Приказ "об утверждении кодекса этики и служебного поведения государственных служащих министерства российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий". Свод профессионально-этических норм с

Под профессиональным кодексом чести государственного служащего принято понимать — свод морально-этических норм и правил поведения, которых должен придерживаться каждый, кто осуществляющее от имени государства профессиональную деятельность и имеет статус государственного служащего.

11.01.2012 года приказом ФСИН России №5 утвержден кодекс этики и служебного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Кодекс). Данный Кодекс определяет правила профессионального поведения сотрудников этой службы.

В приказе №5 от 11.01.2012 года, утверждающем Кодекс, Директором ФСИН России контроль за исполнением упомянутого приказа возложен на его заместителя, который в свою очередь реализует приказ на всех служебных и территориальных уровнях ФСИН России.

В соответствии со ст.

An error occurred.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙПРИКАЗот 7 июля 2011 г. N 354ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОДЕКСАЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХМИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙСТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

В соответствии с решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (протокол заседания от 23 декабря 2010 г.

Конституции Российской Федерации;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст.

Приказ 5 фсин россии кодекс этики

Подготовка специальных донесений и сообщений в ФСИН России и УФСИН России по федеральному округу о преступлениях, пожарах, стихийных бедствиях, ситуациях природного и техногенного характера, а также других чрезвычайных происшествиях, произошедших в учреждениях.

14. Руководство дежурным нарядом по охране административных зданий территориального органа, в том числе действиями при угрозе нападения, террористического акта, стихийного бедствия, переходе на усиленный вариант несения службы.

15. Оповещение, сбор сотрудников УИС и первоначальное руководство силами и средствами при чрезвычайных происшествиях и экстремальных ситуациях.

16.
Учет, хранение, выдача сотрудникам территориального органа и прием от них табельного оружия.

Дежурная смена осуществляет постоянную связь с дежурными службами и руководством учреждений, организует взаимное информирование, сбор, обобщение и анализ информации об обстановке в учреждениях. По всем случаям изменения обстановки в учреждениях обеспечивает своевременный доклад о них начальнику территориального органа, а в случаях, не терпящих отлагательства, самостоятельно принимает необходимые решения с последующим докладом о них руководству территориального органа ФСИН России.

30. Сбор, обобщение и доклад информации о состоянии обстановки в учреждениях, произошедших преступлениях и происшествиях осуществляются с соблюдением режима секретности и конфиденциальности.

Приказ 5 фсин россии кодекс этики лекция

Важно

В целях обеспечения надлежащей охраны административных зданий территориального органа дежурная смена взаимодействует с нарядом по охране зданий, осуществляет в ночное время совместные проверки служебных помещений, входов и выходов из здания, исправность сигнализации и средств связи. При выявлении нарушений порядка несения службы, обнаружении неисправностей принимаются меры к их устранению.

40. В случаях угрозы или нападения на административные здания территориального органа дежурная смена совместно с сотрудниками дежурного наряда по охране принимает меры по организации его отражения.


О факте нападения и принятых мерах информируется начальник территориального органа, соответствующие органы внутренних дел России и ФСБ России, а также отдел организации дежурной службы организационно-инспекторского управления ФСИН России.

Приказ 5 фсин россии кодекс этики скачать

Исключает возможность нахождения в помещении дежурной службы посторонних лиц.

Осуществляет временное хранение оружия от сотрудников УИС, прибывших в командировку, а также изъятого, найденного оружия и боеприпасов.

43.6. В случаях отсутствия помощника оперативного дежурного выполняет его обязанности.

44. Помощник оперативного дежурного:

44.1. Выполняет служебные задачи под непосредственным руководством оперативного дежурного.

44.2.
Оказывает помощь оперативному дежурному в обеспечении непрерывного слежения за обстановкой в учреждениях, круглосуточном сборе и обработке поступающей оперативной информации. Поддерживает установленный порядок в служебных помещениях дежурной службы.

44.3. Обеспечивает охрану оружия и спецсредств, находящихся в комнате хранения оружия.

5. Персональная ответственность за организацию и эффективность работы дежурных служб возлагается на начальников организационных подразделений территориальных органов.

