнению с другими партиями (КПРФ, СПС, «Яблоко», НПРФ, ЛДПР), что говорит о высокой эффективности работы пресс-центра избирательного блока партии.

Рассматривая соотношение позитивных и негативных материалов в различных средствах массовой информации, необходимо отметить тот факт, что наибольшее количество позитивно окрашенных упоминаний о партии и наименьшее количество негативных приходится на центральное телевидение, что говорит о том, что наибольшее внимание оказывается именно этому средству массовой информации.

В процессе проведения акций и всей рекламной кампании был сформирован собственный информационный поток, определяющий имидж, «лицо» партии в глазах электората. При подаче информации был использован самый распространенный в политическом PR-прием манипулирования массовым сознанием, как расстановка информационных акцентов, причем так как партия и ее лидеры - давно известные и уважаемые люди, то упор был сделан на второй и третий этапы. Партия предъявила свое УПП - уникальное политическое предложение. Здесь был использован прием, который базируется на том, что большая часть аргументов обращена не к разуму, а к чувствам; в данном случае к чувству уважения и доверия к лидерам и сторонникам партии. Широко было использовано и сопоставление партии с конкурентами путем показа их слабых сторон («Пока все дискуссируют мы работаем» - заявление Шойгу по поводу отказа «Единой России» от участия в Теледебатах).

Самого высокого уровня рассматриваемая партия достигла в установлении информационного партнерства, приоритетной поставки информации средствам массовой информации - цитируемость в прессе «Единой России» в положительных тонах превышает цитируемость других партий более, чем в два раза.

Образ партии власти, удалось внедрить в сознание потенциальных избирателей. По данным фонда «Общественное мнение» вот, чем руководствуются люди, которые в принципе могли бы отдать свой голос за «партию власти»: 14% говорят о симпатии к «Единой России»; некоторым она просто «по душе»; некоторым симпатичны лидеры партии; некоторым близки ее идейные позиции («верю им», «она мне по душе», «идеи и цели партии близки мне»); есть и такие, кого привлекает «громкое название, многообещающее».

Для 3% важным аргументом является то, что «Единую Россию» поддерживает президент («партия президента»).

Некоторые сравнивают «партию власти» с конкурентами и отмечают ее преимущества: она, по их мнению, серьезнее, сильнее, перспективнее, популярнее соперников («одна из самых перспективных», «солиднее других», «других нормальных партий не знаю», «большинство проголосует за эту партию»).

2% опрошенных отмечают, что «видны дела» этой партии и ее лидеров, - это подкупает («малоимущим помогают», «для КАМАЗа очень много делают», «они помогают пенсионерам»).

Об эффективности PR в деятельности политической партии «Единая Россия» можно судить по рейтингу данной партии. И можно сделать вывод о том, что данная партия в области PR и политической рекламы действовала профессионально и эффективно. Партия «Единая Россия» прошла в Государственную Думу с самым высоким процентом голосов избирателей, что служит доказательством эффективности выбранной PR-политики, а также эффективности использования в качестве инструментов ее проведения средств массовой информации.

Заключение

Политический маркетинг - это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан.

Политический маркетинг, как и любой другой, направлен на формирование и расширение спроса на свои специфические товары. В обмен на эти товары политические партии (и кандидаты) хотят получить поддержку населения в первую очередь на выборах, а также в проводимых референдумах, различных политических кампаниях, привлечь новых членов в свои ряды с целью усилить свое влияние в обществе.

Функции политического маркетинга: коммуникативная, сбытовая, аналитическая, координирующая.

В 1950-х гг. маркетинг, понимаемый как разветвленная, научно организованная система взаимосвязи производства и рынка, в центре которой стоит потребитель и логика новых отношений, связавших предприятие и рынок, была предельно ясно осмыслена мэтром классического маркетинга Филиппом Котлером.

Важнейшей для развития теории политического маркетинга стала идея Котлера о необходимости сегментации рынка: изучая рынок, то есть совокупность покупателей товара, нужно ориентироваться не на первого попавшегося потребителя, а только на того, кто может заинтересоваться товаром и в перспективе его купить. Котлер также подчеркивал, что имеющиеся в распоряжении производителя ресурсы по определению ограничены, а потому необходимо ответственно продумывать направления их использования для достижения как краткосрочных, так и долгосрочных целей, учитывая при этом выявившуюся конкуренцию. Третьим принципиально важным элементом подхода Котлера выступает значимость аналитической работы, организации продаж, планирования и контроля за эффективностью всей деятельности.

Коммуникация составляет непременный и принципиально важный элемент политического маркетинга. Мировой и российский опыт учат: успех на выборах придет к тому, кто не только сумеет отыскать своего кандидата, определить стратегию кампании, но и найти общий язык, установить контакт и взаимопонимание с избирателями.

