Профессия машинист. ᐅ Профессия машинист: как устроиться, сколько учиться и что сдавать по специальности машинист? Плюсы и минусы профессии

Профессия машинист – достаточно ответственная. Машинистами называют людей, которые следят движением или управляют чем либо. Например, рассмотрим машинистов конвейера, поезда и электропоезда.

Профессия машинист конвейера

Профессия машинист конвейера заключается в управлении не только конвейерами, но и элеваторами, перегрузочными тележками, питателями, шнеками и приводной станцией конвейера.

В их обязанности входит реверсирование, регулирование и переключение движения конвейеров. Они регулируют натяжные устройства и ход ленты, наблюдают за состоянием перегрузочных течек, следят за натяжными барабанами, редукторами питателей и автоматических устройств, которые установлены на конвейере.

Правильная разгрузка материалов в приемные агрегаты тоже лежит на плечах машиниста конвейера. Он участвует в наращивании и переноске конвейеров, занимается соединением лент и цепей.

Данная профессия подразумевает под собой знания назначения и устройства обслуживаемого оборудования, различной аппаратуры для пуска и контрольных измерений, а также правила ухода за ними.

Кроме этого данный машинист должен знать допустимые скорости и нагрузки обслуживаемого оборудования. Должен уметь выявить и устранить неисправности в работе. Но и это не всё... Требования очень большие и серьёзные. Поэтому будьте к этому готовы.

Профессия машинист поезда

Профессия машинист поезда связана с ненормированным графиком работы. Не говоря уже о тяжелых условиях труда и большим физическим и моральным нагрузками. Но это окупается заработной платой. Чаще всего такую специальность занимают мужчины.

Перед выходом на работу, ежедневно проводится медицинская проверка – давление, пульс, температура, отсутствие алкоголя в – это всё должно быть в норме.

Кроме этого, каждые несколько лет необходимо проходить обязательное полное обследование. При достижении определённого стажа, возможен досрочный уход на пенсию. Это связано с тяжелыми условиями труда.

Машинист поезда должен соблюдать строжайшее соблюдение графика – даже пятнадцать секунд опоздания недопустимы.

Чтобы стать машинистом поезда, нужно сначала пройти специальные курсы и проработать некоторое время помощником.

Профессия машинист электропоезда

Профессия машинист электропоезда должен уметь управлять движением электропоезда, оценить техническое состояние состава, а также, при необходимости, устранить неисправности.

Здоровье для работы машинистом должно быть просто «железным», из-за постоянного воздействия электромагнитного излучения и вибрации, происходит сильная нагрузка на зрение и слух, а также постоянное вдыхание пыльного воздуха.

Рабочий день начинается с медосмотра. Но эта работа и оплачивается не плохо. Объём перевозок с каждым днём всё растёт и развивается, поэтому машинисты и их помощники всегда востребованы. Зарплата машиниста электропоезда – 800 долларов, а помощника – в два раза меньше. Главное помните, если Вы решили идти по этому пути, то он будет длительным и утомительным – это работа не на несколько лет. Этому нужно посвятить всю свою жизнь.

Также эта статья поможет подготовить сочинение, эссе, доклад или презентацию о профессии.

Возможно Вас заинтересуют.

Профессии машиниста не так много лет, как может, на первый взгляд, показаться. Но труд машиниста настолько важен, что представить современный мир без его участия попросту невозможно. При этом, профессия Машинист – это универсальное название множества специальностей. Только в системе РЖД их несколько, а еще есть машинисты метро, машинисты тракторов, бульдозеров, экскаваторов, конвейера и другие. Но, как правило, под машинистом понимают все-таки специалиста, управляющего железнодорожным транспортом.

Что делает машинист?

Если кратко – управляет техникой, машиной. Если подробнее – следит за движением этой машины и управляет ей. Машина может быть слишком или не слишком, но все-таки сложной.

Как правило, профессия эта мужская. И связано это вовсе не с тем, что женщины не смогут разобраться с тем, как управлять сложной техникой, а со сложностью физической. Как правило, труд машиниста обязывает его быть крепким и сильным, предполагает работу в сложных условиях и с риском для здоровья. Почти всегда, то, что делает машинист обязывает его отличаться идеальным зрением и давлением, но часто именно нагрузка на сердце и глаза ждут машиниста на работе.