6. Контроль за работой дежурной службы организует и осуществляет начальник территориального органа.

7. Отчеты о работе дежурных служб представляются ежегодно в организационно-инспекторское управление ФСИН России до 20 января следующего за отчетным года.

В отчете указываются сведения о структуре, штатах и кадровом составе дежурной службы, обучении ее сотрудников, материально-техническом обеспечении и размещении, выполненной за отчетный период работе, исполнении требований нормативных правовых актов, принятых мерах по обеспечению и совершенствованию деятельности, взаимодействию, проблемные вопросы в организации работы, в том числе требующие организационного и нормативно-правового регулирования.

II.

Федеральной службы исполнения наказаний (далее - Инструкция).

2. Начальникам территориальных органов ФСИН России:

организовать изучение Инструкции сотрудниками уголовно-исполнительной системы и обеспечить реализацию ее положений;

повысить персональную ответственность за организацию работы дежурных служб;

принять меры по укомплектованию дежурных служб квалифицированными сотрудниками уголовно-исполнительной системы в целях своевременного решения задач, возлагаемых на эти службы настоящей Инструкцией;

обеспечить подготовку и обучение наиболее квалифицированных сотрудников структурных подразделений территориальных органов ФСИН России, привлекаемых к выполнению задач в составе дежурной смены, в случае отсутствия сотрудников дежурной службы;

принять меры по созданию надлежащих условий для обеспечения деятельности дежурных служб.

Внимание

N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31);Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2063; 2003, N 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, N 29, ст. 3123; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 1, ст.


31);Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

7.

Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

2. Кодекс основан на положениях:Конституции Российской Федерации;Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);Федерального закона от 27.07.2007 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.

Документ по состоянию на январь 2016 года

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Меркулова В.П.,

при секретаре К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медис-Э" (далее - ООО "Медис-Э") о признании частично недействующими пунктов 14, 15 единого образца Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н,

по кассационной жалобе ООО "Медис-Э" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г., которым в удовлетворении заявленного требования было отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя ООО "Медис-Э" П., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения представителей Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации С.М.В. и С.М.А., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей доводы кассационной жалобы необоснованными,

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации


установила:


28 сентября 2010 г. Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ N 831н, которым утвержден единый образец Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами (далее - Единый образец). Названный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2010 г., регистрационный N 18784, и опубликован в "Российской газете" 27 октября 2010 г.

Согласно оспариваемым положениям Единого образца заключения о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами выносятся врачом-психиатром-наркологом наркологического диспансера (кабинета) (пункт 14), врачом-психиатром психоневрологического диспансера (кабинета) (пункт 15).

ООО "Медис-Э" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пунктов 14, 15 Единого образца недействующими в части использования слов "наркологический диспансер (кабинет)", "психоневрологический диспансер (кабинет)". В обоснование заявленного требования указало, что Единый образец в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству Российской Федерации, поскольку предполагает возможность проведения медицинского освидетельствования граждан на предмет наличия противопоказаний к управлению транспортными средствами лишь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. в удовлетворении заявленного требования ООО "Медис-Э" отказано.

В кассационной жалобе ООО "Медис-Э" просит об отмене судебного решения и принятии нового решения об удовлетворении требований заявителя. Полагает решение суда первой инстанции незаконным. По мнению заявителя, оспоренные правовые нормы устанавливают не предусмотренные законом ограничения в сфере психиатрии и психиатрии-наркологии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьями 251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в рамках действующего законодательства Российской Федерации врачи-психиатры-наркологи, врачи-психиатры медицинских учреждений (организаций) частной системы здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию, вправе осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, а утверждение заявителя о том, что Единый образец в оспариваемой части препятствует указанным специалистам медицинских учреждений частной системы здравоохранения осуществлять медицинское освидетельствование водителей и кандидатов в водители транспортных средств, является несостоятельным. Функционирование медицинской организации частной системы здравоохранения в той или иной организационно-правовой форме не влияет на возможность осуществления ею соответствующих видов деятельности, указанных в выданной ей лицензии.