Важными свойствами политической коммуникации в идеале должны являться свободные потоки точной, полной, завершенной и проверяемой информации о политических явлениях и процессах, сопрягаемой с основными цивилизационно-культурными ценностями данного общества, демократическими принципами развития и фундаментальными гражданскими и политическими правами человека.

Партия «Единая Россия» является центральным элементом политической системы страны. Лидер партии возглавляет правительство, в Государственной Думе сформировано конституционное большинство, партия доминирует в региональных парламентах и активно участвует в работе органов местного самоуправления. Успешно реализуются партийные проекты, направленные на повышение качества жизни населения, на динамичное экономическое развитие, на создание интеллектуальных площадок для широкой общественной дискуссии. Все это - закономерный итог тех усилий, которые были предприняты за исторически короткий срок, за семь лет существования партии.

Руководство партии: Председатель партии — Владимир Путин. Председатель Высшего совета партии — Борис Грызлов. Сопредседатели Высшего совета партии — Минтимер Шаймиев, Сергей Шойгу.

Список литературы

  1. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 317 с.
  2. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. - Издательство: ИНФРА-М, 2000. - 285 с.
  3. Игнатов В.Г., Кутырев Н.П., Кислицын С.А. Технологии избирательных кампаний. Издательства: МарТ, ИКЦ «МарТ», 2004. - 272 с.
  4. Клочкова М.С. Краткий курс по политическому менеджменту: учеб. пособие. - М.: Издательство «Окей-книга», 2009. - 110 с.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с.
  6. Кравченко А. И. Политология / МГУ им. М. В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2005. - 447 с.
  7. Если Курсовая работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

(англ.marketing- рынок, сбыт) - система целенаправ­ленного воздействия на сознание и поведение лю­дей; их объединений и организаций, позволяющая в условиях политических и гражданских свобод сформировать у них такие интересы и потребнос­ти, которые выгодны действующему субъекту политических отношений.

Эта система включает в себя политические теории, методы, приемы и способы изучения политической среды, а также пути формирования политических запросов и ожиданий, удовлетворение которых призвано влиять на поведение граждан.

Политический маркетинг исходит из того, что политические вку­сы, пристрастия, убеждения у людей разные и нуж­но учитывать это своеобразие, а не бороться с ним путем политического принуждения и насилия. В том обществе, где политика делается на самом вер­ху общественной пирамиды, а затем политические идеи и установки предлагаются гражданам, кото­рые вынуждены потреблять не то, что нравится, а то, что им предлагает действующий режим, поли­тический маркетинг невозможен. А там, где полити­ка формируется с учетом политических устремлений рядовых граждан, потребность в политическом мар­кетинге появляется неизбежно. Неслучайно в стра­нах с развитыми демократическими традициями партии тратят на маркетинговые исследования для своих лидеров ежегодно значительные средства. Сама политическая практика подсказывает, что в современных условиях без маркетингового обеспе­чения любой претендент на лидерство оказывается обреченным на провал. Разновидностью политического маркетинга является выборная инженерия или избирательная технология. Этим термином обозна­чается направление научных исследований, в рам­ках которого исследуется совокупность проблем организации и проведения избирательных кампа­ний, в частности, сравнительный ана­лиз различных избирательных округов и учет осо­бенностей поведения в них претендента, с целью повышения его шансов на избрание.

В современных условиях политика прочно обос­новывается на товарном рынке. Становится очевид­ным, что она такой же товар, как и все остальное. Однако политический маркетинг занимается не нравственным осуждением политической продажности, а эффек­тивностью рыночного продвижения политического товара. В качестве последнего могут выступать по­литическая власть, политические идеи, организа­ции, лозунги, убеждения, сами политики, т. е. все, что может быть предметом политического обмена между людьми не только на индивидуальном, но и на массовом уровне.

Запрудский Ю.Г.


Политология. Словарь. - М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Книги

  • Политический менеджмент 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата , Владимир Николаевич Колесников. Учебное пособие раскрывает основное содержание, методы и технологии политического менеджмента – одного из ключевых направлений современной политической деятельности. В пособии представлены… электронная книга
  • Политический менеджмент. Учебное пособие , Колесников Владимир Николаевич, Семенов Владимир Анатольевич. Учебное пособие раскрывает основное содержание, методы и технологии политического менеджмента - одного из ключевых направлений современной политической деятельности. В пособии представлены…

Политический рынок

Понятие «политический рынок» достаточно широко употребляется в зарубежной политологии. При этом, однако, в отношении данной категории и всего спектра связанных с ней понятий мнения не однозначны.

Например, в США отождествление избирательной кампании с рынком, где предлагаются товары, в частности кандидаты, а покупателями их являются избиратели, общепризнанно и традиционно.

