Проведение контент-анализа. Контент-анализ на примере исследования газеты "вечерний ростов" Контент анализ публикаций сми пример

Контент-анализ необходим для того, чтобы выявить в содержании документов интересующие читателя определенные тенденции и факты. Изучая содержание документов в их социальном контексте, анализ может быть разной направленности (политической, анализ периодики, результатов анкетирования) и может использоваться в любых областях общественной деятельности как основной метод исследования. Помимо этого в процессе может быть также вспомогательным, параллельным, контрольным.

Контент-анализ текстов придерживается некоторых принципов:
1. Принцип формализации.

Текст, подвергающийся анализу, содержит однозначные правила, закрепляющие конкретные характеристики.

2. Принцип статистической значимости.

Значимые в тексте для контент-анализа элементы не должны быть единичными. Чтобы уверенно отталкиваться от тех или иных признаков, им необходимо достаточно часто повторяться в текстах.

Зачастую контент-анализ имеет социальную направленность, и в этих случаях объектами для исследований становятся сообщения СМИ, деловая документация, содержания различных интервью, письма, ответы на вопросы из анкетирования. Данные исследования проводятся для того, чтобы выявить явления и факторы, которые способствовали созданию данных текстов и влияли на их содержание и на характеристики некоторых текстовых элементов: структура, стиль языка, тоны и ритмы общения, оценка воздействия текстов на получателей. Данный метод контент-анализа текста также помогает выявить личностные особенности автора и происходит в несколько этапов:

  1. Формулирование задач, тем и гипотез исследований.
  2. Определение категорий для анализа:

Исследование разбивается на несколько важных пунктах, в которых находятся наиболее важные вопросы, требующие выявления в текстах (ценности, знак, цели, герой, тема, и его автор);

Контент анализ СМИ имеет свою своеобразную систему категорий: суть проблемы, причины, способствующие ее возникновению, субъекты рассматриваемых проблем, общая напряженность сложившийся ситуации, варианты решений данной проблемы.

Для качественного и точного анализа его категории должны быть исчерпывающими (охват всего исследования), взаимоисключающими (текстовый элемент принадлежит только одной категории), надежными (привязка текстового элемента к категории согласовывается со всеми исследователями), уместными (категории соответствуют содержанию текста).

Контент-анализ начинается с выбора единиц анализа (предложение, слово, тема, суждение, само сообщение). Данные единицы при объективном исследовании рассматриваются на фоне больших текстовых элементов, например, если выбирается слово, то этим элементом становится предложение.

Затем устанавливается единица счета. Данной единицей может быть время вещания данного сообщения в СМИ, количество строк в тексте, количество искомых признаков в тексте.

Важной проблемой при контент-анализе является выборка анализируемых источников. Основные задачи в данной ситуации сводятся к выбору источника, количеству текстов по данной тематике и дате их написания, теме исследования.

Обычно контент-анализ охватывает выборку текста за год, например: - 12 протоколов, сообщения СМИ - 12-16 номеров периодики (дней эфира). То есть контент-анализ СМИ может содержать от 200 до 600 текстов.

Например, при определении категории анализа таблица напоминает анкету с вопросом (категории) и вариантами ответов на него (признаки). При определении же единиц анализа создается кодировальная матрица (при больших исследованиях - тетрадь матриц, при маленьких (не более 100 единиц) - каждый текст имеет свою матрицу).

Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Само слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа.

Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы.

Метод контент-анализа используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливались отличия эротических кинокартин от порнографических, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты, педагоги, социальные работники, культурологи, библиотековеды, искусствоведы и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.

Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Если, скажем, нам предстоит выяснить перспективы забастовки рабочих предприятия (продолжим этот пример), то станет очевидной потребность контент-анализа, как минимум, протоколов собраний рабочих, решений соответствующих профсоюзных комитетов, распоряжений руководителей, законов, регулирующих забастовочную борьбу и т.п.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. По мнению ряда социологов (Маркоффа, Шапиро, Вейтмана и др.), контент-анализ можно было бы назвать «текстуальным кодированием», так как он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования.

Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Формализованность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде, чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смысловые единицы), имеющиеся в тексте и соответствующие тем дефинициям и их эмпирическим индикаторам, которые зафиксированы в программе исследования. При этом желательно избежать крайностей. Если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). Нужно найти золотую середину и постараться достичь того, чтобы категории анализа были:

  • уместными , т.е. соответствовали решению исследовательских задач;
  • исчерпывающими , т.е. достаточно полно отражали смысл основных понятий исследования;
  • взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно входить в различные категории в одинаковом объеме);
  • надежными , т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.

После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста . За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соответствует смыслу категории анализа. Иногда, точнее, когда контент-анализ выступает единственным методом информации, оперируют не одной, а сразу несколькими единицами анализа.

Затем устанавливается единица счета , т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, авторских листов, площадь текста, выраженная в физических пространственных величинах и многое другое.

Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:

  1. Классификатор контент-анализа,
  2. Протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа,
  3. Регистрационная карточка или кодировальная матрица,
  4. Инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся регистрацией и кодировкой единиц счета,
  5. Каталог (список) проанализированных документов.

Классификатором контент-анализа называется общая таблица, в которую сведены все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа. Ее основное предназначение – предельно четко зафиксировать то, в каких единицах выражается каждая категория, используемая в исследовании. Классификатор можно уподобить социологической анкете, где категории анализа играют роль вопросов, а единицы анализа – ответов. Он является основным методическим документом контент-анализа, предопределяющим содержание всех прочих инструментов этого метода.

Протокол (бланк) контент-анализа содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа (количество случаев употребления в нем определенных единиц анализа и следующие отсюда выводы относительно категорий анализа). Протоколы заполняются, как правило, в закодированном виде, но не ради сохранения тайны итогов контент-анализа, а исходя из желательности на одном листе бумаги уместить всю информацию о документе, чтобы удобнее было сопоставлять друг с другом итоги анализа разных документов. Если в исследовании осуществляется контент-анализ малого числа документов, то можно обойтись без кодирования и заполнять эти протоколы в открыто-содержательном виде.

Регистрационная карточка представляет собой кодировальную матрицу, в которой отмечается количество единиц счета, характеризующее единицы анализа. Протокол контент-анализа каждого конкретного документа заполняется на основе подсчета данных всех регистрационных карточек, относящихся к этому документу.

Формализованность контент-анализа и сложность его инструментария зачастую отталкивают начинающих социологов от использования данного метода. Тем самым они обедняют свое исследование, снижают его эвристичность. Если этот метод применяется впервые, то допускаются многочисленные ошибки. Отметим наиболее часто встречающиеся просчеты.

  1. Анализ документов опережает разработку исследовательской программы.
  2. Анализируются документы, не связанные с гипотезами исследования (имеющие сходство с темой исследования лишь по названию).
  3. Не проверена подлинность документа.
  4. Не уточнено его авторство.
  5. Неполно учтено его предназначение.
  6. Категории анализа не определены до такой степени, которая позволяет четко различать смысловые единицы текста документа.
  7. Категории анализа не субординарны и не приведены в соответствие с теми дефинициями и операционализирующими их терминами, которые зафиксированы в программе исследования.
  8. Категории анализа несопоставимы со смыслом и языком текста анализируемого документа.
  9. Единицы анализа характеризуют категории анализа лишь внешне, а не по существу, а поэтому единицы анализа не позволяют идентифицировать содержание документа в полном соответствии с категориями анализа.
  10. Анализ документа ведется без предварительной подготовки всего комплекса методических инструментов.
  11. Классификатор имеет недочеты, составлен с нарушением правил логики.
  12. Регистраторы (кодировщики) не получили должной методической подготовки.
  13. Инструкция по регистрации и кодировке недостаточно полная, составлена исследователем, который сам предварительно не апробировал инструментарий.
  14. Кодировка не соответствует программе математической обработки данных исследования.
  15. Результаты контент-анализа не перепроверены информацией, собранной иными методами

С.И. Григорьев. Основы современной социологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2001.

Качественный контент-анализ стал бурно развиваться во второй половине XX в. на волне критики поверхностного анализа содержания без учета контекста, что свойственно количественным вариантам контент-анализа, в которых, для того чтобы сделать возможным квантификацию, используются весьма упрощенные формы понимания содержания . Более подробно о подходе Поттера и Уезерелл речь пойдет в параграфе, посвященном дискурс- анализу в психологии. На данном примере уже можно видеть, как работа с категориями встраивается в дискурс-аналитические техники анализа текстовых данных.