Как устроиться машинистом?

Чтобы работать по профессии, чаще всего нужно учиться. При этом, чтобы устроиться машинистом поезда РЖД или метро, потребуется поработать в статусе помощника и срок этот может быть достаточно большим. И, конечно, чтобы устроиться машинистом нужно обладать крепким здоровьем. Это в данной профессии чуть ли не самое главное.

Сколько надо учиться на машиниста?

Это зависит от того, профессия машиниста какого направления заинтересует кандидата на должность. Если она связана с железной дорогой, то срок обучения может составлять от 2х до 3х лет. При этом, для работы по профессии машиниста поезда не требуется наличие высшего образования, а чтобы работать в метро, может быть достаточно отучиться на машиниста на курсах. Впрочем, поступить на железнодорожную профессию можно и в вуз. В этом случае учиться на машиниста потребуется около 4х лет.

Что нужно сдавать на машиниста?

Поступление на машиниста возможно после 9 и 11 класса. Если поступать в училище, колледж или техникум после 9, то чаще всего учебное заведение интересует успеваемость абитуриента по русскому, математике и физике. Вот что нужно сдавать на машиниста. Если поступление на машиниста осуществляется после 11, то прием осуществляется по результатам ЕГЭ. Предметы, которые нужно знать все те же – русский язык, физика и математика. Последние 2 важны для того, чтобы разбираться в механизмах, понимать законы физики и уметь правильно рассчитать все, что может потребоваться – от количества деталей до расстояния, которое предстоит проехать машинисту.

Можно уверенно сказать, что техника будет усложняться и автоматизация составов поездов не за горами. Но даже спустя 20 лет она не сможет вытеснить из профессии машиниста человека, который навсегда останется в ней управляющим. Поэтому учиться на машиниста сегодня все также правильно, как и ранее. Эта профессия на всю жизнь и быть машинистом, бесспорно, почетно!


  • На зарплату машиниста влияет то, каким составом он управляет, какая у него квалификация, стаж и конечно, город его работы. Давайте узнаем, какова средняя зарплата машиниста в Москве и по России.


  • Конечно же, управлять поездом без образования не пустят. Но обучение – это еще не все. Как стать машинистом и что нужно знать и уметь? Давайте разбираться.


  • Золотой стандарт обучения на машиниста – это колледж, техникум или училище. Какие колледжи машинистов в Москве самые популярные и где в столице найти училище, которое не хуже? Давайте узнаем!


  • Вариантов, где выучиться на машиниста несколько. Но выбирать всегда нужно что-то одно и желательно лучшее. Куда пойти учиться на машиниста в Москве, где учат сегодня? Давайте узнаем.


  • Курсы машинистов метро - самый быстрый путь в профессию. Но пойти на них учиться дано не каждому. Кто может пройти курсы машинистов метрополитена в Москве, а кто нет? Какие условия? Давайте узнаем!

Среди множества рабочих специальностей есть такие, о которых грезят с детства. Они окутаны ореолом романтики и высокого профессионализма. Одна из них - профессия «машинист поезда». Он самый главный на железнодорожном транспорте, и его деятельность связана с управлением локомотивом.

Краткий экскурс в историю профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос об его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера.

В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/час. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/час потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Особенно востребованы были машинисты во времена Советского Союза. Прокладка рельс шла огромными темпами, в стране производились различные составы для перевозки грузов и пассажиров. Требовались квалифицированные люди, полностью подготовленные для управления составом.

Характерные особенности специальности

Профессия машиниста чаще рассматривается как сугубо мужская. Однако никто не ограничит предстательниц женского пола, если они соизволят обучиться данному мастерству. Но чтобы выбор был осознанным, необходимо точно знать описание профессии «машинист поезда».

Специальность обладает рядом специфических особенностей, на которые следует обратить внимание. Деятельность требует не только выносливости, но и отменного здоровья. Поэтому при поступлении в соответствующее учебное заведение потребуется медицинская справка о пригодности.

Профессия «машинист поезда» подразумевает знание технических особенностей машины и автоматических устройств, находящихся в кабине локомотива.