Во Франции же понятие «политический рынок» предпочитают не употреблять, предлагая такие эквиваленты, как «политическое поле», «политическая игра» и т.д.

Основные элементы политического рынка:

Политические субъекты (агенты) рынка, то есть производители политического товара. Их главная задача: обеспечить высокую конкурентоспособность, высокий спрос и, конечно, реализацию товара;

Политические объекты, т.е. потребители политического товара

Политический товар - это совокупность предлагаемых на политическом рынке товаров и услуг, обладающих полезностью, которая должна быть реализована в случае избрания на властные посты тех, кто эти товары предлагает.

О политическом рынке и обо всех связанных с ним понятиях («политический товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.д.) можно говорить с большой долей условности. Политический рынок от традиционного экономического отличается характером обменных процессов. На этих двух рынках представлены разные типы отношений, предопределяющие также и разные типы поведения. Это различие выражается в следующем:

1) И на экономическом рынке, и на политическом присутствует товар. На политический рынок поступает товар-обещание, потенциальный товар. И «голос» избирателя - это своеобразная предоплата.

2) На обоих рынках товары предназначены для обмена. На политическом рынке в качестве эквивалента предлагаемым товарам выступают голоса избирателей.

3) На двух названных рынках деньги присутствуют. Однако если на экономическом рынке они опосредствуют обмен товаров (Т - Д - Т), то на рынке политическом деньги такой роли не выполняют.

Основные направления маркетингового усилия

От аналогий между маркетингом коммерческим и маркетингом политическим логично отходят пять основных направлений маркетингового усилия:

1) первое направление касается самого продукта, его физических характеристик, придания ему товарного вида; для кандидата речь идет о его персональных характеристиках - возрасте, росте, внешности, одежде, машине, свите, семье и т.д.;

2) второе направление - движение продукта на рынок, его равномерное распределение по всем торговым точкам; для политика это означает его физическое присутствие повсюду, где происходит что-то значимое (события, собрания влиятельных групп, наиболее посещаемые общественные места); если политик не может присутствовать где-либо лично, его присутствие должно быть обозначено доверенным лицом или броским плакатом;

3) третьей составляющей маркетингового усилия является определение цены продукта, ее приемлемости для покупателя - за пределами некоего ценового порога продукт не покупается; для политика, участвующего в кампаниях, понятие цены ассоциируется с программой конкретных действий: если кандидат обещает «навести порядок в стране» посредством военно-полевых судов, то вряд ли эта цена будет приемлема для большинства избирателей; к сожалению, последние далеко не всегда знают, во что им обойдется очередная программа «вывода страны из кризиса» и «осчастливливания народа»;

4) четвертая составляющая - торговый персонал, т.е. совокупность продавцов, квалифицированных и достаточно многочисленных, которые представляют товар, рекламируют его, объясняют достоинства и, наконец, продают, используя в отношении покупателя убеждающие рыночные технологии; для политика торговый персонал - это группы его добровольных помощников, контактирующих с избирателями (лично, письменно, по телефону и т.д.) и убеждающих отдать голос за конкретного претендента - и в данном случае количество и квалификация торгового персонала являются важным элементом успеха «продаж»;

5) пятой составляющей маркетингового усилия является коммуникационная политика - т.е. деятельность по «продвижению» и рекламированию, начиная с самых простых средств представления кандидата (его фотографий, программных документов), распространения плакатов и листовок, вручения подарков, сувениров, устройства лотерей и т.д. до институциональной или товарной рекламы; с наступлением эпохи электронных СМИ радио и телевидение стали особо ценимым средством рекламирования кандидатов, причем, чем выше уровень кампании, тем активнее они используются.

При этом политический рынок – не только эффектная вербальная конструкция или абстракция, интегрирующая представления о политике как особой форме обмена политических товаров и услуг на голоса избирателей, лояльность и поддержку граждан. Политический рынок – это весьма авторитетный в мировой социальной науке теоретико-методологический инструмент изучения политической жизни посредством достаточно формализованной совокупности имплицитных экономическому анализу гипотез и концепций, созданный и успешно апробированный несколькими группами исследователей, представляющих направление рационального выбора – в первую очередь, принадлежащих к знаменитой школе Общественного выбора (Public Choice).

Многие современные политологи, начиная с Ч. Линдблома, А. Вильдавски, Р. Кэрри, рассматривают демократическую политическую систему как рыночный механизм, функцией которого является примирение или балансировка множества конфликтующих между собой воль. Равновесие достигается, во-первых, посредством того, что система преобразует множество разнообразных требований в несколько наиболее весомых, давящих на законодательную и исполнительную власть; во-вторых, благодаря соревнованию между партиями, политиками за голоса избирателей, а также между гражданами за то или иной решение правительства. Тогда распределение благ и принятие решений базируется на достаточно широком волеизъявлении и стабилизирует систему.

