Пути повышения эффективности управления школой. Пути повышения эффективности управления сферой образования в рф. Воздействие обеих частей друг на друга осуществляется в виде передачи информации

1

Задачей руководства является создание атмосферы доверия, инициирование, признание и поощрение вклада сотрудников в общее дело, поддержка открытых и честных взаимоотношений в компании. Такая атмосфера максимально способствует раскрытию творческих возможностей работников и эффективному решению задач в области качества. Руководство должно постоянно заботиться об обучении персонала, а также обеспечивать необходимыми ресурсами процесс достижения целей в сфере качества.

Мeнeджмeнт

внутришкoльнoe управление

1. Кoнaржeвский Ю.A. Мeнeджмeнт и внутришкoльнoe упрaвлeниe. – М.: Цeнтр «Пeдaгoгичeский пoиск», 2000. – 224 с.

2. Пимeнoвский В.Я. Трeбoвaния к личнoсти учитeля в услoвиях высoкoтeхнoлoгичeскoгo oбщeствa // Пeдaгoгикa. 1997. – № 5. – С. 97–103.

3. Пугaчeв В.П. Тeсты, дeлoвыe игры, трeнинги в упрaвлeнии пeрсoнaлoм. – М.: Aспeкт Прeсс, 2001.

4. Одерышев Б.С., Фролова О.И. Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом. – Санкт-Петербург, 2007. – 29 с.

5. Шипунoв В.Г., Кишкeль E.Н. Оснoвы упрaвлeнчeскoй дeятeльнoсти: упрaвлeниe пeрсoнaлoм, упрaвлeнчeскaя дeятeльнoсть, упрaвлeниe нa прeдприятии. – М.: Высшaя шкoлa, 1999. – 304 с.

Как известно, образование - это та основа, с которой начинается социализация человека, начинается его самостоятельная жизнь в обществе. Пожалуй, именно от образования и зависит дальнейшая судьба индивида, его место в жизни государства, его приоритеты и внутренние правила. В этом отношении первостепенной задачей государства является обеспечение наилучшего качества образования. Не стоит жалеть ни средств, ни времени на повышение его качества, ведь это работа на перспективу. Благополучие страны напрямую связано с тем, насколько образованны и квалифицированны ее жители.

Решение задачи управления образовательным учреждением приобретает все больший вес в связи с гуманизацией и демократизацией, возрастанием роли и значимости защиты прав и свобод человека, развитием рыночных отношений, формирование новых социальных структур и форм управления. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Хотя эти механизмы все еще мало изучены, но уже имеющиеся результаты научных исследований могут существенно расширить возможности руководителя создавать условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации.

Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов. Поскольку школа - социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею. В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители». Так, теория управления школой, в частности, педагогическим коллективом существенно дополняется теорией внутришкольного менеджмента.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности. Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.

Внедрение и функционирование систем управления деятельностью учебных заведений, ориентированных на качество образования, будет способствовать обеспечению конкурентоспособности системы образования в целом и повышению конкурентоспособности отдельных учебных заведений, в частности. Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности директора школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. По своей природе организаторская деятельность человека - деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструктирование, формирование убежденности в необходимости выполнения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредственной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое действие как оценка хода и результатов конкретного дела.

Все личностные качества руководителя проявляются в его стиле управления. Стиль управления - это определенная система предпочитаемых руководителем способов, методов и форм управленческой деятельности. Выбор того или иного стиля руководства обусловлен множеством взаимодействующих объективных и субъективных факторов. К объективным факторам можно отнести такие как содержание выполняемой деятельности, мера трудности решаемых задач, сложность условий, в которых осуществляется их решение, иерархическая структура руководства и подчинения, социально-политическая ситуация, социально-психологический климат в коллективе и др. К субъективным факторам следует отнести типологические свойства нервной системы (темперамент), свойства характера, направленность, способности человека, привычные способы деятельности, общения, принятия решений, знаний, опыт, убеждения. Одним из показателей организаторской культуры руководителя является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных.

Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогическую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значительных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время - основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке, как учителей, так и администрации школы.

Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.

В самом общем виде можно определить те требования, которым соответствует руководитель любого управленческого ранга в различных социальных организациях.

Эти требования определяются через профессионально значимые качества, под которыми мы подразумеваем индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. Ответ на вопрос о качествах, которыми должен обладать руководитель, претерпел существенную эволюцию в ходе развития управленческой теории.

Итак, эффективность работы любой организации, в том числе и общеобразовательной школы, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы учреждения, необходимо обратиться к личности руководителя. Развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы образовательного учреждения.

Библиографическая ссылка

Aжибeкoв К.Ж., Жeтписбaeвa Г.O., Ермаханова Ш.Н., Тoгaтaй М.М., Aсылбaeвa Ж.У., Ермаханов М.Н. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 876-878;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9978 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики высшего образования

Технологии повышения эффективности управления

Краснодар 2013

Эффективность управления - это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающейся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления).

На наш взгляд, эффективность управления имеет первоочередное значение для многих аспектов менеджмента и конечно для социальной работы. Это является важным в первую очередь, потому что от качества оказываемых услуг в данной сфере часто не только успех и производительность организации, но и жизнь людей.

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации. Недостаточно принять грамотное управленческое решение, добиться его реализации. Необходимо осуществить контроль за его выполнением, оценить его эффективность и внести необходимые коррективы, чтобы следующий цикл управленческой работы был еще более эффективен, чем предыдущий.

Комаров Е.И., Войтенко А.И. выделяют 2 подхода к эффективности социальной работы. социальный забайкальский ярославск вологда

Первый -- это соотношение между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанное с обеспечением этих результатов.

Ключевыми проблемами применительно к такому определению выступают измерение (описание) результатов или эффектов и затрат, а также влияние затрат и других факторов на результаты.

«Ситуации соотношения» бывают самыми разными. Затраты сохраняются на прежнем уровне, а результаты в количественном и качественном измерениях достигнуты более высокие по сравнению с прежними периодами. Затраты сокращены, а результаты остались те же, что и при несокращенных затратах или даже выросли. Затраты в какой-то степени возросли, а результаты стали еще большими. На практике приходится считаться с так называемыми «предельными результатами», когда их количественные и качественные характеристики не возрастают из-за лимитации ряда факторов, имеющих конкретный характер в данном учреждении социальной защиты.