От машиниста требуется предельная концентрация внимания. Чтобы не допустить несчастного случая, необходимо обращать внимание на дорожные знаки, погодные условия и показания приборов. На поезда дальнего следования всегда ставятся помощники, которые подстраховывают главного машиниста и дают возможность отдохнуть.

Основные обязанности машиниста локомотива

При движении поезда машинист с помощником выполняют следующие основные функции:

  • следят за знаками и сигналами на железнодорожном пути;
  • наблюдают за показаниями приборной панели, которая указывает на бесперебойную работу всего подвижного состава;
  • следят за состоянием локомотива, его целостностью;
  • подают установленные сигналы при въезде на станцию;
  • ответственны за безопасность маневров;
  • при обнаружении неисправностей обязаны немедленно сообщать дежурным по станции.

Профессия «машинист поезда» предполагает частые отлучки из дома. Но дает возможность увидеть множество новых мест. Поэтому люди, которые жаждут новых впечатлений и готовы изучать технические характеристики железнодорожного транспорта, часто выбирают данную специальность.

Детская железная дорога

Тем ребятам, которые во время уроков по профориентации пишут сочинение на тему - «Моя будущая профессия - машинист поезда», необходимо посетить детскую железную дорогу.

Такие организации существуют уже во многих городах России. Тем, кто мечтает водить по рельсам не только игрушку, а настоящий полноценный состав, организовывают специальное обучение. После получения необходимых знаний ребята могут работать настоящими проводниками, дежурными по станции, и даже помогать машинисту вести самый настоящий поезд с пассажирами.

Детская железная дорога не только оказывает развлекательные услуги по катанию маленьких детей, но и является учреждением дополнительного образования. Ребята в возрасте от 8 до 15 лет могут изучать различные железнодорожные специальности и закреплять полученные навыки на практике.

Профессия «машинист поезда» для детей осваивается не только в учебных классах. На настоящих поездах чуть уменьшенного формата и по более узкой рельсовой колее, под чутким руководством взрослого подросток осваивает азы сложного мастерства.

На детской железной дороге все по-настоящему. По мере технических возможностей, все оборудование соответствует аналогичному на путях общего назначения. И, хотя рельсы не имеют выхода на общую колею, состав полностью соответствует полноценному пассажирскому локомотиву и люди самые настоящие.

Обучение мастерству вождения

Мечтающим покорить себе тяжелую машину и стать управленцем длинного состава полезно знать, где получить профессию машиниста поезда. Обучают специальности в железнодорожных техникумах, поступление возможно после 9 классов общеобразовательной школы.

Основные дисциплины, которым будут обучаться будущие студенты, связаны с техническими науками, правилами безопасности перевозок людей и грузов, основами железнодорожного движения.

Чтобы грамотно управлять целым составом, необходимо изучить его характеристики и обладать знаниями в программном обеспечении и принципах его работы.

Чтобы осуществить мечту, осталось только выбрать ближайшее учебное заведение, список которых достаточно обширный. Среди наиболее известных выделяют: Саратовский, Самарский, Оренбургский, Пензенский техникумы железнодорожного транспорта.

Для получения высшего образования необходимо поступать в государственные вузы путей сообщения, где можно получить профессию машиниста поезда и квалификацию инженера железнодорожного сообщения. Вузы находятся в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове, на Дальнем Востоке и в других областях.

Востребованность профессии

Перед выбором будущей профессии важно знать ее перспективы. Специализация «машинист локомотива» занимает лидирующие позиции в списке, опубликованном "Российской газетой" пару лет назад.

О востребованности говорят запросы работодателей на биржах труда, среди которых 33% от общего числа соответствовали работе «машинист».

Плюсы специальности и ее недостатки

Как и любая другая, профессия машиниста имеет свои неоспоримые достоинства. Одна из них связана с ореолом романтики, когда человек постоянно находится в пути и видит немало новых мест. Но это достоинство порождает и недостаток. Специфика профессии вынуждает человека быть в отрыве от семьи долгое время, что некоторых может не устраивать.

Но колоссальная ответственность за жизнь пассажиров и сохранность груза гарантирует и достойную оплату труда. Российские железные дороги, помимо обеспечивают своих работников дополнительной поддержкой в виде премий, путевок в санаторий и длительных отпусков.

Минусом являются высокие нагрузки на организм и влияние вредных факторов на здоровье. У машиниста смена длится по 12 часов, которые он проводит в замкнутом пространстве и предельно концентрируя внимание.

