Награды ведомств легкой промышленности ссср. Организаторы оборонных отраслей - создатели военной техники хх века Министр сталелитейной промышленности ссср

Правомерен вопрос: как СССР, начавший индустриализацию лишь в 30-е гг., к тому же разоренный во Второй мировой войне, смог совершить рывок в формировании и развитии ВПК вопреки ограниченности во времени и вторичных ресурсах (кадрах, технике, технологиях и т.д.)?

Олег Дмитриевич Бакланов, Олег Константинович Рогозин

В 1950-е годы руководство СССР пыталось разными способами решить проблему координации обширных работ по революционным направлениям развития вооружений, прежде всего ядерного оружия и ракетной техники. 16 марта 1953 года выходит Постановление Совета Министров СССР «О руководстве специальными работами», которым создается Специальный комитет для руководства работами по атомной промышленности и ракетной технике.

Однако уже 26 июня 1953 года Президиум ЦК КПСС на своем заседании принимает решение «Об образовании Министерства среднего машиностроения СССР», с включением в его состав 1-го и 3-го Главных управлений, в связи с чем ликвидируется созданный тремя месяцами ранее Специальный комитет при Совете Министров СССР. Это решение в тот же день оформляется Указом Президиума Верховного Совета СССР. Предприятия министерства занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством транспортных средств с атомными двигательными установками: ледоколов, подводных лодок, военных судов, космических ракет и самолетов, а также производством радиоизотопных приборов и аппаратуры, строительством атомных станций.

Между тем, задача координации работ по всей тематике военного производства так и не была решена, хотя новый этап научно-технической революции требовал существенного повышения эффективности управления разработками и производством техники и вооружения.

6 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР. В 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались: Министерство авиационной промышленности СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, Министерство радиотехнической промышленности СССР, Министерство среднего машиностроения СССР, КГБ при СМ СССР, Государственный комитет по использованию атомной энергии, Главное управление государственных материальных резервов, Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, Главспецстрой при Госмонтажспецстрое, организация п/я № 10, -ДОСААФ, ЦК «Динамо» и Всеармейское военно-охотничье общество.

Во многом благодаря деятельности Военно-промышленной комиссии Советский Союз после Второй мировой войны сумел создать ряд передовых образцов вооружения и военной техники в самых высокотехнологичных сферах систем вооружения.

Постановление СМ СССР № 697-355сс/оп
«О руководстве специальными работами»

г. Москва, Кремль

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. О Специальном комитете

1. Образовать при Совете Министров СССР Специальный комитет в составе тт.:

  1. Берия Л.П. — председатель
  2. Ванников Б.Л. — первый заместитель председателя
  3. Клочков И.М. — заместитель председателя
  4. Владимирский С.М. — - " -
  5. Булганин Н.А. — член комитета
  6. Завенягин А.П. — - " -
  7. Рябиков В.М. — - " -
  8. Махнев В.А. — - " -

2. Возложить на Специальный комитет при Совете Министров СССР руководство всеми специальными работами (по атомной промышленности, системам «Беркут» и «Комета», ракетам дальнего действия (...)), осуществляемыми Первым и Третьим главными управлениями при Совете Министров СССР и другими министерствами и ведомствами.

Установить, что Специальный комитет:

— определяет планы развития специальных работ, размеры потребных для выполнения этих планов денежных ассигнований и материально-технических ресурсов и вносит их на утверждение Правительства;

— осуществляет контроль за ходом специальных работ и принимает меры по обеспечению выполнения установленных планов;

— принимает оперативные решения, касающиеся специальных работ, обязательные для министерств и ведомств, а в случаях, требующих утверждения Правительства, вносит свои предложения в Совет Министров СССР.

Для выполнения возложенных на него заданий Специальный комитет имеет свой аппарат.

II. О Первом и Втором главных управлениях при Совете Министров СССР

1. Объединить Первое и Второе главные управления при Совете Министров СССР в одно Главное управление — Первое главное управление при Совете Министров СССР.

2. Освободить т. Ванникова Б.Л. от обязанностей начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР в связи с переходом его на работу в Специальный комитет.

3. Назначить т. Завенягина А.П. начальником Первого главного управления при Совете Министров СССР.

4. Назначить:

т. Славского Е.П. — первым заместителем начальника Главка

т. Павлова Н.И. — заместителем начальника Главка

т. Антропова П.Я. — - " - - " -

т. Емельянова В.С. — членом коллегии Главка

т. Кандарицкого В.С. — - " - - " -

т. Комаровского А.Н. — - " - - " -

т. Полякова В.П. — - " - - " -

т. Петросьянца А.М. — - " - - " -

Председатель Совета Министров Союза ССР Г.Маленков
Управляющий делами Совета Министров СССР М.Помазнев

АП РФ. Ф. 93, коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1953 г. Заверенная копия.

Предыстория органов управления военной промышленностью

Российские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы — особые совещания. Главное из них — «Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства» — возглавлял военный министр, в нем участвовали представители государственных органов (Госдумы, Госсовета и т.д.), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля — военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов А. Гучковым и прогрессистом А. Коноваловым.

После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны, в условиях НЭПа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом.

В результате на рубеже 20-30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему «кадровых» военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После ликвидации ВСНХ с января 1932 г. оборонные предприятия перешли в систему Наркомата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации — МП-1 на «особый» IV квартал 1939 г., проведенная в том же году реорганизация управления — разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности.

ВПК как орган мобилизации промышленности

Мобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была «узким местом» в системе советского оборонного строительства в 1930-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого «мобилизационного» органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом управления стала Постоянная мобилизационная комиссия при Комитете Обороны Совета Народных Комиссаров. На первом ее заседании, 4 мая 1938 г., присутствовали К. Е. Ворошилов, Н. И. Ежов, Л. М. Каганович, П. И. Смирнов, Н. А. Вознесенский (председатель Госплана), Б. М. Шапошников, М. И. Кулик, И. Ф. Тевосян и др. Таким образом, в состав комиссии вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов безопасности.

14 июня 1938 г. состоялось заседание комиссии под ее новым названием — Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Л. М. Кагановичем проект «О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата».

Постройка артиллирийского железнодорожного транспортера ТМ-1-14 с 356-мм орудием на Ленинградской Металлическом заводе(1932 год)

Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей «мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения».

В число функций ВПК входили:

  • рассмотрение мобилизационных заявок;
  • проверка расчетов потребностей и нор-мы потребления по мобзаявкам;
  • распределение мобилизационных заданий между наркоматами Союза и союзных республик и проверка правильности распределения заказов между предприятиями;
  • составление сводного мобилизационного плана промышленности по всем его разделам;
  • согласование мобилизационно-промышленного плана с народно-хозяйственным планом (совместно с Мобсектором Госплана СССР);
  • обследование производственных мощностей предприятий, определение их мобилизационного предназначения, разработка мер по наращиванию новых производственных мощностей, ассимиляции гражданских производств и их правильной реализации;
  • проверка исполнения мобилизационного плана и программы текущих военных заказов предприятиями и наркоматами;
  • разработка планов материально-технического обеспечения, мобилизационных заданий по всем основным видам снабжения (оборудование, сырье, инструменты, полуфабрикаты и т.д.);
  • установление системы районирования производства для сокращения перевозок и достижения комплектности производства;
  • разработка мероприятий по повышению выпуска продукции основными предприятиями путем их кооперирования с предприятиями-смежниками;
  • разработка плана и мероприятий, обеспечивающих в военное время мобилизуемую промышленность рабочей силой и инженерно-техническими кадрами;
  • разработка норм накопления промышленных мобзапасов, проверка их наличия и качества, установление правил хранения и освежения мобзапасов;
  • проведение, по особому решению КО, опытных мобилизаций отдельных промышленных предприятий или целых промышленных отраслей;
  • разработка вопросов применения в военной промышленности всяких технических изобретений, в особенности замены остродефицитных материалов в производстве предметов вооружения;
  • разработка инструкций о военно-мобилизационной работе в наркоматах, главных управлениях, трестах и предприятиях; контроль за работой военных отделов в вышеперечисленных органах, постановка дела подбора и подготовки кадров моборганов и сохранения военно-промышленной тайны.