Второй подход рассматривает эффективность работы как фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Ключевая задача, исходя из такого понимания, -- измерение (описание) результатов.

Поскольку результаты и затраты могут предполагаться, планироваться, намечаться или выступать в виде целей (задач), постольку эффективность может быть предполагаемой (расчетной, планируемой) и фактической (реально достигнутой).

Другими важными проблемами являются оценка эффективности; выбор предметов оценки эффективности; субъекты, оценивающие эффективность, методы и методики оценки эффективности; факторы, влияющие на эффективность/неэффективность.

Следует отметить, что исследования в области эффективности социальной работы начались недавно -- в начале 1996 г. И поэтому имеются только первые научные итоги, связанные главным образом с разработкой понятийного аппарата, определением видов методик и методов, с помощью которых можно производить оценку эффективности.

В учебнике «Основы социальной работы» управление и эффективность социальной работы рассматривается в:

В широком смысле социальное управление означает управление всеми и любыми общественными процессами, а в узком управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни.

Управление социальной работой направлено на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно слабо защищенных слоев и групп.

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, сотрудники, вся система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Субъектами управления выступают руководители социальных служб и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Важнейшее условие эффективности системы социальной защиты населения - структурное совершенствование деятельности различных уровней управления органов социальной работы.

Выделяют три уровня управления:

1. верхний, институциональный? Российская Федерация и автономная республика;

2. средний? регион, т. е. органы социальной защиты краев,
областей, автономных образований, городов, районов, округов,
префектур, муниципалитетов;

3. низший? социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством ее организации и управления. В то же время, теория управления социальной работой мало исследована. В числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе, формулировка его концепции и дерева целей;

Исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на федеральном и региональном уровнях;

Моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

Разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

Исследование информационных основ управления в социальной работе, создание современного банка данных;

Разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

Разработка алгоритмов организации личной работы социальных управленцев и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

Исследование методов мотивации социальной работы, обоснование предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Одним из составляющих моментов эффективной деятельности организации являются профессионализм и деловые качества ее руководителей. Также индивидуальные различия людей в способностях, мотивации, знаниях и умениях серьезно отражаются на эффективности их управленческой деятельности.

Руководство социального учреждения обязано правильно подбирать специалистов с соответствующим образованием, опытом работы, обладающих знаниями и практическим опытом, необходимым для выполнения возложенных обязанностей, потому что в учреждениях социальной сферы большую роль играет «человеческий фактор». Недооценка человеческого фактора приводит к тому, что в учреждениях увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров. Следствием этого является потеря в производительности труда. А в результате страдают те категории граждан которые особенно нуждаются в социальной защите. Разумное использование кадрового ресурса может способствовать повышению эффективности и производительности, без особых экономических затрат.

Также для повышения эффективности важным фактором является информационная открытость. Она не только помогает повысить осведомленность населения о решении социальных проблем, но и укрепляет доверие жителей города или района к органу исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в области социальной защиты населения на территории данного района.

Повысить уровень эффективности деятельности организации учреждений социальной защиты стремится каждый руководитель, применяя на практике различные методы дисциплинарного, административного, правового, материального воздействия на персонала.

Для повышения эффективности управления и групповой деятельности социальных учреждений необходимы:

Взаимные обязательства, доверие и отчетность, которые возникают в результате разделения команды, общее назначение, цели и подход;

Дух партнерства и товарищества, которые могут провялятся исключительно в деловой сфере, не распространяясь на личную жизнь;

Открытое обсуждение проблем;

Хорошая циркуляция информации высокая адаптивность, которая обуславливается матричным принципом внутренней организации, когда отдельные подгруппы создаются под задачу и легко могут быть переформированы;

Лидерство, которое основывается на содействии и сотрудничестве;

Руководство, выступающее катализатором группового взаимодействия и сотрудничества, обеспечивающее оптимальное соотношение внешнего контроля и независимости.

Значительно повысить эффективность управления социозащитных учреждений при умелой оценке и использовании способны ресурсы. Выделяют следующие типы ресурсов: время, документы, персонал, методы, административные системы.

Нельзя добиться эффективной деятельности без достаточного включения сотрудников в процесс жизнедеятельности организации. Сотрудники как ресурс организации - это:

Активные участники процесса коммуникации, формирующие и распространяющие информацию;

Средство достижения целей, решения организационных задач;

Источник повышения уровня компетентности и профессионализма в организации.

О уровне профессионализма персонала как фактора повышения эффективности управления говориться в журнале «Социальная работа» 2013 г. № 2 статья Л.Г. Филипповой директора государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

«С целью обеспечения необходимого уровня профессиональных компетенций для специалистов ЕСРЦ проводятся аудиоконференции и видеоуроки. Записи аудиоконференций и видеоуроков, нормативно-правовая и методическая информация по вопросам деятельности размещаются на внутреннем сайте учреждения, где создан информационно - правовой сервис «База знаний»».

Также чтобы повысить эффективность управления они используют информационные технологии: «Создание на базе учреждения корпоративной сети передачи данных позволило объединить базы данных в единую систему и организовать работу на новом уровне - в режиме реального времени. Корпоративная сеть передачи данных включает в себя сервер IP телефонии, объединяющий Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, 30 отделов Министерства в муниципальных районах и городских округах, Государственное казенное учреждение «Единый социальный расчетный центр», учреждения системы социальной защиты населения края; единая точка подключения к сети «Интернет»; автоматизированное рабочее место «Клиентская служба».

Общая концепция «Клиентской службы» заключается в регистрации действий специалиста на конкретное обращение гражданина; в возможности получения оперативной информации о любом обращении гражданина в филиал учреждения, о сроках рассмотрения заявлений, о количестве обращении, рассмотренных конкретным специалистом филиала за определенный период времени, в режиме онлайн.»

В журнале «Социальная работа» 2011г. № 7 в статье Антонины Дашкиной, президента Союза социальных педагогов и социальных работников говориться о методах на применяемых на Дальнем Востоке: «В рамках своей деятельности ССОПиР организует конференции, круглые столы, форумы, съезды и симпозиумы. Мы занимаемся организацией профессиональных обменов между социальными работниками разных стран. Российские социальные работники выезжают в Великобританию, Данию, Испанию, Францию, для знакомства с опытом работы наших коллег».