Пример

Представления предпринимателей о роли психолога в организации .

Для выявления представлений предпринимателей о роли психолога в организации с предпринимателями проводилось полу- структурированное интервью. При анализе данных интервью использовалась техника индуктивного выделения категорий и кодирования. В тексте выделялись все фрагменты, в которых речь шла о функциях психолога в организации по представлениям предпринимателей. Затем исследователи отдельно работали с каждым выделенным фрагментом. На стадии открытого кодирования выделялись пробные категории, которые затем сопоставлялись друг с другом на предмет их смыслового сходства/различия и возможности объединения их в рамках более крупной категории. В итоге были выделены три категории, описывающие различные функции психолога в организации: психолог как релаксатор и психотерапевт, психолог как «активизатор бизнес-процесса», психолог как профессиональный манипулятор.

  • В примере использованы материалы исследования Н. Капорской.
  • Исследование проводилось нами совместно с Т. Мисягиной.
  • Исследование проводилось нами совместно с Е. Комаровой.

Контент-анализ – это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения.

Инструкция

В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на в ы анкеты, дневники, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной и специальных статистических программ.

Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период.

Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов.

Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное.

После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии.


Советы Эксперта - Бизнес-консультанта

Фото по теме

Контент-анализ – это метод количественного анализа текстовых документов, широко применяемый в социально-гуманитарных науках. Суть его заключается в том, чтобы с помощью подсчета смысловых единиц достоверно определить смысл и направленность конкретного текстового сообщения.

Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути.

Краткое пошаговое руководство
Итак, приступим к действиям, настроившись на результат.

Шаг - 1
В качестве объекта исследования могут выступать любые документы, содержащие текстовые сообщения. В частности, газетные статьи, публичные речи общественных и политических деятелей, книги, ответы на вопросы анкеты, дневники, письма, официальные заявления и т.п. Контент-анализ может проводиться как ручным, так и автоматизированным способом. Второй вариант используется для изучения больших массивов текстовых данных и требует наличия вычислительной техники и специальных статистических программ. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
Для проведения самостоятельного контент-анализа, без применения автоматических средств обработки, в первую очередь необходимо определить массив данных, с которыми будет вестись работа. К примеру, если предполагается анализ освещения в прессе региональной избирательной кампании, то необходимой выборкой станут все газетные публикации на эту тему за выбранный период. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Второй шаг в процедуре контент-анализа – отбор смысловых единиц, имеющих непосредственное отношение к изучаемой проблеме. В качестве смысловой единицы могут выступать отдельные слова, названия, словосочетания, несущие ключевую смысловую нагрузку. К примеру, в контексте избирательной кампании такими единицами могут стать фамилии кандидатов, словосочетания «модернизация экономики», «развитие малого бизнеса», «борьба за власть» и т.п. Причем выделенные смысловые единицы должны быть характерны для всех исследуемых текстов. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Следующий этап является одним из важнейших во всем процессе контент-анализа. Это кодификация единиц текста. Суть ее состоит в разработке правил соотнесения смысловых единиц с перечнем категорий анализа. Результатом этапа кодификации является разработка кодификатора, который включает в себя не только перечень наблюдаемых индикаторов, но так же данные о документе, в котором они присутствуют. Если речь идет о газетных статьях, то здесь будут учитываться название издания, город, дата выпуска, формат, количество страниц, страница размещения и тому подобное. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
После формирования выборки сообщений, отборе смысловых единиц и создании кодификатора, переходят непосредственно к самому анализу текстов. На практике это выражается в составлении словаря, в котором каждое наблюдение (смысловая единица) относится к определенному типу или классу в соответствии с правилами кодификатора. После чего производится количественный подсчет употребления всех смысловых единиц. Важным моментом является так же приписывание ключевым упоминаниям конкретных оценок (позитивных, негативных или нейтральных). Иными словами требуется достаточно тонкое ранжирование. В качестве методов ранжирования традиционно применяются шкалирование путем парного сравнения или метод так называемой Q-сортировки. Подробнее ознакомиться с обеими упомянутыми методиками можно в учебниках по прикладной социологии или политологии. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 6
Завершается процедура контент-анализа количественным подсчетом полученных данных и вычислением средней арифметической оценки шкалы для каждого случая. Затем полученные средние оценки определенным образом ранжируются.