ВПК состояла из председателя комиссии в ранге заместителя председателя СНК СССР (председателем стал Л. М. Каганович), двух его заместителей и секретаря, а также семнадцати постоянных членов комиссии. В число последних входили представители Вооруженных Сил СССР и НКВД (как главные заказчики военной продукции) — нарком обороны, нарком ВМФ, нарком внутренних дел, начальники: Генерального штаба РККА, Главного морского штаба, ВВС РККА, Артиллерийского управления РККА, Автобронетанкового управления РККА; руководители оборонной и тяжелой промышленности: наркомы авиационной промышленности, судостроения, боеприпасов, вооружения, химической промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, общего машиностроения; а также председатель Госплана СССР.

Решения Военно-промышленной комиссии нуждались в утверждении председателя Комитета обороны и лишь после этого были обязательны к выполнению. Для выполнения повседневной работы внутри ВПК выделялся секретариат, состоявший из организационно-планового сектора, отраслевых секторов и общей части секретариата.

Организационно-плановый сектор ВПК отвечал за «изучение исторического и современного зарубежного опыта промышленной мобилизации и изыскание на этой основе наиболее рациональных организационных форм мобилизационной подготовки промышленности, разработку инструкций и положений по мобработе, разработку структуры и штатов моборганов, обеспечение сохранения военно-промышленной тайны, заключение по мобзаявкам военных наркоматов, распределение мобзаявок по отраслевым секторам, обобщение сводных данных по мобилизационному плану, выдачу мобзаданий наркоматам и другим организациям и заявок на сырье и полуфабрикаты, выявление производственных мощностей, снабжение «рабтехсилой» и т.д.

В состав секретариата ВПК входили также отраслевые секторы, отвечавшие за мобилизационную подготовку соответствующих отраслей: 1) вооружений, с группами стрелкового оружия, материальной части артиллерии, военных приборов; 2) боеприпасов, в составе групп корпусов, трубок, взрывателей, гильз, порохов, ВВ, снаряжения и укупорки; 3) авиации; 4) автобронетанковый; 5) военно-химический; 6) судостроения; 7) инженерного имущества и связи.

В функции отраслевых секторов входила разработка всего комплекса вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой данной отрасли производства, и в частности:

  • учет и выявление существующих производственных мощностей соответствующей отрасли производства и сопоставление их с объемом мобзаявки по данному виду вооружений;
  • подготовка заключений по мобзаявке на данный вид вооружений;
  • изыскание дополнительных производственных мощностей и разработка мероприятий по наращению новых мощностей;
  • разработка вопросов производственного кооперирования предприятий;
  • размещение мобзаявки и проверка мобготовности предприятий;
  • обобщение сводной потребности в оборудовании, сырье, инструменте, рабочей силе и т.п.;
  • внедрение в производство новых технических усовершенствований и высокорентабельных технологических процессов, а также разработка вопросов, связанных с заменой остродефицитных и импортных материалов;
  • определение норм накопления мобзапасов и контроль за их созданием и освежением;
  • подготовка решений по данной отрасли производства и контроль за своевременностью и качеством их исполнения;
  • контроль и обеспечение выполнения программы текущих военных заказов в данной отрасли производства;
  • наблюдение за разработкой вопросов разгрузки и эвакуации промышленных предприятий, дислоцированных в угрожаемых зонах.

Был также установлен порядок разработки мобилизационного плана. В установленные Комитетом обороны сроки военные наркоматы (НКО, НКВМФ, НКВД) должны были представить в ВПК мобзаявки на военный год на «средства вооружений и боевой техники». Сводный мобилизационный план промышленности поэтапно разрабатывался ВПК в одном экземпляре и состоял из следующих разделов: плана подачи, плана производственной кооперации, плана материально-технического обеспечения, плана наращения мощностей, плана обеспечения рабсилой и ИТР, плана накопления мобзапасов, финансового плана, плана перевозок.

Секторы ВПК были обязаны осуществлять контроль за мобготовностью предприятий и наркоматов и в соответствии с происходящими изменениями вносить в мобплан необходимые коррективы.

Помимо этого, ВПК в целом должна была выступать в роли «арбитра» при решении спорных вопросов между ведомствами. В решении ВПК от 27 сентября по вопросу «О комплектации артвыстрела», в частности, указывалось: «При наличии разногласий по вопросам поставки между наркомом оборонной промышленности и наркомами других наркоматов-поставщиков спорные вопросы разрешаются ВПК».

Таким образом, ВПК проделала большую работу по подготовке народного хозяйства к будущей войне. Все вопросы принятия на вооружение новых образцов вооружений и боевой техники, их освоения в серийном производстве находились под личным контролем И.В.Сталина, возглавлявшего два последних предвоенных года Комитет Обороны СССР. По воспоминаниям Наркома вооружения СССР Б.Л.Ванникова, «Сталин изучал ежедневно сводки о выпуске самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика...То же самое можно сказать о его участии в рассмотрении вопросов танковой промышленности и военного судостроения».

Повседневного внимания к вопросам развития оборонной промышленности Сталин требовал и от своего ближайшего окружения. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 сентября 1939 г., Экономсовет (председатель А. И. Микоян, заместитель Н. А. Булганин, члены: С. М. Буденный, Е. А. Щаденко, Л. З. Мехлис) и Комитет Обороны (председатель И. В. Сталин, первые заместители В. М. Молотов и Н. А. Вознесенский, члены: Н. Г. Кузнецов, А. А. Жданов, А. И. Микоян, Л. П. Берия, Б. М. Шапошников, Г. И. Кулик, Ф. И. Голиков) обязывались «заседать ежедневно».

Вместе с тем, по мнению экспертов Первого Отдела Госплана СССР, занимавшихся в конце 1950-х годов обобщением опыта развертывания военно-промышленной базы СССР накануне Великой Отечественной войны: «...мы слишком поздно начали проводить военно-мобилизационную подготовку нашей промышленности. Наша страна по существу не имела комплексного мобилизационного плана подготовки всего народного хозяйства к нуждам войны, что явилось, безусловно, крупным недостатком и объяснялось во многом несвоевременной организацией мобилизационного планирования».

В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО), образованный 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа руководства мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

8 декабря 1942 г. при Государственном Комитете Обороны создается Оперативное Бюро в составе: В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и А. И. Микоян, — для контроля и наблюдения за работой наркоматов военной промышленности, разработки и внесения на рассмотрение Председателя ГКО проектов решений по отдельным вопросам развития промышленности и транспорта. На основе заявок НКО, НКВМФ, НКВД и НКГБ Оперативное Бюро ГКО составляло, при участии отделов Госплана СССР, месячные и квартальные планы производства «военной» и «гражданской» промышленной продукции и материально-технического снабжения важнейших отраслей народного хозяйства. 18 мая 1944 г. Оперативное Бюро было утверждено в новом составе: Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Н. А. Вознесенский и К. Е. Ворошилов.

За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации производства военно-промышленной продукции. На местах ответственными за выполнение постановлений ГКО являлись местные партийные и советские органы. Особо ответственные задания находились на контроле уполномоченных ГКО.

Центр координации военной промышленности

В первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в феврале 1947 г. при Совете Министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с В. А. Малышевым, занимались оборонными отраслями. Наблюдение за Министерством Вооруженных Сил осуществлялось непосредственно председателем Совета Министров СССР, а с апреля 1949 г. эта работа была поручена Н. А. Булганину, в том числе — ответственность за работу министерств авиационной промышленности и вооружения, выведенных из ведения Бюро по машиностроению и судостроению.

В мае 1948 г. руководители оборонной промышленности Д. Ф. Устинов и М. З. Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров «оборонки», необходимость создания такого органа давно назрела.

Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 г. при Президиуме Совета Министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Н. А. Булганина, которое действовало с февраля 1951 г. по октябрь 1952 г. Членами бюро являлись А. М. Василевский — министр Вооруженных Сил СССР, Д. Ф. Устинов — министр вооружения СССР, М. В. Хруничев — министр авиационной промышленности СССР, И.С. Юмашев — военно-морской министр СССР.

Сборка танков Т-34 на Челябинском Кировском заводе, 1943 год

Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР.

В 1953 г. отраслевые бюро при Совете Министров СССР были упразднены. В 1953-56 гг. вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета Министров СССР — Н. А. Булганин, В. А. Малышев, М. З. Сабуров, М. В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Она готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 г. Госэкономкомиссия была ликвидирована. 6 декабря 1957 г. создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета Министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Н. С. Хрущева 1957-1958 гг. по децентрализации управления экономикой через систему «совнархозов». Однако и после восстановления министерств в 1965 г. комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода.