В статье Н.Л. Хороброй, в журнале «Социальная работа» 2011г. №5 директора государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда» говорится о нововведении помогающем повысить эффективность управления и функционирования в целом. «Ноу - хау» Вологодского МФЦ - универсальность специалистов. Каждый «универсал» в 22 окнах принимает документы по любой из 84 государственных услуг, что позволяет не только избежать очередей, но и повысить эффективность работы».

Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области автор статьи «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» считает что повысить уровень эффективности управления социальной работой можно с помощью информатизации управленческих процессов.

Цитата: «Говоря об информационной модели государственного управления отраслью социальной поддержки населения следует понимать, что, прежде всего, речь идет об информатизации всех управленческих процессов в органах социальной защиты населения, об информатизации межведомственных взаимоотношений, о создании информационных систем, способных поддерживать все функции взаимодействия этих органов с населением и предпринимательскими структурами.

Департамент труда и социальной поддержки населения Ярославской области определил следующие цели по созданию единой отраслевой информационной системы:

Повышение эффективности системы социальной поддержки за счет оперативности и комплексного анализа информации;

Создание и развитие механизмов мониторинга и прогнозирования изменений показателей в сфере социальной защиты.

Создание условий повышения качества, полноты и эффективности оказания услуг населению в электронном виде.

Данная точка зрения близка нам, безусловно, в наше время нельзя игнорировать информатизацию структур. Данный подход поможет увеличить скорость обработки данных, совершенствовать отчетность, аналитику, прогнозирование бюджета выплат.

В Росси в области повышения эффективности управления социальными учреждениями, как и со всей социальной сферой далеко не все идеально. Но с каждым годом разрабатываются новые методы для улучшения управлении социальной сферой. Как мы видим из практики, благодаря грамотному управлению создаются информационные системы в социальных учреждениях, растет уровень профессионализма специалистов социальной сферы, разрабатываются новые технологии помощи клиентам.

Переход на новые организационные формы предоставления мер социальной поддержки населению позволяет повысить доступность и качество предоставляемых услуг.

Рассмотрев, научную литературу и статьи, связанные с данной проблематикой мы можем говорить о том, что эффективность управления социальной работы требует совершенствования и доработки. Мы выделили следующие основные направления для повышения эффективности управления в социальной работе:

Разработка теоретических основ управления в социальной работе.

Исследование информационных основ в управлении социальной работой.

Исследование организационных структур управления социальной работой.

Список используемых источников

1. Менеджмент социальной работы: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб.заведений / Под ред. Е.И.Комарова и А.И.Войтенко. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

2. Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П.Д. Павленок.-2-е изд.,испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 395с.

3. Организация., управление и администрирование в социальной работе: учебник для бакалавров / под ред. Е.И. Холостовой, Е.И. Комарова, О.Г. Прохоровой.- М.: Издательство Юрайт, 2012.-425 с.

4. Журнал «Социальная работа», статья «Новые информационные технологии в сфере социальной защиты» автор Соколов С.П. Начальник информационно методического департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области.

5. Журнал «Социальная работа», статья «Многофункциональный центр» автор Н.Л. Хоробрая директор государственного учреждения Вологодской области «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда».

6. Журнал «Социальная работа», статья «Принцип «одного окна»» автор Л.Г. Филиппова директор государственного казенного учреждения социального обслуживания «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края.

7. Журнал «Социальная работа», статья «Форум в Хабаровском крае - новый шаг к модернизации социальных служб в Сибири и на Дальнем востоке» автор Антонина Дашкина президент Союза социальных педагогов и социальных работников.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Критерии, принципы и уровни эффективности системы управления. Факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Структура организации и понятие разделения труда. Роль персонала и правильной организации труда, влияние руководителя.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2009

    Особенности функционирования предприятия, работающего в социальной сфере. Совершенствование контроля за деятельностью персонала. Характеристика ООО "Центр доставки пенсии". Мероприятия, направленные на улучшение психологической обстановки в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 09.10.2013

    Факторы, повышающие эффективность менеджмента. Пути повышения эффективности управления. Сбалансированная система показателей эффективности (ССП). Реинжиниринг. Опыт Ford Motor. Опыт Kodak. Пример повышения эффективности менеджмента организации.

    реферат , добавлен 28.07.2008

    Управление организацией на современном этапе. Оценка потенциала работника. Методы управления персоналом. Центр оценки персонала как метод кадровой работы. Подготовка программы Центра Оценки. Факторы надежности и эффективности центра оценки персонала.

    реферат , добавлен 23.09.2008

    Управленческие решения в системе социального управления. Анализ системы управления социальной защиты (на примере Государственного областного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания населения" г. Ревда). Проблемы социальной защиты населения.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2012

    Основные факторы повышения эффективности управления коммерческой организацией. Использование в управлении информационных технологий, обладающих высокой, мобильностью. Создание, оформления и хранение деловых документов с помощью текстовых редакторов.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Административные методы управления персоналом в организации. Исследование содержания деятельности по управлению персоналом в системе социальной работы. Управление персоналом в учреждении "Хабаровский комплексный центр социального обслуживания населения".

    курсовая работа , добавлен 19.12.2014

    Сущность стандартизации и сертификации продукции. Анализ опыта управления качеством продукции в ООО "Автомир-Вологда". Рекомендации по созданию и обеспечению эффективности повышения качества продукции путем совершенствования организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2015

    Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата. Оценка ликвидности, финансовой устойчивости и показателей оборачиваемости предприятия, характеристика технологии процесса управления.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2011

    Системы современной заработной платы. Понятие системы управления персоналом. Роль текучести кадров в управлении персоналом. Концепция управления персоналом в ООО "Автосервис центр". Совершенствование системы мотивирования и стимулирования труда.

Компонентами, составляющими основу возможности влияния в любой организации, в том числе и в учреждении образования, составляют:

  • 1. Ресурсы организации.
  • 2. Информация.

З. Персонал.

Степень влияния руководителя на показатели возрастет, если каждый компонент будет максимально подконтрольным Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: учебно-практическое пособие, 3-е изд.-М.: ЗАО «Бизнес-школа» «Интел-Синтез», 2003.-352 с..

По нашему мнению, повышение эффективности управленческих решений руководителя государственного образовательного учреждения достигается за счет усиления этих трех компонент.