Тернистый путь

После обучения все специалисты начинают путь с помощника машиниста. В зависимости от базового образования и практических навыков начинающий специалист может занимать должность помощника от нескольких месяцев до двух лет.

Только после тестирования у профессионала и прохождения соответствующего собеседования человеку доверяют самостоятельно возглавлять

Машинист - это специалист, который управляет поездами различных типов и назначений. Его основная обязанность - вести локомотив.

Сегодня понятие «поезд» носит собирательный характер. Большинство линий давно электрифицированы и среди экспертов фигурирует профессия машинист электропоезда. На всех остальных работает машинист локомотива, который управляет тепловозом. Так же стоит отметить машинистов, которые работают в шахтах. Работа под землей предполагает некоторые отличия, однако основные навыки и знания здесь те же.

Профессия машинист требует от человека предельной концентрации. Хотя поезд идет точно по графику, нередко возникают форс-мажорные ситуации, профессиональная реакция на которые может спасти жизнь людям. Дорожные знаки, погодные условия, приборы в кабине - все это требует напряженного внимания. Поэтому на маршрут дальнего сообщения машинист выходит с помощником.

Машинисты метрополитена работают в одиночку. У них есть комната отдыха в депо, где они могут отдохнуть после смены и привести себя в порядок.

Профессия машинист электровоза предполагает следующие качества:

  • предельная концентрация внимания;
  • острое зрение и слух;
  • быстрая реакция;
  • внимание к деталям.

Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Магаданской области и Ненецкого автономного округа:

Не пропустите:

Как стать машинистом?

Диплом можно получить в железнодорожном техникуме. Подкрепить теоретические знания практическим опытом необходимо на должности помощника машиниста. В бригаде начинающий специалист работает от трех месяцев до двух лет.

В некоторых учебных заведениях есть симулятор вождения, с помощью которого можно попробовать управлять составом, не выходя из аудитории.

По окончанию практики помощник проходит тестирование у наставника, по результатам которого принимается решение о пригодности специалиста. В случае положительного исхода, выписывается рекомендация, которая позволяет пройти следующие собеседования.

Современные технологии не стоят на месте. Условия труда профессии машинист локомотива постоянно улучшаются, но вместе с ними, растут требования к кандидатам. Зарплата зависит от от объема обязанностей и тяжести выполняемых работ.

Специалист по управлению подвижным составом в метрополитене или на наземной железной дороге.


Заработная плата

20.000–50.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Профессия востребована в метрополитенах и железнодорожных компаниях.

Обязанности

Работает машинист по строгому графику, посменно.

Для выполнения служебных обязанностей необходимо отлично знать схемы электрических цепей, быть готовым к экстренному техническому обслуживанию электропоезда.

Машинист управляет составом, следит за безопасностью на борту, прислуживает к просьбам пассажиров, выполняет рекомендации диспетчера.

Важные качества

В работе машиниста, прежде всего, важно отличное здоровье: острое зрение, крепкое сердце, отличный слух. В дальнейшем не помешают пунктуальность, внимательность, аналитический ум, готовность к стрессовым ситуациям.

Отзывы о профессии

«Путь к креслу машиниста лежит через медкомиссию. Требования к физическому состоянию кандидатов — суровые. Будущим машинистам проверят зрение (оно должно быть стопроцентным), слух, работу сердечнососудистой системы и других жизненно важных органов. Ещё предстоит психологическое тестирование, чтобы определить, насколько внимателен кандидат, готов ли он нести ответственность за жизни сотен людей. И главное — никаких вредных привычек: в «Сапсане» не курят даже машинисты!».

Машинист «Сапсана»

Стереотипы, юмор

На должность принимают только выносливых мужчин, готовых к тяжелым нагрузкам и экстренным ситуациям.

Сидят трое — оптимист, пессимист и реалист.
Пессимист видит черный тоннель.
Оптимист видит свет в конце тоннеля.
Реалист видит поезд.
А машинист трех ненормальных, сидящих на рельсах.

Обучение

Чтобы стать машинистом электропоезда, необходимо получить соответствующее профильное образование в среднем учебном заведении. В дальнейшем требуется пройти стажировку в транспортной компании.