Основными задачами Военно-промышленной комиссии являлись:

  • организация и координация работ по созданию современных видов вооружения и военной техники;
  • координация работы оборонных отраслей промышленности, других министерств и ведомств СССР, привлеченных к созданию и производству вооружения и военной техники;
  • обеспечение совместно с Госпланом СССР комплексного развития оборонных отраслей промышленности;
  • повышение технического уровня производства, качества и надежности вооружения и военной техники;
  • оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе в части создания, производства и поставок вооружения и военной техники, выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплаты предприятий в отрасли, а также контроль за деятельностью других отраслей промышленности по указанным вопросам;
  • подготовка совместно с Госпланом СССР и Министерством обороны СССР программ вооружения, пятилетних и годовых планов создания, производства и выпуска вооружения и военной техники и внесение их на рассмотрение и утверждение;
  • подготовка и внесение совместно с Госпланом СССР, министерствами обороны и финансов на рассмотрение Совета обороны СССР и Верховного Совета СССР предложений по контрольным цифрам расходов страны на создание и производство вооружения, военной и другой специальной техники оборонного значения в соответствующие плановые периоды;
  • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству.

В связи с сокращением расходов на вооружение в 1980-х гг. на ВПК была возложена задача по координации и осуществлению работ в области конверсии военного производства. В этой связи на ВПК был возложен ряд важных оперативных задач по развитию гражданского сектора народного хозяйства:

  • организация разработки и производства оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности и торговли;
  • организация разработки и производства непродовольственных товаров народного потребления; организация технических средств и работ в области связи; координация работ по созданию объектов атомной энергетики;
  • руководство выполнением программ электронизации народного хозяйства; координация работ в области воздушных, грузовых и пассажирских перевозок и другие задачи.

В разные периоды работы ВПК в ее состав, как правило, входили заместитель председателя Совета Министров СССР — председатель ВПК, первый заместитель председателя ВПК — в ранге министра СССР, заместители председателя ВПК, первый заместитель председателя Госплана СССР, ведающий вопросами оборонной промышленности, министры оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны СССР — начальник Генерального штаба ВС СССР, заместитель министра обороны СССР по вооружению, а также известные и авторитетные ученые и организаторы промышленности.

Устинов Д.Ф. - первый председатель Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР

Со времени образования Военно-промышленной комисии в 1957 году в советский период ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957-1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963-1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985-1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988-1991 гг.).

К середине 1980-х гг. в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами.

В составе работников аппарата ВПК были представители основных ветвей комплекса: 50% пришли из министерств с руководящих должностей, 10% — из Госплана СССР, 6% — из Минобороны СССР, 34% — из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов. Наиболее многочисленными были руководители оборонной промышленности и научно-технической элиты, наименьший процент приходился на выходцев из военного ведомства. Научно-технические кадры, включая видных ученых, участвовали в работе Научно-технического совета, действовавшего при ВПК.

Порядок принятия решений по военно-промышленным вопросам, в основном установившийся с 60-х годов, демонстрировал единство и совместную работу всех главных подразделений советского ВПК. Окончательные решения обычно выходили в форме совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые несли на себе различные грифы секретности и в закрытом порядке рассылались заинтересованным ведомствам. Такими же специальными решениями высших органов власти оформлялись и любые изменения в политике, связанные с деятельностью ВПК. Однако этому предшествовала длительная работа целого ряда ведомств.

Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями военного ведомства). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период «развитого ВПК», когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР.

Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на космодроме Байконур (1988г.)

ЦК КПСС и СМ СССР было принято очень важное для работы решение о наделении ВПК с момента ее образования полномочиями органа государственного управления. Полномочные функции ВПК проявлялись в случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности (МООП) и Госпланом СССР; МООП и Министерством обороны СССР, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР при рассмотрении ВПК текущих годовых планов производства и поставок вооружения и военной техники, планов и программ вооружения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике, создания мобилизационных мощностей, а также при отработке этих планов с учетом их исполнения. Решение ВПК в случае возникновения разногласий было, как правило, окончательным. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС.

Много крупных и важных государственных событий свершилось при участии и под контролем Военно-промышленной комиссии за долгие годы ее существования.

Так, образована сеть институтов, конструкторских бюро и заводов, охватывающая все направления ракетостроения (КБ и институты: Б. В. Гидаспова, В. П. Глушко, Б. П. Жукова, С. П. Королева, В. П. Макеева, А. Д. Надирадзе, М. Ф. Решетнева, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля и другие), крупнейшие предприятия и производственные объединения: завод им. Хруничева, Южмашзавод, Красноярский машзавод, Ленинец, Омский авиазавод, Фазотрон, Златоустовский машзавод, Воткинский машзавод, Оренбургский авиазавод, Бийский химкомбинат и многие другие.

Созданы пилотируемые и непилотируемые космические системы различного назначения. Развернуты боевые ракетные комплексы РВСН — основы ракетно-ядерного щита страны. Созданы и стали грозной силой подводный ракетоносный флот и оснащенная крылатыми ракетами дальняя авиация.

В этот же период достигнут стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, обеспечивающий длительную стратегическую стабильность, а попросту мир без ядерных войн. Этот мир завоеван огромным трудом работников оборонной промышленности, создавшей стратегические ядерные силы.

Сегодня всем стало ясно, что только достигнутый усилиями всей нашей страны стратегический ракетно-ядерный паритет сделал возможным переход к политике сокращения и ограничения ядерных вооружений, только этот паритет посадил мировых политиков за стол переговоров.

К этому же периоду относится и становление системной организации развития вооружений. Чтобы подчеркнуть всю широту и ответственность задач, решавшихся под эгидой и с участием ВПК, достаточно напомнить о созданных на базе глубоких научных исследований комплексных программах важнейших видов ракетно-космических, авиационных, противоракетных и других систем оружия.

ВПК и министерства оборонных отраслей промышленности выполнили основную задачу, поставленную государством, по обеспечению высокого научно-технического уровня вооружений и военной техники — чтобы вооружение армии и флота по своим тактико-техническим параметрам не уступало или превосходило уровень военной техники зарубежных стран. При постоянном контроле Военно-промышленной комиссии армия и флот своевременно оснащались новейшим вооружением в кратчайшие сроки и в необходимом количестве.

Работники ВПК всегда высоко ценили вклад командования и личного состава Министерства обороны СССР в отработку новой техники, поступающей на вооружение Советской армии и Военно-морского флота.

После распада Советского Союза в декабре 1991 г. централизованное управление промышленностью, в том числе ее военно-промышленным комплексом, было упразднено, Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам и министерства оборонных отраслей промышленности СССР ликвидированы, предприятия оборонных отраслей промышленности вошли в фазу глубокого кризиса, военная мощь страны и ее обороноспособность из года в год снижались.

Сегодня всем российским гражданам следует вспомнить, что благодаря централизованному управлению оборонными и другими отраслями народного хозяйства, позволившему сконцентрировать производственные, ма-те-ри-альные и интеллектуальные ресурсы на обеспечение фронта всем необходимым, Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне, а в период 1957-1991 гг. создал стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, предотвративший новую войну с глобальными разрушениями, обеспечивший 60-летний мир на нашей земле.

Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии в Российской Федерации, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствует о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служит необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Раздел 4.

ОРГАНИЗАТОРЫ
^ ОБОРОННЫХ ОТРАСЛЕЙ

Конечно же, создание военной техники, включающие в себя объединение усилий многих организаций, а также создание материально-технической базы производств, было бы немыслимо без влиятельного участия в этот процесс отраслевых министерств.

Создание атомного оружия невозможно было бы без создания новых заводов по добыче урановой руды, ее переработки и обогащения. Именно Министерство среднего машиностроения, возглавляемое министром, трижды Героем Социалистического Труда Славским Ефимом Павловичем, выполнило огромную работу в этом плане. На решение общей задачи уранового проекта были задействованы более сотни тысяч заводов, вновь построено и запущено производство более 10 тысяч предприятий. Все эти предприятия имели свою сложную хозяйственную структуру. Конечно же, роль министра в создании атомного и водородного оружия невозможно не дооценить.