Успешность деятельности любой школы, детского сада, техникума, колледжа, ВУЗа и, соответственно, его финансовое благополучие, в современных условиях определяется численностью учеников, воспитанников, студентов или слушателей, атак же количеством и разнообразием образовательных услуг, реализуемых в конкретном учебном заведении.

Современный уровень образования невозможен без достаточной учебно-лабораторной базы, вычислительной техники, технических средств обучения, учебно-методических пособий и др.

Поэтому, на наш взгляд, большая часть дохода учреждения должна направляться на:

  • - укрепление материально технической базы;
  • - повышение квалификации и улучшение социально-экономических условий жизни педагогов;
  • - дидактическое обеспечение учебного процесса;
  • - развитие творческих способностей обучающихся (и воспитанников) и укрепление их здоровья;
  • - повышение общей культуры учебного заведения.

Повышение качества обучения и воспитания повышает рейтинг учебного заведения, что ведет к увеличению численности поступающих, а, следовательно, к привлечению дополнительных денежных средств.

Увеличение степени влияния руководителей ГОУ на показатели эффективности управленческих решений возможно при наличии единого информационного пространства, которое позволяет обеспечить все уровни управления непротиворечивой информацией из единого информационного фонда и обеспечить лучшую согласованность решений, принимаемых на разных уровнях управления.

Кроме того, адекватная оценка фактического состояния объекта, по поводу которого принимается решение возможна в случае систематического накопления и анализа информации об объекте, что в настоящее время наиболее оптимально достигается за счет использования современного информационного обеспечения.

В основе эффективности управленческих решений по управлению образовательным процессом лежит высококачественная информация о состоянии, ресурсах ГОУ, узких местах, отклонениях от плана, о тенденциях изменения состояния образовательного процесса, позволяющая предсказывать возможные сбои и выбирать наилучшие пути развития системы. Традиционные системы сбора и подготовки информации для принятия управленческих решений в ГОУ базируются на использовании бумажных носителей. При постоянно увеличивающемся и усложняющемся спектре образовательных услуг, в условиях его динамического развития, они перестают удовлетворять предъявляемым требованиям. Оказываются объективно необходимыми автоматизированные системы обработки и сохранности информации.

Принятие эффективных стратегических управленческих решений в образовании, связанных в основном с задачами планирования, направленных на развитие государственного образовательного учреждения и реализуемых в течение длительного интервала времени возможно при наличии информации о тенденциях развития образовательных учреждений, тенденциях развития (изменения) внешней среды, следовательно, необходимо накопление информации за определенный промежуток времени и ее аналитическая обработка.

Повышение эффективности оперативных управленческих решений в образовании, затрагивающих вопросы организации учебного процесса, управления персоналом учреждения и т.д. также предполагает создание современной информационной поддержки.

Одним из направлений повышения эффективности оперативных управленческих решений в государственном образовательном учреждении является увеличение профессионализма педагогических работников.

Учебное заведение будет развиваться, когда в его сотрудниках сочетаются профессионализм педагогических работников и качества менеджера.

Основной задачей менеджеров высшего звена управления ГОУ, на наш взгляд, является создание условий для работы всем педагогам, более глубокая дифференциация в оплате труда и разработка системы стимулирования, направленной на повышение профессионализма сотрудников государственном образовательном учреждении.

К факторам профессионализма относятся: свободное владение основами своего дела; наличие глубоких специальных знаний своего предмета; хороший имидж и репутация, умение устанавливать и поддерживать отношения с коллегами, руководителями, подчиненными и другими категориями персонала; высокий уровень самоорганизации и знание основ самоменеджмента.

Таким образом, сущность повышения эффективности управленческих решений в ГОУ состоит в том, чтобы при относительно меньших затратах времени, средств, труда менеджеров обеспечить достижение наиболее оптимального внутреннего и внешнего состояния организационной системы.

На наш взгляд, особого внимания требует вопрос о соотношении индивидуальных и коллективных форм организации управленческой деятельности образовательного учреждения. С одной стороны, на практике часто выделяют значимость руководителя, а с другой -- современная сфера образовательных услуг и управление ею, невозможны без группы единомышленников. Формирование таких групп управленческого персонала - носителей творческих преобразований и нестандартного мышления требует переосмысления всей кадровой политики образовательного учреждения и построения действенной системы управления персоналом. Поэтому далее речь пойдёт о перспективах проектно-ориентированного управления персоналом в образовательных учреждениях России.

В статье дан обзор современным образовательным технологиям. Технология развития критического мышления, педагогическая мастерская, технология диалогового взаимодействия, которые ориентированы на развитие универсальных учебных действий учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии  инструмент повышения эффективности образовательного процесса

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

Чернышевский Н.Г.

Модернизация российского образования предполагает создание условий для дальнейшей гуманизации образования, развивающего обучения, способствующего повышению качества знаний и усилению личностной активности ученика в учебном процессе. В этой связи особую значимость приобретает формирование таких качеств мышления и личности, как самостоятельность, ответственность, уверенность в себе, отсутствие страха перед неудачей, основанное на овладении учащимися средствами саморегуляции мышления и поведения.

Требуются новые технологии, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам и позволят учащимся в самостоятельном поиске приходить к открытию новых знаний. Те знания, умения, навыки, которые приобретены при самостоятельном открытии будут более прочными и осознанными, а значит более качественными.

В период кардинальных преобразований к личности предъявляются повышенные требования. Поэтому на первый план в построении учебного процесса и взаимодействии учителя и ученика выдвигаются не усвоение учебного процесса, а формирование интеллектуальных умений, опыта принятия решений, формирование у учащихся ответственности за свое обучение, умение контролировать учебный процесс. Новые педагогические технологии образования дают толчок самореализации обучаемых, создают атмосферу сотрудничества, повышают ответственность педагогов за результаты своего труда.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Метакогнитивные образовательные технологии предполагают более высокий уровень познания, обозначающий способность к самоанализу и самоконтролю познания и восприятия информации, перевод внешней информации во внутреннюю.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (Д.Халперн, К.Мередит, Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и др.), так и в России (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.) под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

3 этап - «Рефлексия» (размышление).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Основной целью технологии является развитие интеллектуальных навыков учащихся, рефлексии, умений работать с информацией.

Первыми интерес к проблеме диалогового взаимодействия в образовании проявили философы и педагоги:

Идею диалога развивали Сократ, Х.Гадамер, А.Камю, М.Хайдеггер, гуманистическую направленность диалоговой стратегии показали Платон, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Дистервег, К.Д.Ушинский.