Пункты 14 и 15 Единого образца, как это следует из их содержания, не содержат указания на форму собственности медицинской организации, в которой может проводиться такое освидетельствование.

Суд первой инстанции проверил довод заявителя о превышении полномочий Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по утверждению Единого образца и обоснованно не согласился с ним.

Как правильно указано в обжалованном решении суда, из преамбулы приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 831н об утверждении Единого образца видно, что он принят в соответствии с пунктом 5.2.100.1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321, и пунктом 5 Плана реализации мероприятий по совершенствованию порядка исполнения государственных функций и процедур, связанных с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдачей водительских удостоверений, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1174-р.

Пунктом 5.2.100.1 данного Положения установлено, что Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утверждает порядок организации статистического учета и отчетности, а также формы статистического учета и отчетности в организациях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы, инструкции по их заполнению с целью формирования единых информационных потоков. Пунктом 5 указанного выше Плана реализации мероприятий предусмотрено введение в IV квартале 2010 г. нормативным правовым актом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации единого образца медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами.

Следовательно, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвердив Единый образец, не вышло за пределы имеющихся у него полномочий.

Проанализировав законодательство Российской Федерации в рассматриваемой по данному делу сфере правоотношений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время не установлено каких-либо ограничений на проведение медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств в медицинских учреждениях (организациях) частной системы здравоохранения, имеющих лицензию на соответствующий вид медицинской деятельности.

В силу статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (пункт 1). Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (пункт 2). Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях устанавливаются федеральным законом (пункт 4). Из приведенной статьи видно, что она порядок проведения медицинского освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств непосредственно не регулирует, а лишь содержит отсылочную норму об установлении данного порядка федеральным законом, однако такой федеральный закон до настоящего времени не принят.

В связи с изложенным суд правильно признал несостоятельным довод заявителя о противоречии Единого образца в оспариваемой части статье 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Оспариваемый Единый образец проверялся судом в порядке абстрактного нормоконтроля, что не связано с установлением в данном случае каких-либо фактических обстоятельств. Вывод о законности этого нормативного правового акта сделан судом исходя из компетенции правотворческого органа, его издавшего, и содержания изложенных в нем норм, на основе надлежащего анализа норм федерального законодательства.

Установив, что оспариваемый (в части) нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд обоснованно на основании части 1 статьи 253 ГПК РФ отказал в удовлетворении заявления.

При несогласии заявителя с конкретными правоприменительными решениями, на что он указывает в кассационной жалобе, в которых оспаривается его право на проведение медицинского освидетельствования водителей и кандидатов в водители транспортных средств, он вправе оспорить их в установленном законом порядке.

В кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений, оснований считать такие выводы суда ошибочными не имеется.

Оснований для отмены решения суда первой инстанции в кассационном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) и статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медис-Э" - без удовлетворения.


Председательствующий А.И.ФЕДИН


Члены коллегии Г.В.МАНОХИНА В.П.МЕРКУЛОВ

Приложение

к Приказу Министерства юстиции

Российской Федерации

КОДЕКС

ЭТИКИ И СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ МИНЮСТА РОССИИ

И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов (далее - Кодекс) разработан в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Федеральных законов от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151, N 16, ст. 1828, N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186, N 30, ст. 3616, N 52, ст. 6235; 2009, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3624, N 48, ст. 5719, N 51, ст. 6150, N 51, ст. 6159; 2010, N 5, ст. 459, N 7, ст. 704, N 49, ст. 6413, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 1, ст. 31), от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228), Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 N 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 33, ст. 3196; 2007, N 13, ст. 1531; 2009, N 29, ст. 3658), иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23.12.2010, протокол N 2) и основан на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

2. Кодекс представляет собой совокупность общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов (далее - государственные служащие).

3. Гражданину Российской Федерации, поступающему на государственную гражданскую службу (далее - государственная служба) в Минюст России и его территориальные органы, рекомендуется ознакомиться с положениями Кодекса и руководствоваться ими в процессе своей служебной деятельности, а каждому государственному служащему принимать все меры для соблюдения положений Кодекса.