То же самое следует сказать в отношении организации ракетно-космической отрасли Министерства общего машиностроения (МОМ), которую возглавил дважды Герой Социалистического Труда Афанасьев Сергей Александрович, а затем его дело продолжил Герой Социалистического Труда Бакланов Олег Дмитриевич.

С такими же сложностями наращивались мощности танковой и стрелково-артиллерийской промышленности, когда в годы Великой Отечественной войны нужно было эвакуировать из восточных районов в Сибирь все предприятия военной промышленности и на новом месте запускать эти производства! При этом размещать для нормальной жизни семьи работников. Конечно же, эти функции полностью взяло на себя Министерство оборонной промышленности. Это министерство в разное время возглавляли дважды Герой Социалистического Труда Устинов Дмитрий Федорович, Герой Социалистического Труда Зверев Сергей Алексеевич и Герой Социалистического Труда Финогенов Павел Васильевич.

Создание ядерного подводного флота, организация производства подводных лодок в условиях Крайнего Севера легли на плечи Министерства судостроительной промышленности, которое возглавил Герой Социалистического труда, министр Бутома Борис Евстафьевич.

Министерства авиационной, химической, электронной промышленностей, их коллективы и министры проявили героизм и настойчивость в решении сложнейших задач обороны страны. Именно благодаря им был создан ракетно-зенитный щит Советского Союза.

Сегодня практически многих из них уже нет в живых, но мы должны знать и помнить, кто защитил нас от ядерной катастрофы, подобной японской.

То же можно сказать о Министерстве электронной промышленности, Министерстве химической промышленности, Министерстве авиационной промышленности.

^ Устинов Дмитрий Федорович

Министр обороны СССР, дважды Герой Социалистического Труда,

Герой Советского Союза, маршал Советского Союза

Родился 30 октября 1908 года в городе Самаре в семье рабочего.

В 1922–1923 годах служил в Красной Армии, после чего окончил профтехшколу и Ленинградский военно-механический институт. В 1927–1929 годах работал слесарем на Балахнинском бумажном комбинате, затем на фабрике в Иваново.
С 1934 года – инженер в Артиллерийском морском НИИ, начальник бюро эксплуатации и опытных работ; с 1937 го-да – инженер-конструктор, заместитель главного конструктора и директор ленинградского завода «Большевик».

Незадолго до начала Великой Отечественной войны молодой руководитель производства Д. Ф. Устинов, по указанию И. В. Сталина , был назначен народным комиссаром вооружения СССР. На этом посту он внес крупный вклад в достижение победы в Великой Отечественной войне, обеспечив массовый выпуск оружия, успешное освоение производства новых видов вооружения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1942 года за указанные выдающиеся успехи в руководстве наркоматом вооружения Устинову Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 8117) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 24).

В 1946–1953 годах генерал-полковник-инженер артиллерийской службы Д. Ф. Устинов – министр вооружения, в 1953-1957 годах он – министр оборонной промышленности СССР, а в 1957–1963 годах – заместитель Председателя Совета Министров СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в развитии ракетной техники и обеспечение успешного полета советского человека в космическое пространство Устинов Дмитрий Федорович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот» (№ 89).

В 1963–1965 годах Д. Ф. Устинов – 1-й заместитель Председателя Совета Министров СССР, председатель ВСНХ СССР, а в 1965–1976 годах – секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, координирующий на этом посту и направляющий работу научных учреждений, конструкторских бюро, оборонных промышленных предприятий.

С конца апреля 1976 года генерал армии Устинов Д. Ф. – министр обороны СССР. 30 июля 1976 года ему присвоено высшее воинское звание «Маршал Советского Союза».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1978 года «за большие заслуги в укреплении обороны страны в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период и в связи с 70-летием со дня рождения» Маршалу Советского Союза Устинову Дмитрию Федоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11302).

Депутат Верховного Совета СССР 2, 4–11-го созывов. Министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов скончался 20 декабря 1984 года. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены.

Награжден одиннадцатью орденами Ленина (08.02.1939, № 4270; 03.06.1942, № 8117; 05.08.1944, № 19028; 08.12.1951, № 199193; 20.04.1956, № 320429; 21.12.1957, № 348787; 29.10.1958, № 369166; 29.10.1968, № 400957; 02.12.1971, № 401117; 27.10.1978, № 432396; 28.10.1983, № 400489), орденом Суворова 1-й степени (16.09.1945, № 391), Кутузова 1-й степени (25.10.1944, № 312), семнадцатью медалями: «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «За отличие в охране Государственной границы», «За оборону Москвы», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–
1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За доблестный труд в Великую Отечественную войну», «За укрепление боевого содружества», «За освоение целинных земель», «30 лет Советской Армии и Флота», «40 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «50 лет Советской милиции», «В память 800-летия Москвы», «В память 250-летия Ленинграда». Также награжден иностранными орденами: монгольскими орденами Сухэ-Батора (1975, 1978, 1981) и Боевого Красного Знамени (1983), чехословацкими орденами Клемента Готвальда (1978, 1983) и Белого Льва 1-й степени (1977), вьетнамским орденом Хо Ши Мина (1983), болгарским орденом Георгия Димитрова (1976, 1983), польским орденом «Крест Грюнвальда» 1-й степени (1976), венгерским орденом Знамени с рубинами (1978, 1983), афганским орденом «Солнце Свободы» (1982), орденами Германской Демократической Республики Карла Маркса (1978, 1983) и Шарнхорста (1977), финским орденом Белой Розы 1-й степени (1978), кубинским орденом Плайя Хирон (1983). Удостоен Ленинской премии (20 апреля 1982 года, медаль № 3393), Сталинской премии 1-й степени (16 декабря 1953 года) и Государственной премии СССР (5 февраля 1983 года, медаль
№ 13503), званий Героя Монгольской Народной Республики (МНР) (8.06.1981) и Героя Чехословацкой Социалистической Республики (ЧССР) (6.10.1982).

Почетный гражданин города Северодвинска Архангельской области (25.05.1983).

Бронзовый бюст Героя Советского Союза, дважды Героя Социалистического труда Устинова Д. Ф. установлен на его родине – в городе Самаре на Самарской площади.

Имя Д. Ф. Устинова присвоено Ульяновскому авиационному промышленному комплексу, производственному объединению «Ижмаш» и району в городе Ижевске, Ленинградскому (ныне Санкт-Петербургскому) механическому институту, где он учился, площади в его родном городе Самаре, улицам в Москве и Санкт-Петербурге, ракетному крейсеру Краснознаменного Северного флота.

Сочинения:

Во имя Победы. – М.: Воениздат, 1988 ; Избранные речи и статьи. – М., 1979.

«...Почти полмиллиона пушек, более 1,5 миллиона пулеметов, свыше 12 миллионов винтовок и карабинов, более
6 миллионов пистолетов-пулеметов. Столько оружия победы произвели в годы Великой Отечественной войны советские заводы. Это почти вдвое больше, чем выпустили предприятия Германии, опиравшейся на индустриальную мощь чуть ли не всей Европы. Наше оружие превосходило вражеское и по качеству. Выдающаяся заслуга в этих достижениях принадлежала народному комиссару вооружения генерал-полковнику инженерно-артиллерийской службы Д. Ф. Устинову.

Сын самарского рабочего Дмитрий Устинов начал трудиться с 10 лет. Его детство и отрочество озарено пламенем великой революции, поднявшей народные массы на битву «с игом проклятой нужды». И 14-летний пролетарий, добровольно встав в ряды защитников молодой Республики Советов, сражается против басмачей в частях особого назначения, затем 12-го Туркестанского стрелкового полка. Юного красноармейца приняли в комсомол. «То было нелегкое, но полное революционной романтики время, – вспоминал маршал. – Время, когда по зову партии комсомольцы с винтовкой в руках сражались против кулацких и басмаческих банд, боролись за ликвидацию безграмотности, возводили гиганты социалистической индустрии...»

После демобилизации в 1923 г. Д. Устинов окончил профессионально-техническую школу в г. Макарьеве, работал слесарем на целлюлозно-бумажном комбинате в г. Балахне (Горьковской обл.), затем слесарем и машинистом-дизелистом на фабрике «Зарядье» в Иваново-Вознесенске (1927–1929 гг.). В 1927 г. вступил в Коммунистическую партию.