Каждый участник совместного диалогового взаимодействия не только осознает необходимость приобретения основных умений коммуникативно- деятельностной личности, но и разбирается в способах их развития.

На этапе введения нового материала с применением данной технологии должны быть проработаны 2 звена, постановка проблемы и поиск ее решения.

Работа с текстом позволяет каждому ребенку выбрать удобный для него темп работы и формирует у него способность к активному восприятию и усвоению полученной информации. На следующем этапе урока происходит взаимообмен заданиями. Третий этап урока нацелен на работу с новыми текстами. Благодаря предложенной технологии повышается интенсивность урока, ответственность каждого ученика за работу в группе, формируются навыки делового общения.

Современное общество нуждается в людях, занимающих активную жизненную позицию, способных креативно мыслить, принимать решения в ситуации выбора, прогнозировать последствия своих действий. Особенно востребован человек, умеющий самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, способный к саморегуляции в разных ситуациях.

Также одной из эффективных образовательных технологий является педагогическая мастерская построения знаний. Мастерская - синтетическая, многомерная интегрированная рефлексивная образовательная технология с вероятностным результатом, ориентированная на личностно деятельностный подход. Педагогическая мастерская как форма, метод и тех нология обучения возникла не на пустом месте.

Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А. Рачинского , исследования Л.С. Выгот ского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.-Ж. Руссо и современ ных французских эпистемологов  последователей тео рии познания Гастона Вашляра  стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерск их.

Ориентация педагогической мастерской  целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной. Суть образовательных целей поиск и самостроительство знания. Центром данной технологии является личность.

Основные блоки конструкции педагогической мастерской построения знаний следующие:

Индукция («наведение», пробуждение личностного интереса, создание эмоционального настроя);

Само- и социоконструкция (создание собственного продукта, создание интеллектуального продукта в группе);

Социализация 9 (предъявление созданного другим участником занятия 9 в паре, в группе всему коллективу);

Рефлексия («отражение», вспоминание своего проживания мастерской: чувств, ощущений, эмоций, состояний, разрывов).

Основной целью педагогической мастерской построения знаний является целостное развитие личности, преобладание этой цели над образовательной.

Новое целеполагание педагога обеспечивает вероятностный результат и меняет целеполагание ученика, при котором вырастает его ответственность за использование им предоставленных возможностей. Усиливается зависимость результата от качества взаимодействия участников мастерской.

Предложенные технологии используют групповые методы работы, что позволяет создать более комфортную обстановку для работы учащихся и снимает внутреннее напряжение у неуверенных в своих силах ребят.

При организации учебной деятельности с использованием данных технологий учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение, приобретают навыки строить умозаключения, учатся выражать свои мысли ясно, уверенно, корректно по отношению к окружающим.

Работа в рамках этих технологий поможет ученикам и учителю сделать процесс развития метакогнитивных умений более целенаправленным и эффективным, а изучение предметов  творческим и интересным.

Список литературы:

  1. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования - проект - Рос.акад. образования под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова.-М.:Просвещение, 2008.- (Стандарты второго поколения).
  2. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В., «Образовательные технологии и педагогические рефлексии», Спб.: СпбГУПМ, 2002.
  3. Иваньшина Е.В., Муштавинская И.В. «Критическое мышление на уроках естествознания. Естествознание в школе» - 2004 - №3.
  4. Иваньшина Е.В. Использование образовательных технологий при изучении курса «Естествознание» старшей школы. Академический вестник - 2009 - №3-СпбАППО.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2 т. Т.1-М.НИИ шк. Технологий 2006
  6. Степихова В.А. Педагогические в опыте учителей. Мастерские методическое пособие 4-е изд. Доп. СПб:С Пб АППО 2005.
  7. Казачкова Т.Б. Технологии диалогового взаимодействия как средство индивидуально-личностного развития учащихся и педагогов: Материалы Шестых межрегиональных педагогических чтений, посвященных памяти И.Я.Лернера в 2 ч.- Владимир:ВГГУ2010 –Ч.1.

В условиях, когда старая система управления, опиравшаяся на централизованное и жесткое государственное регулирование, во многом исчезла, возникает необходимость построения новой системы, отдельные элементы которой, безусловно, уже проявляются и функционируют, но самой системы как целостной структуры пока нет.

Один из элементов управления образованием, а именно субъекты образовательной политики, были рассмотрены нами в предыдущей главе. Проводимая в стране административная реформа изменила организационную структуру управления, однако вряд ли приходится говорить о качественном улучшении управления. Стремление избежать дублирования функций различных органов привело к усложнению согласований между этими органами, усложнился и процесс принятия решений на различных уровнях. В качестве положительного элемента проводимых реформ следует отнести попытку введения управления по результатам. Однако существую и другие технологии и модели управления образовательной системой, применение которых может значительно повысить качество функционирования данной системы и обеспечить ее поступательное развитие. Прежде чем перейти к рассмотрению других предлагаемых путей повышения эффективности управления образовательной системой, отметим основные принципы управления образованием в современных условиях, на основе которых и должна выстраиваться государственная политика в этой области.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях является то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне собственно образовательной системы. Решение этих проблем становится компонентом общегосударственной политики. То есть управление образованием должно осуществляться не только специализированными образовательными министерствами, но и быть компонентом крупных правительственных программ, охватывающих все сферы общественной жизни. Проведение единой государственной политики в образовательной системе является важной задачей управления образованием как в России, так и во многих других странах. Только высокий приоритет образования в государственной политике может обеспечить необходимый уровень управления сферой образования в современном мире. При этом приоритетность образования должна быть не только провозглашена, но и последовательно реализовываться в политической практике.

Глобальный характер формирующейся образовательной системы требует эффективного управления процессами ее развития на межгосударственном, международном уровне. При этом необходимы не просто международные контакты образовательных министерств, а реализация крупных межгосударственных, глобальных программ в области становления новой образовательной системы.

Существенные особенности управления новой образовательной системой определяются и тем, что она имеет сложную структуру. Основными подсистемами современной системы образования являются:

  • Ш теоретико-методологическая подсистема, представляющая собой систему методологий учебного процесса, теорий обучения, методик преподавания учебных дисциплин;
  • Ш педагогическая подсистема, представляющая собой систему дидактических школ и теорий воспитательного процесса, базисных основ педагогики;
  • Ш технологическая, представляющая собой совокупность технологий управления образовательной системой;
  • Ш организационная, т.е. совокупность организационных приемов, применимых в управлении современным образованием;
  • Ш экономическая, т.е. сложная система экономического обеспечения эффективного управления современной образовательной системой, включающая в себя финансирование из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов, самофинансирование и т.д.