4. Целью Кодекса является обобщение этических норм и установление правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и обеспечение единых норм поведения государственных служащих.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в сфере государственной службы в Минюсте России и его территориальных органах, основанных на нормах морали, уважительном отношении к государственной службе в общественном сознании, а также выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных служащих, их самоконтроля.

7. Знание и соблюдение государственными служащими положений Кодекса является одним из критериев оценки их служебного поведения.

II. Основные принципы и правила служебного поведения

государственных служащих

8. Основные принципы служебного поведения государственных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с их нахождением на государственной службе в Минюсте России и его территориальных органах.

9. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы Минюста России и его территориальных органов, подведомственных ему федеральных служб;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Минюста России;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету Минюста России и его территориальных органов;

л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности Минюста России и его территориальных органов, их руководителей, если это не входит в их должностные обязанности;

о) соблюдать установленные в Минюсте России и его территориальных органах правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Минюста России и его территориальных органов, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере их ответственности.

10. Государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, рекомендуется быть для них образцами профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в Минюсте России и его территориальных органах благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

11. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, призваны:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

12. Государственным служащим, наделенным организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, следует принимать меры к тому, чтобы подчиненные им государственные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

поведения государственных служащих

13. В служебном поведении государственным служащим необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

14. В служебном поведении государственные служащие воздерживаются от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения вне отведенных для этого местах в Минюсте России и его территориальных органах.

15. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

16. Внешний вид государственных служащих при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам и соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

IV. Ответственность за нарушение положений Кодекса

17. Нарушение государственными служащими положений настоящего Кодекса подлежит моральному осуждению, а также рассмотрению:

в отношении государственных служащих Минюста России и начальников и заместителей начальников его территориальных органов - на заседании Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов, созданной в соответствии с Приказом Минюста России от 07.09.2010 N 218 "О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата, начальников и заместителей начальников территориальных органов Минюста России и урегулированию конфликта интересов" (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2010, регистрационный N 18379);

в отношении государственных служащих территориальных органов - на заседании Комиссии соответствующего территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов, созданной в соответствии с Приказом Минюста России от 27.01.2011 N 25 "Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Минюста России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов" (зарегистрирован Минюстом России 27.01.2011, регистрационный N 19605).

Соблюдение государственными служащими положений Кодекса предлагается учитывать при проведении аттестаций в Минюсте России и его территориальных органах, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

Кодекс
этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы
(утв. Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5)

I. Общие положения

1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее - Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

Конституции Российской Федерации;

Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);

Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);

Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);

Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее - УИС), знакомится с положениями Кодекса.

4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:

выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее - руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

10. Руководитель призван:

а) принимать меры по предупреждению коррупции;

б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”

По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

Обзор документа

Принят Кодекс этики сотрудников и госслужащих уголовно-исполнительной системы.

Определены его цели. В частности, он устанавливает нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения и призван воспитать высоконравственную личность сотрудника/госслужащего.

Установлены основные принципы и правила поведения.

Так, сотрудники/госслужащие уголовно-исполнительной системы должны быть независимыми, беспристрастными, проявлять терпимость, корректность и внимательность. Им запрещено использовать служебное положение в личных целях, а также вести себя компрометирующим образом.

В частности, им следует воздерживаться от дискриминационных высказываний и действий, угроз, оскорблений, предвзятых замечаний, незаслуженных обвинений.

Кодекс этики сотрудника УИС

Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы утвержден:

а) приказом Федеральной службы исполнения наказаний;

б) №5 от 11.01.2012;

в) приказом Министерства Юстиции Российской Федерации;

г) №55 от 22.02.2013.;

а) Конституции Российской Федерации;

б) Международного кодекса поведения государственных должностных лиц;

в) Уголовного кодекса;

г) Административного кодекса.

а) установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника;

б) формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

в) физической закалке организма сотрудника;

г) отсутствие у сотрудника потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения.

4. Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам:

а) на уважение, доверие граждан и общества в целом;

б) поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег;

в) бесплатный проезд всеми видами транспорта;

г) бесплатное медицинское обслуживание.

а) фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях;

б) требованиях гражданского и служебного долга;

в) уважении, доверие граждан и общества в целом;

г) поддержке в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег.