Революция распахнула двери вузов перед рабочей молодежью. В 1934 г. Д. Устинов окончил Ленинградский военно-механический институт, готовивший технологов и конструкторов оружейников, и был направлен в Артиллерийский научно-исследовательский морской институт. За 4 года талантливый специалист и организатор прошел путь от рядового инженера до директора ленинградского завода «Большевик».

В июне 1941 г. – за две недели до вероломного нападения гитлеровской Германии – 32-летний Дмитрий Устинов был назначен народным комиссаром вооружения СССР. С первых дней войны надо было обеспечить высокие темпы роста производства: резко увеличить выпуск полевых и зенитных орудий, противотанковых средств, пулеметов, танковых и авиационных пушек. Не было вдоволь металла, хлеба, не хватало кадров, производственных мощностей. Перестройка на военный лад проводилась в сложных условиях эвакуации большей части заводов в глубь страны. Дмитрий Федорович Устинов непосредственно руководил их перевозкой и налаживанием выпуска продукции. Под его руководством решались сложнейшие вопросы конструирования, испытания и массового выпуска различных видов вооружения.

Уже в 1941 г. выпуск вооружения возрос почти в 1,5, а еще через год – в 1,9 раза по сравнению с довоенным уровнем.
В 1942 г. наркому Д. Ф. Устинову за выдающиеся заслуги в организации производства, освоении новых видов артиллерийского и стрелкового вооружения и умелое руководство заводами было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

«Строгая доброта и поддержка инициативы сочетались у него с высокой требовательностью, доступностью, исключительным вниманием и к директорам заводов, и к конструкторам, и к тем, кто стоял у станков – вспоминал министр машиностроения СССР В. В. Бахирев. – На предприятиях и испытательных полигонах, на войсковых учениях и в коллективах конструкторов и ученых он умел подметить главное, сосредоточить внимание на нем и довести дело до конца. Он по праву снискал репутацию создателя «школы оборонщиков».

По его инициативе получили развитие многие перспективные направления различных отраслей промышленности.

Он твердо проводил в жизнь политику по обеспечению обороноспособности Родины, повышению боевой готовности армии и флота. Активно укреплял содружество Вооруженных Сил СССР с братскими армиями стран – участниц Варшавского Договора».

^ Славский Ефим Павлович

Выдающийся советский государственный деятель,

министр атомной промышленности СССР,

трижды Герой Социалистического Труда

Родился 26 октября (7 ноября) 1898 года в селе Макеевка Таганрогского округа области Войска Донского Российской империи (ныне – город Макеевка Донецкой области, Украина) в крестьянской семье.
В 1908–1912 годах работал батраком по найму. В 1912–1914 годах рабочий старотруболитейного завода, в 1914–1916 годах котельщик шахты «Капитальная», в 1916–1918 годах обрубщик новотруболитейного завода в Донбассе.

С 1918 года служил в Красной Армии. Участник гражданской войны: в 1919–1920 годах красноармеец 9-го Заднепровского Украинского полка, в 1920–1921 годах командир взвода 1-й отдельной кавалерийской бригады при Революционном военном совете 1-й Конной армии. Участвовал в боях на юге Украины и в Крыму.

В 1921–1927 годах комиссар полка, начальник организационной части 1-й отдельной кавалерийской бригады (город Москва), в 1927–1928 годах комиссар 56-го Кавказского кавалерийского полка 2-й отдельной Кавказской бригады (город Тбилиси). В 1928 году демобилизован.

В 1928–1929 годах заведующий базисными складами «Гослаборснабжения». В 1933 году окончил Московский институт цветных металлов и золота. В 1933–1940 годах работал инженером, начальником цеха, главным инженером и директором завода «Электроцинк» Народного комиссариата танковой промышленности СССР (город Оржоникидзе; ныне – Владикавказ). В 1940 году назначен директором Днепровского алюминиевого завода (город Запорожье), в 1941 году – директором Уральского алюминиевого завода (город Каменск-Уральский).

В 1945–1946 годах – заместитель наркома цветной металлургии СССР–начальник Главного управления алюминиевой промышленности СССР. В 1946–1949 годах – заместитель начальника 1-го главного управления при Совете Министров СССР–начальник 2-го Управления. Одновременно в 1947–1949 годах исполнял обязанности главного инженера Комбината № 817 (ныне – ПО «Маяк» в городе Озерск Челябинской области).

В 1948–1949 годах на заводе «В» Комбината № 817 был получен сплав плутония с заданными техническими характеристиками. Из него были получены детали первой ядерной бомбы. Для реализации советского атомного проекта было принято решение идти путем приближения к американским прототипам, работоспособность которых была уже доказана на практике. К тому же научно-техническую информацию об американских атомных бомбах удалось получить разведывательным путем.

В 1949 году на Семипалатинском ядерном полигоне (Казахстан) было проведено успешное испытание первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 (мощностью 22 кт).

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 29 октября 1949 года за организацию производства оружейного плутония для первой советской ядерной (атомной) бомбы РДС-1 Славскому Ефиму Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1949–1953 годах – заместитель и первый заместитель начальника 1-го главного управления при Совете Министров СССР. В 1953–1955 годах – заместитель, в 1955–1957 годах –первый заместитель министра среднего машиностроения СССР. Одновременно в 1956–1957 годах – начальник Главного управления по использованию атомной энергии–председатель Коллегии Главного управления.

В 1953 году на Семипалатинском ядерном полигоне было проведено успешное испытание первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 (мощностью 400 кт).

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 4 января 1954 года за участие в организации работ по созданию и испытанию первой советской термоядерной (водородной) бомбы РДС-6 Славский Ефим Павлович награжден второй золотой медалью «Серп и Молот».

При непосредственном участии Е. П. Славского 27 июня 1954 года была сдана в эксплуатацию первая в мире атомная электростанция в городе Обнинске Калужской области. Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований и для выработки изотопов для нужд медицины. Опыт эксплуатации первой, по сути экспериментальной атомной станции, полностью подтвердил инженерно-технические решения, предложенные специалистами атомной отрасли, что позволило приступить к реализации широкомасштабной программы по строительству новых АЭС в СССР. Обнинская АЭС проработала в течение 48 лет (в 1954–2002 годах).

В 1957–1986 гг. – министр среднего машиностроения СССР (в 1963–1965 годах – председатель Государственного производственного комитета по среднему машиностроению СССР). Министерству подчинялись сотни городов, горнодобывающих и обогатительных предприятий, атомных электростанций, научно-исследовательских университетов, научных центров, полигонов и воинских частей, работавших в интересах атомной промышленности. Был на посту министра в течение 29 лет.

В октябре 1961 года на высоте 4000 м над полигоном «Новая Земля» была взорвана термоядерная (водородная) бомба АН602 мощностью по разным данным от 57 до 58,6 Мт, доставленная бомбардировщиком Ту-95. Ударная волна после взрыва три раза обогнула земной шар. Несмотря на успешное испытание, бомба на вооружение не поступила; тем не менее, создание и испытание сверхбомбы имели большое политическое значение, продемонстрировав, что СССР решил задачу достижения практически любого уровня мегатоннажа ядерного арсенала. Коэффициент полезного действия устройства составил почти 97%. Это было самое мощное взрывное устройство, когда-либо разработанное и испытанное на Земле.

Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 7 марта 1962 года за участие в организации работ по созданию и испытанию самой мощной в мире термоядерной (водородной) бомбы АН602 Славский Ефим Павлович награжден третьей золотой медалью «Серп и Молот».

Под его руководством и при его непосредственном участии развивались атомная наука и техника в СССР и странах Восточной Европы и Азии, укреплялся ядерный щит страны, вводились в строй атомные электростанции и установки различного назначения, разрабатывались и внедрялись уникальные технологии по добыче урана, золота, производству минеральных удобрений, применению изотопов в медицине, сельском хозяйстве и других отраслях народного хозяйства, возводились новые современные атомграды.

Депутат Московского совета в 1930–1933 годах, депутат Челябинского областного совета в 1947–1949 годах, депутат Верховного Совета СССР 5–11-го созывов (в 1958–1989 годах).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 28 ноября 1991 года, на 94-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 10).

Награжден десятью орденами Ленина (25.07.1942, 10.02.1944, 23.02.1945, 29.10.1949, 11.09.1956, 25.10.1958, 25.10.1968, 25.10.1971, 25.10.1978, 25.10.1983), орденом Октябрьской Революции (25.10.1973), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), двумя орденами Трудового Красного Знамени (24.12.1953, 29.07.1966), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (21.08.1953), орденом «Звезда дружбы народов» 2-й степени (1978, ГДР).