Все они находятся в сложном взаимодействии между собой и с другими сферами общественной жизни (см. рис.4).

Поэтому важнейшим принципом управления образованием на всех уровнях: межгосударственном, общегосударственном, региональном, муниципальном, а также уровне образовательного учреждения, -- должен быть принцип системности.

Рис.4. Общая структура современной системы образования

Управление образованием в современных условиях ориентировано главным образом на решение проблем:

организации такого доступа к образованию, который бы удовлетворял образовательные потребности людей в XXI веке (образование должно стать доступным с раннего детства в течение всей жизни человека);

обеспечения равенства доступа к образованию для всех людей на всех уровнях образования;

повышения качества образования и достижения его релевантности, т. е. соответствия запросам общества;

резкого повышения эффективности, производительности образовательной системы.

Все эти проблемы должны решаться в условиях увеличения числа обучающихся при практически повсеместном сокращении государственных средств, выделяемых на одного обучаемого. Сложность проблем в сочетании с сокращением государственного финансирования требует пересмотра роли и функций государства, предприятий, учебных заведений, семьи, самих обучающихся в финансировании и организации образования.

В качестве таких технологий рассмотрим следующие:

  • 2. внедрение государственно-общественного управления;
  • 3. расширение партнерства бизнеса и государства;
  • 4. развитие принципа автономности учебных заведений;
  • 5. развитие инфраструктуры информатизации образования;
  • 6. применение новых механизмов финансирования образования.
  • 1. проведение реинжиниринга образовательной деятельности;

Принципиальное отличие современной системы образования от традиционной заключается в специфике ее технологической подсистемы. Этот технологический элемент крайне не развит в классическом образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. В современном образовании используется богатый арсенал новых информационных технологий.

Очень распространенным заблуждением среди специалистов в области образования является представление о том, что использование компьютеров и телекоммуникаций, новых технических средств в учебном процессе -- это единственное, что необходимо для модернизации образования. С этой точки зрения, достаточно поставить в учебные аудитории компьютеры, телефоны, видеокамеры, спутниковые антенны и другое оборудование, научить преподавателей ими пользоваться, и основные проблемы образования, связанные с его качеством, массовостью и эффективностью, будут решены. То есть в соответствии с этой позицией использование новых информационных технологий (НИТ) в учебном процессе ведет к радикальным изменениям только в одной подсистеме образования -- технологической, а другие его подсистемы существенно не изменяются.

Однако использование новых информационных технологий только в том случае ведет к решению острых проблем современного образования, когда развитие технологической подсистемы образования сопровождается радикальными изменениями во всех других подсистемах: педагогической, организационной, экономической -- и даже существенно затрагивает теоретические и методологические основания образовательной системы. Таким образом, новые технологии только тогда могут быть эффективны в образовании, когда они не вписываются в уже существующую образовательную систему, а входят как элемент в новую систему образования.

Конечно, в начале развития компьютерных технологий некоторые преподаватели стали использовать их в своей работе в рамках старой образовательной системы. Однако мощный технологический прогресс делает такую их работу неэффективной, да и просто невозможной.

Развитие информационных технологий влечет за собой становление принципиально новой образовательной системы, которая может обеспечить предоставление миллионам людей образовательных услуг высокого качества при сокращении удельных затрат на образование. Не преподаватель, применяющий новые технические средства в старой образовательной системе, т. е. при старых педагогических методах, экономических механизмах и организации труда, а именно преподаватель, действующий в новой образовательной системе, обеспечивает успешное функционирование образования в современном мире.

Таким образом, применение НИТ в образовании должно рассматриваться как стратегическое решение, ориентированное на формирование и развитие новой образовательной системы. При этом в сфере образования, как и во многих других сферах деятельности, в последние годы стали особенно актуальными не технические, а организационные, социальные и экономические проблемы применения новых информационных технологий. Технические решения стандартизируются, соотношение цены и производительности информационных систем постоянно снижается, однако использование новых технологий далеко не всегда приводит к повышению производительности и эффективности деятельности.

Современная информационно-технологическая культура предполагает концентрацию внимания не на технических вопросах при внедрении НИТ, а именно на организационных, социальных и экономических. В настоящее время речь идет о перестройке, реинжиниринге всего образовательного процесса, а не о частных технических решениях.

Итак, системный подход к управлению современным образованием предполагает реинжиниринг деятельности в сфере образования. Его цель -- радикальное совершенствование всей системы образования, ее коренное преобразование на основе использования НИТ, приводящее к повышению качества и эффективности образования.

Следует выделить условия, способствующие реинжинирингу Мелюхин И.С. Информационные технологии и бизнес. М.: «Гарант-Парк», 1997, с. 31., которые представляются актуальными для сферы образования. К таким условиям относятся следующие:

  • 1. успех реинжиниринга существенно зависит от приверженности руководителей образовательной организации идеям этой стратегии; проекты реинжиниринга должны осуществляться под контролем первого руководителя;
  • 2. сотрудники, которые разрабатывают проект реинжиниринга и осуществляют контроль за его реализацией, должны быть наделены необходимыми полномочиями и быть способными создать в образовательной организации атмосферу сотрудничества;
  • 3. больше шансов на успех имеют проекты, ориентированные на рост и расширение образовательной деятельности, чем на ее сокращение и уменьшение расходов, поскольку люди обычно с энтузиазмом объединяются вокруг крупных инициатив;
  • 4. успех реинжиниринга зависит также от того, насколько руководители и рядовые сотрудники организации понимают, как достичь стратегических целей;
  • 5. проект реинжиниринга должен иметь свой собственный бюджет, особенно если планируется интенсивное использование новых информационных технологий.

Таким образом, эффективное использование в образовании современных компьютерных и телекоммуникационных технологий предполагает реинжиниринг образовательной деятельности, значительные изменения не только в технологической подсистеме образовательной системы, но и во всех других ее основных подсистемах -- педагогической, организационной, экономической, теоретико-методологической. Каждая из этих подсистем, в свою очередь, представляет собой целостную систему, состоящую из множества элементов. При этом все подсистемы новой образовательной системы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Все, что происходит в какой-либо одной подсистеме, оказывает воздействие на все другие составляющие формирующейся целостной образовательной системы.