а) повысить эффективность выполнения;

б) должностных обязанностей;

в) снизить эффективность выполнения;

г) служебного долга.

7. Сотрудники УИС призваны:

а) не оказывать предпочтения профессиональным или социальным группам и организациям;

б) быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

в) использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов;

г) отказывать в содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

8. Руководитель призван:

а) принимать меры по предупреждению коррупции;

б) не допускать случаев принуждения сотрудника к участию в деятельности политических партий и общественных объединений;

г) отказывать в содействие в получении достоверной информации в установленном порядке.

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости,;

Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы

Юридические науки

  • Павлова Елена Вячеславовна, старший научный сотрудник
  • Научно-исследовательский институт ФСИН России
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА
    • МОРАЛЬ
    • ЭТИКА
    • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС
    • КОДЕК ЭТИКИ
    • В современном, стремительно изменяющемся мире, в обстановке крайне сложным процессов в политической, экономической и правовой сферах, назрела острая необходимость разработки новых организационно-методических подходов к воспитательной работе с работниками УИС, с учетом новых реалий в организационно-штатной структуре ФСИН России и подчиненных подразделений.

      Одним из важнейших компонентов воспитательной работы является профессиональная этика работника УИС. Выполнение стоящих перед УИС задач, немыслимо без сформированных высоконравственных и общекультурных качеств работников УИС. Иными словами, это качества, которыми должен обладать каждый работник УИС.

      В целях формирование нравственных установок работников УИС, ориентированных на неукоснительное соблюдение Конституции, законов Российской Федерации, верность Присяге, а так же обеспечение морально-психологической устойчивости личного состава, повышение его общей и профессиональной культуры, укрепление авторитета и престижа службы в УИС Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 был утвержден Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее – Кодекс) разработанный с учетом норм Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996).

      Самое важное заключается в том, чтобы работник УИС полностью усвоил систему определенных стандартов изложенных в Кодексе, для выполнения своих обязанностей. Настоящий профессионал УИС формируется только при условии его стремления к нравственному самосовершенствованию, при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии у него определенного морального «стержня» повседневного поведения. Предполагается, что весь личный состав ФСИН России должен быть хорошо осведомлен о сути и общем характере профессиональной этики работника УИС в России, особенно это относится к руководящим кадрам, которые занимаются нравственным воспитание кадров.

      Для этого необходимо рассмотреть теоретические аспекты профессиональной этики. В результате чего, работник УИС получит необходимую информацию и наставления, которые будут содействовать исполнению им должностных обязанностей на самом высоком уровне.

      Этика – это область знаний о сущности и морали, законах ее возникновения, развития и функционирования, наука, изучающая проблемы нравственности в обществе.

      Мораль (от лат. moralis — нравственный) – одна из форм общественного сознания и его реализации на практике в общественных отношениях, утверждающая общественно необходимый тип поведения людей. Нравственные нормы получают идейное обоснование в виде определенных «рамок» достойного поведения, и служат критериями достоинства и порока, добра и зла, и т. п. При этом стоит отметить, что в отличии от права, соблюдение моральных норм не являются строго обязательными их не исполнение санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). «Но применительно к требованиям предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, эти условия оказываются во многих случаях недостаточными, и этические нормы приобретают здесь строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями», примером может служить п. «л» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел.

      Моральное сознание включает в себя познание, знание, волевое побуждение и определяющее воздействие на моральную деятельность и моральные отношения.

      Нравственность – реальные процессы в сфере моральных отношений, определенные «рамки» достойного поведения, системы норм, правил, которые служат критериями достоинства и порока, добра и зла.

      Моральные (нравственные) отношения – это те отношения, в которые вступают люди совершая моральные (аморальные) поступки. Вступая в нравственные отношения, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и вместе с тем приобретают определенные моральные права.

      Нравственные отношения в служебном коллективе подразделяются на:

    • отношения между начальником и подчиненными;
    • отношения между коллегами;
    • отношения с гражданами.
    • Под этикой в широком ее смысле может пониматься многофункциональный закон, который регулирует отношения как между индивидуумом и социумом, так и отношения между индивидуумами внутри социума.