Что же мы называем политическим рынком? Систему производства и распределения политических товаров и услуг (идей, программ, стиля управления, имиджа лидера), относительно эффективно обеспечивающую согласование значительного числа интересов конкурирующих между собой продавцов (партий, политиков, бюрократии) и покупателей (избирателей, граждан). Политический рынок – это пространство, на котором происходит обмен голосов избирателей на предвыборные обещания кандидатов, лояльности и поддержки граждан – на проектируемые политиками и управленцами решения; при этом все акторы политического рынка действуют ради достижения собственных целей.

Рынок оснащает политику не только общетеоретическими конструктами и подходами. Он также предоставляет публичному сектору богатый набор оправдавших себя эффективных управленческих технологий, почетное место среди которых принадлежит маркетингу.

На сегодняшний день не существует единственного, признаваемого всеми определения маркетинга – ни классического коммерческого, ни политического. Одни авторы видят в маркетинге не столько технологию, сколько философскую концепцию, мировоззренческую ориентацию, “умонастроение, подвигающее применить к политическому действию методы и способы, которые так хорошо удались применительно к действию коммерческому. Речь идет не о том, чтобы модернизировать пропаганду, а о том, чтобы заниматься политикой, как бизнесом” 9 . Подобное расширительное толкование маркетинга было свойственно и таким классикам, как П. Друкер или Ф. Котлер. Первый считал, что маркетинг является не специфическим видом предпринимательской деятельности, а охватывает всю ее целиком: “Это и есть бизнес, увиденный с точки зрения конечного результата, т.е. с точки зрения потребителя”; “маркетинг есть отличительная и единственная функция бизнеса” 10 . Когда в конце 1960-х гг. Ф. Котлер и С. Леви заявили о возможности применения маркетинга к некоммерческим сферам деятельности, то сделали это именно потому, что видели его цель в удовлетворении потребностей и пожеланий клиентов общественно-политических и религиозных организаций, государственных учреждений и предприятий 11 .

Альтернативным вышеупомянутому выступает прагматичный подход: маркетинг – технология менеджмента, воздействующая на массовое поведение в ситуации соревновательности. По мнению сторонника подобной трактовки, американского экономиста и политолога Г. Маузера. маркетинг включает два основных типа воздействия – “убеждающую коммуникацию” (например, рекламу) и “адаптированное предложение”, т.е. приспособление продавцом товаров и услуг к существующим образцам потребительского поведения 12 . Не менее значимым элементом маркетинга является и успешно эволюционирующий на протяжении последних десятилетий комплекс разнообразных методов изучения тех категорий населения, которые составляют рынок того или иного вида потребительского товара.

Прекрасно зарекомендовав себя за последние полстолетия в сфере коммерции, маркетинг совершенно естественным образом переместился на политический рынок. О существовании политического маркетинга научная общественность осведомлена достаточно полно. Однако по причине того, что наиболее благодатной почвой для пересадки маркетинговых теорий и технологий на почву политики являются избирательные кампании, политическим маркетингом чаще всего называют избирательные технологии 13 . Между тем выборами политическая жизнь не ограничивается. В силу объективных, прежде всего экономических, обстоятельств рыночные подходы завоевывают все более сильные позиции и в сфере государственного управления. С ними связываются надежды на освобождение деятельности аппарата от бюрократических излишеств вследствие усиления “прозрачности” управлении, проведения открытой информационной политики, работы служб по связям с общественностью, освоения таких технологий, как изучение и сегментация рынка, проведение кампаний “из двери в дверь”, социальная реклама и др

Оставаясь на почве технологической трактовки, можно утверждать: политический маркетинг – технология “зонтичная”, инкорпорирующая в качестве составных элементов мониторинг, имиджмейкерство, рекламно-коммуникационную деятельность.

Что же называется политическим маркетингом? Один из наиболее известных в данной области специалистов Д. Линдон предлагает следующее определение: “Политический маркетинг – это совокупность теорий и методов, которыми могут пользоваться политические организации и публичная власть для определения своих целей и программ и для одновременного воздействия на поведение граждан... Электоральный маркетинг в строгом смысле слова есть лишь часть политического маркетинга, имеющая более узкую цель: помочь политическим партиям и кандидатам разработать концепцию эффективной избирательной кампании и осуществить ее”15. Другими словами, политический маркетинг – определенная концепция практической политики и управления, снабженная набором технологически отточенных знаний и умений в сфере изучения общественных потребностей, предложения отвечающих этим потребностям политических и управленческих решений, реализации принятого курса вплоть до получения желаемого результата.

Технология лоббизма.


Похожая информация.