Такой системный взгляд на процессы формирования и развития базирующейся на НИТ образовательной системы должен стать основой управления образованием в современном мире, поскольку только при системном подходе к управлению образованием возможно повышение его эффективности.

В качестве второго направления улучшения управления системой образования является внедрение государственно-общественного управления , привлечение к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом предприятий и семьи, а также пересмотра роли учебных заведений и самих обучающихся в организации и поддержании процесса образования.

Роль обучаемого в организации его образования становится более значительной, поскольку современный учебный процесс все в большей степени превращается в процесс самообучения, когда обучаемый сам выбирает свою образовательную траекторию в детально разработанной учебной среде; на высоких уровнях образования обучаемый участвует в оплате процесса обучения.

Роль семьи в организации и финансировании образования ее членов усиливается постольку, поскольку семья участвует в оплате образования, часто -- в выборе учебного заведения, тем самым в какой-то мере влияя на содержание образования; в дистанционном образовании на базе телекоммуникаций семья активно содействует созданию учебной среды.

Роль предприятий в управлении сферой образования сейчас определяется тем, что они финансируют образование посредством системы налогообложения; непосредственно участвуют в финансировании учебных заведений, главным образом на высших уровнях образования; берут на себя образовательные функции, развивая на своей основе систему продолженного образования (в последние годы часто на базе открытого гибкого дистанционного обучения с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных технологий).

В апреле этого года Президент РФ встречался с представителями бизнес-сообщества, что еще раз подчеркнуло необходимость и возможность партнерства бизнеса и государства в сфере образования. Несоответствие содержания и структуры образования требованиям рынка труда является одной из главнейших проблем как современного образования, так и современного бизнеса, и эту проблему необходимо решать сообща. Во-первых, для обеспечения рынка труда необходимым кадрами необходимо создать систему прогнозирования рынка труда. Сегодня фактически единственным источником информации для образования о потребностях экономики в тех или иных кадрах является ежегодный прогноз социально-экономического развития страны. Очевидно, что этого недостаточно. Во-вторых, важнейшей сегодня задачей, стоящей перед всеми государствами, является обеспечение доступности образования, особенно высшего профессионального образования. И в этом направлении необходимо активное участие бизнеса, в частности в развитии сферы образовательных кредитов, о чем также упоминалось на встрече Президента с бизнес-элитой.

Активное участие бизнеса в развитии образовательной сферы возможно лишь при условии расширения автономности учебных заведений . До недавнего времени государственные органы управления образованием во многих странах непосредственно руководили работой государственных образовательных учреждений. В России в условиях командно-административной системы такое непосредственное руководство принимало форму распределительного, директивного, бюрократического управления образованием. Однако в современных условиях такая система управления образованием оказывается неэффективной как с экономической, так и с педагогической точек зрения. Государство оказывается перед необходимостью пересмотреть свою роль в сфере образования.

Если раньше образовательные учреждения были полностью административно подчинены государственным органам управления образованием и являлись фактически как бы подразделениями этих органов, то в новой образовательной системе государство способствует развитию автономии образовательных учреждений, их административной самостоятельности. За государственными органами управления образованием остаются функции разработки стратегии развития образовательной системы и регулирования процессов реализации этой стратегии. По отношению к образовательным учреждениям государство из непосредственного руководителя активно превращается в заказчика и потребителя образовательных услуг.

Государственные органы управления образованием все больше выступают в роли покупателей услуг образовательных учреждений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. В новой образовательной системе в основе отношений между органами управления образованием и учебными заведениями лежит система заключения договоров на выполнение образовательными учреждениями заказов на подготовку кадров. Для эффективного функционирования этой системы государство способствует развитию в сфере образования полнокровной рыночной ситуации, конкуренции и на стороне производителей, и на стороне потребителей образовательных услуг. Принцип развития конкурентной образовательной среды, создания насыщенного рынка образовательных услуг является важнейшим принципом управления современным образованием. Реализация этого принципа предполагает развитие новых экономических механизмов в сфере образования.

Развитие компьютерных и телекоммуникационных технологий является одним из ведущих факторов становления новой образовательной системы. Постоянное их совершенствование беспрецедентными темпами в последние десятилетия стимулирует и ускоряет нововведения в сфере образования.

Однако достаточно часто новые информационные технологии вводятся в учебный процесс во многом случайно, просто по причине доступа преподавателей к каким-то из этих технологий. Так, в литературе по дистанционному образованию преобладают простые описательные отчеты об использовании какой-то одной или даже целого ряда телекоммуникационных технологий в учебном процессе, из которых следует, что авторов этих отчетов привлекла и удивила сама возможность применения современных технологий в сфере образования. Основной вывод, который они часто делают, состоит в том, что современные телекоммуникации можно применять в учебном процессе. Однако такой вывод является новым обычно только для авторов этих отчетов, а не для теории и практики современного образования. Из этих отчетов также следует, что новые технологии часто применяются в образовании без всякого анализа эффективности их использования. Важным оказывается сам факт применения этих технологий, а не его последствия.

Опыт развития основанного на НИТ образования показывает, что случайное использование технологий в учебном процессе не может быть достаточно эффективным. Процесс интеграции компьютерных и коммуникационных технологий в образовательный процесс должен основываться на выработке и реализации принципов эффективного управления развитием технологической основы образовательной системы.

В образовании важна не информационная технология сама по себе, какой бы современной и изощренной она ни была, а то, насколько ее использование служит достижению собственно образовательных целей. Поэтому применение информационных технологий предполагает прежде всего решение проблемы адекватного выбора технологий.

Этот выбор осуществляется путем регулирования связей между информационными технологиями и процессом обучения, т. е. прежде всего между технологической и педагогической подсистемами образовательной системы. При этом важно и то, какая из технологий при условии достижения целей обучения будет требовать меньше финансовых затрат, какая из них лучше вписывается в организационную структуру учебного процесса. Другими словами, выбор технологии предполагает регулирование связей между всеми основными подсистемами образовательной системы и, таким образом, предстает не как технологическая задача, а как проблема управления образованием.

Решение проблемы выбора технологий для образовательных целей предполагает сравнение эффективности инвестиций в разные технологические варианты учебного процесса.