      Следует отметить, что профессиональная этика работников УИС — это специфическое действие общеэтических норм в сфере правоохранительной деятельности и принципиально отличается от этики большинства других профессий, т.к. оно сопряжено с соблюдением особых норм профессиональной морали, которая характерна только для данной профессиональной группы.

      В то же время данная профессиональная группа дополнительно подразделяется на более мелкие профессиональные подгруппы. В данном случае мораль таких подгрупп, может еще и дополняться нормами более узкой направленности характерных для определенной службы. Например, служба оперативных работников несет в себе целый «букет» профессионально-этических особенностей. Так при соблюдении консперативности, необходимым профессиональным качеством, должна являться скрытность, для более эффективного выполнения оперативной комбинации используется – распространение дезиформации (заведомо ложной информации). Несмотря на всю специфичность данной службы, этот пример характеризует только отдельную сторону всей сложной системы нравственных отношений, которая складывается в процессе выполнения работником УИС своих служебных обязанностей.

      В связи с этим можно определенно сказать, что многообразие и сам характер, содержание норм и требований профессиональной этики работников УИС обусловлены разнообразием видов профессионально-нравственных отношений, а так же сфер, в которых эти отношения складываются и проявляются.

      Профессионально-этический кодекс (от латинского codex — книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами данного вида профессиональной деятельности и принятый в установленном порядке их официальным профессиональным объединением.

      В Кодексе этики (Приказ ФСИН России от 11.01.2012, №5) и формирования служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС включены наиболее значимые элементы профессионально-этической системы УИС. Вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе УИС, т.к. существенно беднее ее, по смысловой нагрузке, и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы Федеральной службы исполнения наказаний в императивной форме. Поскольку не дает объяснения и обоснования нормам содержащимся в нем и т.п..

      Кодекс этики (Приказ ФСИН России от 11.01.2012, №5) и формирования служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС является отображением реально существующей профессионально-этической системы. В первую очередь, следует иметь в виду, что в кодексе представлены, как уже говорилось, не все элементы профессионально-этической системы, а основные, или, правильнее сказать, те, что представляются основными. Кодекс представляет собой сведенные воедино и в установленном порядке легитимизированные этические нормы и принципы деятельности, а также требования к профессионально-значимым качествам сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, складывавшиеся на протяжении достаточно длительного периода времени,т.е. Кодекс обладает так называемыми качествами абсолютной завершенности вследствие того, что после этапов подготовки проекта Кодекса и его обсуждения, он легитимизируется – принимается, утверждается — и становится документом, содержащим обязательные для выполнения всеми сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими УИС.

      Сущность Кодекса заключается в том, что он является упрощенным отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты в адаптированном к нуждам профессиональной практики виде. Но вместе с тем он не тождественен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее. Тем не менее в практической профессиональной деятельности Кодекс имеет не меньшую значимость, чем само профессионально-этическое учение и соответствующая ей профессионально-этическая система, поскольку в основном именно он используется сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими УИС в их непосредственной деятельности.

      Объектом Кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, а его предметом – моральные знания, умения и главное – практические навыки сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, реализуемые в их повседневной профессиональной деятельности.

      Основными целями Кодекса являются:

      • установление нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;
      • формирование единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;
      • воспитание высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;
      • регулирование профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;
      • соблюдение этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;
      • выработка у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения.

      Кодекс, так же выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      Сущность Кодекса раскрывается через функции, которые он выполняет, а именно:

    1. Он призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.
    2. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.
    3. Таким образом, согласно выполнению своих функций, Кодекс способствует сохранению и укреплению сущности профессиональной деятельности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.

      Итак, можно с уверенностью сказать, что профессионально-этический кодекс необходим. Профессионально-этический кодекс это реально действующим документом, но он становится таковым только после осознания сотрудниками его необходимости, при этом он не является документом исключительно «для служебного пользования», полезным может оказаться его размещением, например, в помещении приема передач, где бывают не только сотрудники, но и родственники и знакомы осужденных содержащиеся в учреждениях ФСИН России, в приемной начальника учреждения и т.п. Это будет способствовать осуществлению этический контроля за действиями сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС, с одной стороны, а с другой, это будет являться дисциплинирующим фактором для самих сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих УИС.