Лауреат Ленинской премии (17.04.1980), Сталинской премии 1-й степени (29.10.1949, 8.12.1951), Государственной премии СССР (3.11.1984).

Почетный гражданин Северска (Томск-7; 19.07.1979), Зеленогорска (Красноярск-45; 17.06.1981) и Усть-Каменогорска.

Афанасьев Сергей Александрович

Видный советский государственный деятель,

министр Министерства общего машиностроения СССР,

Родился 30 августа 1918 года в городе Клин Московской области. Окончил 10 классов школы № 6 в Клину. С 1936 года работал старшим наладчиком станковых автоматов на автомобильном заводе имени
И. В. Сталина (ныне – имени И. А. Лихачева) в Москве.

В 1941 году окончил Московское высшее техническое училище имени Н. Э. Баумана. Работал инженером-конструктором на артиллерийском заводе № 8 в Подлипках (ныне – город Королев Московской области).

После начала Великой Отечественной войны и эвакуации завода в тыл с октября 1941 года работал на заводе № 172 в городе Молотове (ныне – Пермь). Прошел все ступени, был инженером-конструктором, старшим инженером-конструкто-ром, начальником технического отдела, заместителем начальника цеха, заместителем главного механика завода. На заводе №172 разрабатывались противотанковые управляемые снаряды – реактивные снаряды кумулятивного действия, которые служили для борьбы с танками и самоходно-артиллерийскими установками противника. За самоотверженную работу для фронта С. А. Афанасьев получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

С 1946 года – в аппарате Технического управления Министерства вооружения СССР: старший инженер, с 1948 года – начальник отдела, с 1950 года – заместитель начальника Технического управления. В 1955–1957 годах – начальник Технического управления Министерства оборонной промышленности СССР.

В 1957 году назначен заместителем председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности.
В 1958 году недолго был 1-м заместителем, а вскоре уже председателем Ленинградского совнархоза. Курировал работу по строительству первого атомного ледокола «Ленин».
В 1961–1965 годах – председатель Совнархоза РСФСР – заместитель председателя Совета Министров РСФСР. Курировал отрасли тяжелого и среднего машиностроения, напрямую связанные с освоением космического пространства.

В марте 1965 года, когда было образовано Министерство общего машиностроения СССР, С. А. Афанасьев был назначен первым в мире «космическим» министром. Ему пришлось организовывать работу «с нуля», объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро (КБ), работающие над созданием ракетно-космической техники. Под руководством С. А. Афанасьева была решена ключевая государственная задача – был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить производство по созданию лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали около 1.400 МБР и 1.000 БРПЛ. Министерство общего машиностроения также обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции «Мир». Под руководством С. А. Афанасьева находились КБ выдающихся конструкторов космической и ракетной техники.

За успешное осуществление запуска космического корабля «Союз-19» и стыковку его с американским космическим кораблём «Аполлон» (программа ЭПАС) Афанасьеву Сергею Александровичу закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1975 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За многолетнюю плодотворную работу в ракетно-космической отрасли и в связи с 60-летием закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 августа 1978 года Афанасьев Сергей Александрович награжден орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

С апреля 1983 года по июль 1987 года – министр тяжелого и транспортного машиностроения СССР.

С 1988 года работал консультантом в Министерстве обороны СССР, главным научным консультантом РКК «Энергия» имени С. П. Королева. Жил в Москве. Умер 13 мая 2001 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Награжден 7 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1996), медалями, иностранными наградами. Лауреат Ленинской премии (1973), Сталинской премии (1952) и Государственной премии СССР (1976). Почетный гражданин Клинского района (2001; посмертно).

Депутат Верховного Совета СССР в 1962–1989 годах.

Бронзовый бюст С. А. Афанасьева установлен в городе Клин Московской области. В Москве на доме, в котором жил
С. А. Афанасьев, установлена мемориальная доска.

^ Дементьев Петр Васильевич

Генерал-полковник-инженер,

дважды Герой Социалистического Труда

министр авиационной промышленности СССР

Родился в семье учителя в селе Убей ныне Дрожжановского района Республики Татарстан. С 15 лет он начал трудиться, а в 1927 г. поступил в Московский механический институт им. Ломоносова. В 1929 г. его перевели в Военно-воздушную академию им. Жуковского, которую он успешно окончил в
1931 г. С 1934 г. Дементьев – начальник цеха, главный инженер, директор крупного московского авиазавода № 1.

В 1941 г. Дементьев был назначен первым заместителем наркома авиационной промышленности СССР. Признанием заслуг в решении оборонных задач стало присвоение в 1942 г. Дементьеву и группе авиастроителей звания Героя Социалистического Труда. В 1953 г. П. В. Дементьев был назначен министром авиационной промышленности СССР и до последних дней жизни, около 25 лет, возглавлял эту отрасль. С именем Дементьева связаны многие достижения нашей авиации, например, осуществление перехода на реактивные и сверхзвуковые самолеты, создание первоклассного гражданского воздушного флота.

Петр Васильевич был награжден девятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденами Суворова I степени, Кутузова I степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. Ему присвоено воинское звание генерал-полковника-инженера. В 1953 г. он получил Государственную премию СССР.

Дементьев прожил яркую жизнь, а его работа была очень важна для экономики и обороны нашей страны. Уроженец Татарстана, Петр Васильевич пристально следил за работой казанских авиапредприятий. Своими знаниями, энергией и настойчивостью он обеспечивал их стабильную работу, выполнение установленных заданий, их развитие и технический прогресс, а также помогал в решении жилищных, социально бытовых и культурных нужд коллективов авиастроителей. Этот человек поражал всех многосторонностью интересов, широким техническим кругозором, умением быстро и глубоко вникать в суть любого вопроса, создавать атмосферу требовательной доброжелательности в коллективе.

^ Бутома Борис Евстафьевич

Выдающийся советский государственный деятель СССР,

министр судостроительной промышленности СССР,

Герой Социалистического Труда

Родился 28 апреля (11 мая) 1907 года в Махачкале ныне столице Республики Дагестан в семье мещан.

Трудовую деятельность начал в
1920 году слесарем по металлу на судостроительном заводе в городе Севастополе (Украина), где проработал до
1932 года. В 1936 году окончил Ленинградский кораблестроительный институт по специальности «инженер-судомеха-ник».

В 1936–1944 годах занимал на судостроительном заводе в городе Владивостоке («Дальзавод») должности мастера, сдаточного механика, строителя кораблей, ответственного сдатчика эскадренного миноносца проекта № 7, начальника отдела завода и заместителя главного инженера завода. Принимал активное участие в разработке ряда уникальных проектов судов ледокольного плавания для Северного морского пути.
В 1942 году был включен в состав экспедиции по проводке построенных на Дальнем Востоке судов на Север и Балтику.
В 1944–1948 годах – главный инженер, затем директор судостроительного завода в городе Зеленодольске ныне Республики Татарстан.

В июле 1948–сентябре 1949 года – начальник 3-го Главного управления, затем до марта 1952 года – начальник 9-го Главного управления, в 1952–1953 и 1954–1957 годах – заместитель министра судостроительной промышленности СССР.

16 марта 1953 года Верховный Совет СССР свои постановлением на базе четырех министерств, включая Министерство судостроительной промышленности, создал единое Министерство транспортного и тяжелого машиностроения СССР. В марте 1953–апреле 1954 года Б. Е. Бутома был начальником 4-го Главного управления Министерства транспортного и тяжелого машиностроения СССР, членом коллегии министерства.

26 апреля 1954 года Министерство транспортного и тяжелого машиностроения СССР было расформировано и вновь было создано Министерство судостроительной промышленности СССР.

С декабря 1957 по март 1963 года – председатель Государственного Комитета Совета Министров СССР по судостроению – министр СССР.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года (с грифом: «Не подлежит опубликованию») за выдающиеся достижения и внесенный большой вклад в дело выполнения заданий правительства по созданию специальной техники Бутоме Борису Евстафьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С марта 1963 по октябрь 1965 года – председатель Государственного комитета по судостроению СССР – министр СССР. С октября 1965 года министр судостроительной промышленности СССР. В этой должности он работал до последнего дня своей жизни.