Необходимо отметить, что в сфере дистанционного образования сравнения его эффективности с традиционным начались больше полувека назад в связи с развитием первой формы дистанционного образования -- заочного, когда общение преподавателя и обучаемого происходит в основном не «лицом к лицу», а опосредовано письменными материалами, часто пересылаемыми по почте. Развитие таких новых форм дистанционного образования, как открытое, телеобразование, в которых для взаимодействия преподавателя и обучаемого используются современные средства телекоммуникации, иногда сопровождается сравнениями эффективности дистанционного и традиционного образования. Чаще всего при таких сравнениях результат образования, его качество измеряются посредством экзаменационных оценок.

По традиции часто сопоставления эффективности традиционного образования (базирующегося на общении обучаемых и преподавателя «лицом к лицу») и основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях образования более или менее явно опираются на предположения о том, что сам факт ограниченного непосредственного контакта преподавателя и учеников, опосредование этого взаимодействия техническими средствами неминуемо ведут к ухудшению качества образования.

Важно подчеркнуть, что опыт развития основанного на НИТ образования приводит к выводу о несправедливости таких предположений. Так, многолетние сравнения результатов традиционного и дистанционного образования приводят многих исследователей к заключению о том, что сами по себе средства коммуникации, те информационные технологии, которые используются для связи преподавателей и обучаемых, не оказывают существенного влияния на результаты обучения. Такого рода выводы, полученные в 248 исследовательских отчетах и статьях, были аккумулированы и представлены Томасом Расселлом в его последней работе «Феномен отсутствия существенного различия» Russell T.L. The «No Significant Difference» Phenomenon as reported in 248 Research Reports, Summaries, and Papers. North Carolina State University, 1997..

Прежде всего, при выборе технологии необходимо исходить из представлений о том, что обучение в традиционной учебной аудитории на сегодняшний день не является заведомо наилучшим способом предоставления курсов. Отсутствие непосредственного, «лицом к лицу» контакта преподавателя и обучаемых само по себе не влияет негативно на результат обучения. Использование новых коммуникационных технологий для общения в ходе учебного процесса как таковое не означает снижения качества обучения.

Более того, образование, в котором взаимодействие преподавателей и обучаемых в большой степени строится на базе современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, в принципе может быть более эффективным, чем традиционное образование.

Вообще говоря, результат обучения, его качество определяются не типом технологий, используемых для предоставления учебных курсов. Важны не сами по себе технологии, а то, насколько качественно разработан и предоставляется учебный курс, насколько адекватно организован учебный процесс. Качество педагогической деятельности определяет результат образования, а не сам по себе тип коммуникационных технологий.

Поэтому основной вопрос при выборе информационных, коммуникационных технологий заключается не в том, какая из них заведомо ведет к наилучшему результату учебного процесса, а в том, как оптимальным образом спроектировать и организовать этот процесс, как обеспечить адекватные связи между его элементами и компонентами.

Реализация всех вышеназванных направлений повышения эффективности управления системой образования невозможна без внедрения новых инструментов финансирования образовательной сферы . Существующий сегодня сметный порядок бюджетного финансирования учебных заведений во многом ограничивает возможности и стимулы повышения качества услуг и эффективности их предоставления. В основу финансирования системы образования должен быть положен принцип «управления по результатам». Необходимо, чтобы любая финансируемая за счет бюджетных средств программа развития образовательной деятельности содержала четкий перечень индикаторов результативности. Применение индикативного управления по результатам позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств. Сложность системы, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования обуславливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позволяющее обеспечивать прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно потребителю образовательной услуги по принципу «деньги следуют за учащимся».

Проблемы перехода на нормативно-подушевое финансирование во многом связаны с отсутствием необходимой законодательной базы, принятых методик расчета нормативов по уровням образования, типам и видам образовательных учреждений.

Разработка соответствующих нормативных правовых актов и их принятие, а также проводимая реформа бюджетного сектора должны способствовать решению данного вопроса. Введение в современных условиях условия механизма нормативно-подушевого финансирования позволит повысить эффективность использования совокупных ресурсов образовательных учреждений и системы образования в целом.

При переходе на двухуровневую систему высшего профессионального образования целесообразно введение дифференциации норматива бюджетного финансирования. На первом уровне высшего образования - бакалавриате -дифференциация норматива должна происходить по результатам ЕГЭ - это введение системы финансирования, которая базируется на использовании государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). На уровне магистратуры дифференциация бюджетного норматива финансирования должна производится по направлениям подготовки с учетом региональной специфики. Более высокие нормативы должны устанавливаться для обучения по направлениям, имеющим объективно более высокую стоимость подготовки. В магистратуре большее распространение должны получить и образовательные кредиты.

Еще одним инструментом бюджетного финансирования должно стать финансирование системы образования на основе среднесрочных программ. В рамках таких программ должно в первую очередь финансироваться создание современных образовательных инфраструктур, в рамках которой необходимо создание ресурсных центров коллективного пользования.

Особым направлением финансирования должно стать финансирование научных исследований в высшей школе, что продиктовано задачами интеграции науки и образования. В частности, следует обеспечить перераспределение средств в пользу финансирования научных исследований на грантовой основе, развивать конкурсные методы финансирования НИР.

Подводя итог анализу основных путей повышения эффективности управления системой образования, отметим, что данным список не является исчерпывающим, однако он задает определенную логику поиска новых методов и технологий для улучшения управления образованием. Во-первых, необходимо оптимизировать организационную структуру управления образованием. Во-вторых, необходимо помнить, что само образование как объект воздействия представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и подходить к улучшению образования необходимо системно, воздействуя на каждый элемент этой системы равномерно. В-третьих, актуальным является вопрос о субъектах управления образованием, и в этой связи необходимо развивать государственно-общественное управление и вовлекать бизнес-структуры в решение возникающих проблем. В-четвертых, нельзя допускать отставание образовательной сферы от остальных сфер общественной жизни: экономической, политической, культурной. В современных условиях первостепенной становится задача создания инфраструктуры информатизации образования РФ. Наконец, основой реализации вышеперечисленных направлений является изменение системы финансирования образовательной сферы, должны появляться все новые методы как распределения бюджетных средств, так и привлечения средств из внебюджетных источников финансирования (например, создание в вузах специальных фондов - «эндаументов»).