      В целом можно сказать, что сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие УИС, если они заинтересованы в повышении эффективности и качества своей работы, повышении престижа и статуса своей службы, могут предложить множество оригинальных решений, которые сделают Кодекс этики «рабочим документом», который станет стимулом для развития профессиональной деятельности и повышения статуса службы.

      Список литературы

      1. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник: [гриф УМЦ, НИИ ОН] / Ред. В. Я. Кикоть. – М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2012. С.41.
      2. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник: [гриф УМЦ, НИИ ОН] / Ред. В. Я. Кикоть. – М. : ЮНИТИ: Закон и право, 2012. С.22
      3. Ср.: Словарь по этике. Под ред. И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1981. С. 125-126.

      Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ - ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

      Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

      Кодекс этики приказ фсин 5

      Профессиональный кодекс чести Федеральной службы исполнения наказаний России

      Под профессиональным кодексом чести государственного служащего принято понимать — свод морально-этических норм и правил поведения, которых должен придерживаться каждый, кто осуществляющее от имени государства профессиональную деятельность и имеет статус государственного служащего.

      11.01.2012 года приказом ФСИН России №5 утвержден кодекс этики и служебного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее по тексту Кодекс). Данный Кодекс определяет правила профессионального поведения сотрудников этой службы.

      В приказе №5 от 11.01.2012 года, утверждающем Кодекс, Директором ФСИН России контроль за исполнением упомянутого приказа возложен на его заместителя, который в свою очередь реализует приказ на всех служебных и территориальных уровнях ФСИН России.

      В соответствии со ст. 3 Кодекса, Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему обязан ознакомится с положениями Кодекса. Данная статья реализуется посредством сотрудников отделов кадров подразделений, которые непосредственно осуществляют доступ к ознакомлению с Кодексом.

      — установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

      — формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

      — воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

      — регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

      — соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

      — выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения;

      — выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      Перечисленные в ст. 4 Кодекса предписания, основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга. Строгое следование этике, морали и культуре олицетворяет собой образцовый облик государственного служащего.

      Наряду с Кодексом, как институт морали и этики, можно назвать «Суд Чести», указанный в ст.42 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. №4202-1 «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации». Данный «Суд чести» утратил силу в связи с принятием Федеральный закон от 21.11.2011 №329-ФЗ. Однако, несмотря на утрату силы, на сегодняшний день, существует как явление. Несмотря на то, что данный суд он не имеет официального юридического статуса и несет скорее нравоучительный, порицательный, поучающий, воспитательный характер, все же является достаточно распространенным и действенным механизмом реализации морали среди сотрудников ФСИН. Нет определенного регламента проведения такого Суда чести, порядок его реализации достаточно различен, однако, как правило общими чертами данного института морали и этики среди государственных служащих во ФСИН можно назвать такие явления как публичность, открытость, общественное порицание, проведение данной процедуры старшим руководящим лицом, в присутствии коллег лица, поступок или поведение которого рассматривается судом.

      По заключению Минюста РФ от 8 февраля 2012 г. N 01/9119-ВЕ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации

      В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4109; 2005, № 29, ст. 3037, № 49, ст. 5204; 2007, № 11, ст. 1283; 2008, № 18, ст. 2009, № 43, ст. 4921, № 47, ст. 5431; 2010, № 4, ст. 368, № 19, ст. 2300, № 20, ст. 2435) и Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, приказываю:

      1. Утвердить прилагаемый Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

      2. Начальникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы организовать изучение Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы.

      3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора ФСИН России генерал-лейтенанта внутренней службы В.П. Большакова.

      Кодекс
      этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы
      (утв. приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5)

      I. Общие положения

      1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы (далее — Кодекс) основывается на фундаментальных общечеловеческих и профессионально-нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга.