С именем Б. Е. Бутомы связана целая эпоха отечественного военного кораблестроения, подобной которой в истории советского Военно-Морского Флота не было. В это время завершился период становления новых типов и классов боевых кораблей, представители которых, задуманные и построенные в «эпоху Бутомы», находятся и сегодня во флотском строю. Именно в то время флот Страны Советов стал океанским.

Депутат Верховного Совета СССР 6–8-го созывов.

Жил в городе-герое Москве. Скончался 11 июля 1976 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 6).

Награжден 5 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Ленинской премии (1974), Сталинской премии (1949).

Решением Севастопольского городского Совета площади на Корабельной стороне у Морского завода присвоено имя
Б. Е. Бутомы. Его имя также присвоено Керченскому судостроительному заводу «Залив», улице в городе Николаеве, гражданскому нефтерудовозу и судну вспомогательного флота ВМФ СССР – танкеру Краснознаменного Тихоокеанского флота. На территории «Дальзавода» во Владивостоке 5 мая
1982 года Б. Е. Бутоме установлен памятник (скульптор
В. Я. Степанов). В городе Северодвинске Архангельской области по решению горисполкома от 11 января 1978 года его именем назван проспект на острове Ягры, а 26 октября
1996 года на доме № 14 этого проспекта установлена мемориальная доска.

Полный текст автореферата диссертации по теме "Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР"

На правах рукописи

Кочнева Ксения Александровна

Министерство легкой промышленности СССР в системе государственного управления СССР (1965 -1970 гг.)

Специальность 07.00.02 - Отечественная история

о 5 [.;;.? 2::о

Москва-2009

Работа выполнена на кафедре истории Российского государства

факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Семенникова Любовь Ивановна Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Уткин Анатолий Иванович доктор исторических наук, Ткаченко Вадим Дмитриевич

Ведущая организация:

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Защита состоится «13» марта 2009 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 501.001.98 в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4, аудитория А - 619.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале Фундаментальной библиотеки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, сектор А, комната 114.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат исторических наук, доцент

Н.Л. Головкина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Период 1965-1970 гг. стал важным этапом в развитии системы государственного управления СССР. В это время была осуществлена попытка внедрения новых принципов планирования и экономического стимулирования в работе предприятий, при одновременном укреплении централизованного управления народным хозяйством через министерства. Исследование работы министерств в этих условиях актуально и в общественно-политическом, и в научном аспектах.

В настоящее время заметно повышение интереса к историческому опыту второй половины 1960-х гг., к деятельности крупных руководителей той эпохи. Традиционно важен для российского общества вопрос о роли и значении государственных институтов в социально-экономической и политической жизни страны. Интерес к этим проблемам стимулируется продолжающимся поиском наиболее эффективных путей управления социально-экономической сферой. Оптимальное соотношение в применении принципов рыночной свободы и государственного регулирования - один из сложнейших вопросов, ответ на который всегда не однозначен, определяется конкретной ситуацией. Несмотря на то, что способы и масштабы государственного регулирования в современном мире отличны от тех, что применялись в СССР, государственное управление в России сохраняет некоторые черты, которые проявляются независимо от текущих экономических условий.

Данная тема актуальна с научной точки зрения. В последние годы активно развивается такое направление исторических исследований как история государственного управления. Большое внимание уделяется советскому периоду. Многое сделано, но поле для новых исследований еще широко. Деятельность министерств СССР после их восстановления в 1965 г. в разных аспектах и в разной степени затрагивалась во многих исторических исследованиях. Однако механизм функционирования министерства СССР, как органа государственного управления, его задачи, область компетенции и степень эффективности его работы не рассматривались специально. Остается неизученной практическая сторона деятельности министерств, механизмы управления и решения задач. В настоящее время открыт доступ к архивным материалам министерств СССР, возможно использование широкого круга источников другого характера, периодики, мемуаров. Документы Министерства легкой промышленности СССР, одного из центральных органов управления

народным хозяйством, позволяют провести исследование, опираясь на конкретный исторический материал.

Объектом исследования является Министерство легкой промышленности СССР, его структура, функции, механизмы принятия решений в процессе управления отраслью.

Предметом исследования является деятельность Министерства легкой промышленности СССР в системе государственного управления в период его становления; управленческие, политические, экономические взаимосвязи министерства с другими элементами этой системы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1965 по 1970 г. Нижняя хронологическая граница определяется тем, что в октябре 1965 г. в СССР произошли важные изменения в системе государственного управления, были воссозданы министерства. Становление министерств СССР проходило в годы восьмой пятилетки. Итоги восьмой пятилетки в системе Министерства легкой промышленности СССР отражают результаты формирования системы отраслевого управления.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, а также комплексный подход к проблеме исследования. Система государственного управления СССР и работа Министерства легкой промышленности СССР в 1965 - 1970 гг. изучаются в развитии, в общем контексте истории советского государства. Выводы и оценки были сделаны с учетом специфики исторического периода. В процессе анализа документального материала использовался проблемно-хронологический метод. При анализе механизма функционирования системы министерства и его взаимодействия с другими органами государственного управления применялся метод исторической реконструкции. В работе были использованы количественные методы обработки данных, что позволило сопоставить результаты деятельности министерства в разные годы и выявить некоторые особенности экономической политики СССР в 1965 - 1970 гг.

Степень изученности проблемы. Историографический комплекс по проблеме сложен, неоднороден. Большая часть исследований, которые осуществлены историками, экономистами, специалистами в области права, посвящены реформе 1965 г., развитию экономики СССР в этот период, особенностям правового положения органов государственного управления, вопросам формирования кадрового состава советских государственных учреждений. Выделяя этапы изучения проблемы, мы исходим из общих тенденций в изучении вопросов, связанных с системой государственного

управления СССР, учитываются изменения в теоретико-

методологической базе исследований.

Первый этап: 1965 - 1970 гг. В это время в печати идет активное обсуждение хозяйственной реформы, которая является актуальным событием для страны. Вопросы государственного управления затрагиваются косвенно, в рамках дискуссий об экономической реформе. В журналах1, сборниках статей2 и коллективных монографиях3 проводился анализ механизмов внедрения новых методов управления и разрабатывались предложения по усовершенствованию хозяйственного механизма. Реформа рассматривалась как необходимый этап развития советской экономики, подчеркивалось, что новые методы, экономические рычаги управления, не должны противопоставляться традиционным административным методам, но должны служить инструментом планового управления. Сосредоточившись на проблемах предприятий, авторы не касались вопросов их взаимодействия с вышестоящими органами управления, в частности, с министерствами. Структура и функции, правовое положение министерств в этот период рассматривались в работах специалистов в области права4. В оборот были введены такие источники, как постановления съездов КПСС, законодательные акты Верховного Совета СССР, постановления Совета Министров СССР. В основном авторы статей и монографий основывались на собственных наблюдениях и практическом опыте. Характерен акцент на практическое решение актуальных задач в области управления предприятиями, редко затрагивались вопросы совершенствования управления на уровне министерств. Исторические методы исследования еще не нашли применения. Работы этого периода можно рассматривать не только как аналитическую литературу, но и, в определенной мере, как исторический источник, поскольку в них отражено видение проблем управления народным хозяйством современниками. Экономические и управленческие концепции, распространенные в это время, сыграли свою роль в судьбе хозяйственной реформы.

Второй этап: 1970-е - середина 1980-х гг. Для этого этапа характерно появление интереса к организационным аспектам деятельности государственных учреждений, в том числе министерств. В связи с

1 Экономисты о новой хозяйственной реформе. // Наука и жизнь. \э 9. 1966.

1 Реформа я действии. М., 1968; Реформа и жизнь. М., 1969; Хозяйственная реформа и вопросы повышения эффективности общественного производства. М., 1968.

1 Хозяйственная реформа. Опыт, перспективы. М, 1968.

4 Ершов В.Н. К вопросу о правовом регулировании деятельности министерств. // Советское государство и право. 1967. № 3; Колибаб К Е. О правовом положении министерств СССР. // Советское государство и право. 1968. № 1; Лаптев В.В. Правовое положение хозяйственных органов в новых условиях // Советское государство и право. 1968. № 12.