      Конституции Российской Федерации;

      Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 12.12.1996);

      Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11.05.2000 NR (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих);

      Федерального закона от 27.07.2007 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3215; 2006, № 6, ст. 636; 2007, № 10, ст. 1151, № 16, ст. 1828, № 49, ст. 6070; 2008, № 13, ст. 1186, № 30, ст. 3616, № 52, ст. 6235; 2009, № 29, ст. 3597, № 29, ст. 3624, № 48, ст. 5719, № 51, ст. 6150, ст. 6159; 2010, № 5, ст. 459, № 7, ст. 704, № 49, ст. 6413, № 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, № 1, ст. 31);

      Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 22, ст. 2063; 2003, № 46 (ч. I), ст. 4437; 2006, № 29, ст. 3123; 2007, № 49, ст. 6070; 2011, № 1, ст. 31);

      Указа Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2007, № 13, ст. 1531; 2009, № 29, ст. 3658);

      Типового кодекса этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренного 23.12.2010 президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

      иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

      Соблюдение основных положений Кодекса дает право сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие) на уважение, доверие и поддержку в служебной и повседневной деятельности со стороны коллег, граждан и общества в целом.

      3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему (далее — УИС), знакомится с положениями Кодекса.

      4. Настоящий Кодекс служит следующим целям:

      установлению нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего;

      формированию единства убеждений и взглядов в сфере профессиональной этики и служебного этикета, ориентированных на профессионально-этический эталон поведения;

      воспитанию высоконравственной личности сотрудника и федерального государственного гражданского служащего, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали;

      регулированию профессионально-этических проблем взаимоотношений, возникающих в процессе служебной деятельности;

      соблюдению этических норм поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего в повседневной жизни;

      выработке у сотрудника и федерального государственного гражданского служащего потребности соблюдения профессионально-этических норм поведения:

      выступает средством формирования позитивного облика компетентного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего.

      5. Кодекс призван повысить эффективность выполнения сотрудником и федеральным государственным гражданским служащим своих должностных обязанностей.

      6. Кодекс служит основой для формирования должной морали, уважительного отношения к государственной службе, в том числе к службе в УИС, в общественном сознании.

      II. Основные принципы и правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

      7. Принципы служебного поведения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего учитываются гражданами Российской Федерации в связи с их нахождением на службе в УИС.

      8. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

      а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы учреждений и органов УИС;

      б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание их деятельности;

      в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего учреждения или органа УИС;

      г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

      д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;

      е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

      ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

      з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

      и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

      к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету УИС;

      л) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных (муниципальных) служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

      м) соблюдать установленные в УИС правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

      н) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе УИС, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

      о) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной валюте (условных, денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

      п) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

      9. Сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему, наделенному организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим (далее — руководитель), рекомендуется быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в учреждении или органе УИС благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата, принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

      10. Руководитель призван:

      б) не допускать случаев принуждения сотрудника и федерального государственного гражданского служащего к участию в деятельности политических партий и общественных объединений.

      III. Рекомендательные этические правила служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих

      11. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

      12. В служебном поведении сотруднику и федеральному государственному гражданскому служащему рекомендуется воздерживается от:

      а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

      б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений:

      в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

      г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

      13. Сотрудники и федеральные государственные гражданские служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

      Сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим рекомендуется быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять терпимость в общении с гражданами и коллегами.

      14. Внешний вид сотрудника и федерального государственного гражданского служащего при исполнении ими должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия способствует уважительному отношению граждан к УИС, соответствует общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

      Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 11 января 2012 г. № 5 “Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих уголовно-исполнительной системы”

      Обзор документа

      Принят Кодекс этики сотрудников и госслужащих уголовно-исполнительной системы.

      Определены его цели. В частности, он устанавливает нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения и призван воспитать высоконравственную личность сотрудника/госслужащего.

      Установлены основные принципы и правила поведения.

      Так, сотрудники/госслужащие уголовно-исполнительной системы должны быть независимыми, беспристрастными, проявлять терпимость, корректность и внимательность. Им запрещено использовать служебное положение в личных целях, а также вести себя компрометирующим образом.

      В частности, им следует воздерживаться от дискриминационных высказываний и действий, угроз, оскорблений, предвзятых замечаний, незаслуженных обвинений.