нарастанием кризисных явлений специалисты в разных областях науки и в управлении разрабатывают способы преодоления негативных тенденций, появляются исторические работы, посвященные реформе 1965 г. Поднимается вопрос о более глубоком осмыслении системы управления народным хозяйством. В работе Е.Г. Либермана дан критический анализ преобразований, рассмотрены как достигнутые успехи, так и серьезные недостатки в ходе их реализации5. В периодической печати продолжалась дискуссия о совершенствовании методов управления народным хозяйством между экономистами, работниками Госплана СССР и министерств6. Наряду с публикациями, посвященными главным образом экономическим аспектам реформы7, появлялось все больше статей и монографий, в которых внимание уделялось организационным факторам, вопросам работы государственных учреждений. Ряд работ в этой области принадлежал Г.Х. Попову8, который предлагал освободить министерства от оперативной работы и расширить их самостоятельность. Особое внимание к организационным аспектам государственной системы управления в этот период начали проявлять специалисты в области права9. Важные аспекты деятельности министерств были раскрыты в сборнике статей, опубликованном в 1972 г.10 Авторами были отмечены противоречия между традиционной административной концепцией управления и новой концепцией экономического управления, рассмотрены проблемы распределения функций контроля и хозяйственного управления, вопросы компетенции коллегий министерств и многие другие актуальные вопросы. Затронутые темы получили развитие в работах последующих лет". Ю.М. Аристаков, Н.Ф.Воробьев, A.M. Рубин, Ю.С. Циммерман проанализировали структуру и функции министерств, выдвинули предложения по усовершенствованию некоторых процессов и всей системы управления отраслями народного хозяйства. Ряд правовых исследований был посвящен кадровым вопросам в системе государственного управления12. Были определены основные критерии подбора и расстановки кадров, дана характеристика современного

5 Либермаи Е.Г. Экономические методы повышения эффективности общественного производства. М., 1970.

6 Коммунист. № 3. 1971; Коммунист. № 12. 1971; Плановое хозяйства. № 5. 1971.

7 Баранов A.A. Экономический рост СССР. М., 1971; Барановская В. Развитие народного хозяйства СССР (1946 - 1970). Л, 1971; Курсхий АД Советская экономика в 1946 - 1970. М, 1975; Советская экономика сегодня. М., 1976 и др.

I Попов Г.Х. Избранные труды в 8 тт. Т. 3. М., 1996.

* Правовое положение министерств СССР. М., 1971; Козлов Ю.М. Хозяйственная реформа и аппарат управления. М., 1971; Лунев A.E. Советский государственный аппарат. М, 1972.

10 Организация работы министерств в условияхэкономической реформы. М., 1971

" Аристаков Ю.М Структуры и связи в социалистической экономике. М., 1984; Афанасьев В. Пути совершенствования управления. // Вопросы теории и жизнь. М., 1976; Воробьев Н.Ф. Административно-правовые проблемы подготовки управленческих решений в министерствах. М., 1980; Рубин А.М. Организационно-правовые проблемы с^уктур государственного управления промышленностью в СССР. М., 1984; Цимермаи Ю.С. Управление отраслью промышленности. М., 1974 и др.

II Лебин Б Д., Перфильев М.Н. Кадры аппарата управления в СССР. Л., 1970; Озира В. Кадры управления, их подбор и подготовка.

// Вопросы экономики. № 9. 1973; Роэснбаум Ю.А. Подготовка управленческих кадров: Организационно-правовые вопросы. М., 1981; Служащий советского государственного аппарата. М, 1970.

состояния работы по совершенствованию кадрового

состава. Работы экономистов и специалистов в области права представляют интерес с точки зрения содержащегося в них фактического материала, позволяющего лучше понять суть дискуссий этого времени, основные принципы деятельности министерств.

В 1970-е - первой половине 1980-х гг. исследование изменений в системе планирования и государственного управления СССР становится одним из приоритетных направлений в зарубежной советологии. В работах западных исследователей были раскрыты социально-экономические и политические аспекты реформы 1965 г.13 Были исследованы причины, сущность и результаты преобразований, отмечены их противоречия и ограниченность. Т.Х. Ригби и Р.Ф. Миллер исследовали процесс управления развитием науки и техники в СССР, уделив большое внимание работе государственных учреждений и роли партийного аппарата14. Подробный анализ системы государственного управления был сделан Дж. Хоугом и М. Фэйнсодом15, которые рассмотрели структуру, функции, механизмы работы центральных и местных государственных учреждений на всех уровнях, а также изучили роль партийных органов, основываясь на материалах периодических изданий, статьях экономистов и правоведов, справочной литературе. Зарубежные исследователи внесли большой вклад в изучение системы государственного управления СССР. К сожалению, очень немногие работы переведены на русский язык и используются отечественными учеными.

В 1970-е годы появились первые исторические исследования, посвященные экономической реформе и вопросам управления промышленностью в восьмой пятилетке. Л.Н. Лисицына изучила процесс подготовки экономической реформы 1965 г.16 Е.Э. Бейлина дала характеристику промышленного развития СССР в 1966 - 1970 гг.17 В этих работах не уделено большого внимания механизмам управления народным хозяйством и деятельности правительственных учреждений в годы восьмой пятилетки.

13 Berliner J.S. Economic reform in the USSR- // The Soviel Union under Brezhnev and Kosygin. N.Y., 1971; Gregory P.R., Stuart R.C. Soviet economic structure and performance. N Y., 1974; Wright A.W. Soviet economic planning and performance. II The Soviet Union sincc Stalin. Bloomington, 1980; Nove A. An economic history of the USSR. L., 1970; Hohmann H -H. Limits of growth, limits of change: the Soviet economy in the Brezhnev era. Köln, 1981; Ryavek K. Implementation of Soviet economic reforms. N.Y., 1975; Dyker D. Halfhearted reform; the new planning decree. // Soviet annalist. Vol. 8. 1979. Ks 20 etc.

M Rigby Т.Н., Miller R_F. Political and administrative aspects of the scientiGcand technical revolution in the USSR Canberra, 1976.

ls Jerry F, Hough, Merle Fainsod. How the Soviet Union is governed. Cambridge, 1979.

16 Лисицына Л.Н. Из истории подготовки экономической реформы 1965 г. // История СССР. №2. 1971,

п Бейлина Е.Э. Промышленность СССР в голы восьмой пятилетки (1966 - 1970 гт). И История СССР. № 2. 1972; Беклина Е.Э. Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма (1961 - 1970 гт.). М., 1980.

В 1970-е гг. был издан ряд работ, посвященных работе легкой промышленности в период проведения экономической реформы"8. Описывая состояние отрасли, авторы не упоминают о роли Министерства легкой промышленности СССР, в то время как партийному руководству промышленностью уделяется большое внимание. Авторы 1970-х - первой половины 1980-х гг. используют материалы пленумов и съездов партии, постановления правительства и законодательные акты. В качестве источника привлекается также периодическая печать.

Третий этап: с середины 1980-х годов до настоящего времени. В это время ведется поиск новых теоретико-методологических подходов, происходит критическое осмысление недавнего опыта, исследователи стремятся дать оценку событиям 1965 - 1970 гг. с новых идеологических позиций и извлечь из них уроки. Был опубликован ряд исследований, в которых проведен анализ процесса реализации экономической реформы и причин ее неудачи19. Во многом выводы отечественных авторов совпали с выводами западных советологов 1970-х гг. и более позднего времени20. Одной из основных причин провала преобразований, по мнению исследователей, стала непоследовательность в их реализации и слабая заинтересованность в успехе и среди руководящих лиц, и среди рядовых граждан. Н.Ф. Воробьев, Е.Г. Ясин, Ю.А. Веденеев обратили внимание на особую роль министерств в этом процессе. По их мнению, работники аппарата министерств и главков не были заинтересованы в переходе на экономические методы управления. В 1990-е гг. появился ряд работ, посвященных общим вопросам экономики и системы государственного управления СССР21. В них с критических позиций были рассмотрены основы плановой экономики СССР и противоречия, заложенные в системе и порождающие сбои в ее развитии. Большой интерес представляют исследования экономиста Ю.В.Яременко, содержащие анализ структуры экономической политики СССР22. Значимый вклад в изучение экономической политики советского руководства внес Г.И. Ханин23. В его работе охвачены основные аспекты истории экономики СССР: преобразования системы государственного управления, кадровый состав

" Бондарев ИМ. Развитие легкой индустрии СССР (}