Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы". Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Занятие с детьми старшей группы пе

Конспект ООД, старшая группа "Перелетные птицы"

Жаркова Галина Анатольевна, воспитатель МБУ детский сад №138 «Дубравушка» г.о. Тольятти

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели: формирование представлений у детей о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д) .

  1. Расширить представления у детей о разнообразии птиц.
  2. Формировать умения делить перелетных и зимующих птицах на основе их связи между характером корма и способом его добывания.
  3. Активизироватьсловарь (зерноядные,насекомоядные, перелетные, водоплавующие, размножение) .
  4. Воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, птичьи стаи; жетоны для игры, магнитная доска, проектор, ноутбук, экран.

1. Организационный момент.

Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
Направляются на юг.

Но остался сизый голубь
Зимовать на ветках голых. (Е. Благинина.)

Какие птицы улетают в теплые страны? (перелетные)

2. Беседа о перелетных птицах.

На экране появляются иллюстрации с изображением птиц.

Какие изменения происходят в жизни птиц осенью? (ответы детей)

Почему птиц называют перелетными?

Каких перелетных птиц вы знаете?

Почему улетают птицы?

Какие птицы нашего края первыми улетают в теплые края?

Оказывается, еще в августе воздух около земли теплый, а чем выше, тем холоднее. Стрижи летают очень высоко, а там холодно и нет насекомых - они и улетают. Улетают самыми первыми. За ними ласточки, а позже улетают скворцы.

Какие птицы улетают последними, как вы думаете почему?

(Утки и гуси, потому что водоемы замерзают постепенно.)

3. Д / И «У кого кто или один много»

Сейчас мы разделимся на две команды. На экране будут появляться картинку с изображением птицы. Одна команда будет называть одного птенца, а вторая – много птенцов.

У журавля - журавленок – журавлята
У скворца – скворчонок –скворчата
У лебедя – лебеденок- лебедята
У грача – грачонок – грачата

У утки - утенок – утята
У аиста - аистенок – аистята
У гуся – гусенок – гусята

4. Физкультминутка:

Насекомые пропали
Птицы в лесу заскучали. (Взмахи руками)
Стали думать и гадать,
Как беды им избежать? (Пальцы рук к вискам головы,

Покачивание головы вправо-влево)
Вместе собрались,
Стаей назвались. (Дети встают в круг,
Взявшись за руки.)

Дружно взлетели,
На юг полетели. (Поворачивают направо, машут руками,
бегут по кругу.)
Вот и южные края,

Долетели мы друзья! (Поворачивают налево, летят дальше.)
Вы устали, отдохните.
Насекомых поищите. (Садятся на свои места.)

5. Отгадывание загадок о птицах.

После отгадки на экране появляются изображения птиц.

Все ли птицы улетают в теплые края?

Какие птицы остаются в нашем городе?

Какие птицы живут в вашем дворе? (ответы детей)

Как мы называем птиц которые остались зимовать? (зимующие)

Отгадайте загадки о птицах.

Дети отгадывают и называют зимующая или перелетная это птица.

Нос у него белый,
Сам он черный,
Очень проворный,
Друг садов и полей.
Поедает червей.

(Грач.)

Прилетает к нам с теплом
Путь, проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка.)

Маленькая, юркая, проворная,
Трясет длинным тонким хвостиком.

(Трясогузка.)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.

(Синичка.)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.

(Снегирь.)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь не утка
И не козодой.

Но эта вот птичка
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.

(Клест.)

6. Игра на зрительную память и внимание «Кто улетел?»

Правила игры: Воспитатель прикрепляет на магнитную доску 5-6 изображений перелетных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц.

Затем говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Убирает одно изображение птицы. Тот кто первым дает правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель добивается, чтобы дети отвечали полным предложением.

Например: на юг улетел журавль.

Выигрывает тот, у кого больше жетонов.

7. Пальчиковая гимнастика. «Десять птичек - стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,

Эта птичка – Совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свиристель,
Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Это зяблик, это- стриж,
Это развеселый чиж.

Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам!

(И. Токмакова.)

8. Рефлексия.

О каких птицах мы беседовали?

Что нового вы узнали о перелетных птицах?

В какие игры играли?

Что понравилось? (Ответы детей)

Литература

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. -352 с.
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог» - М. Мозаика-синтез, 2010.
  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. -М.: Академия, 2009

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»

Цель : продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи .
Обучающие .
Дать знания о перелетных птицах (скворец, грач, кукушка): внешний вид, питание, место обитания. Познакомить с новой птицей – трясогузкой. Учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие .
Закрепить знание о видах птиц(зимующие, перелётные). Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, дерево, зимующие птицы, картинки грача, скворца, кукушки, трясогузки, разрезные картинки, мяч, картинки раскраски, карандаши
Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Перелетные, зимующие», словесная игра «Назови птенца», раскрашивание картинок, подведение итогов.
Ход .
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите?(пение птиц)
- Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна).
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).
- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие)
- А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)
- Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная)
- Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
- Ребята, поможем перелетным птицам?
- Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием.(Дети находят конверт с цифрой 1)
- Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.
- Первая загадка: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей»
(грач)
- Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает?
- Вторая загадка: «Нам часто слышится в леску между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)
- Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Третья загадка «Прилетели певцы – молодой весны гонцы. Они в скворечнике живут, песни звонкие поют» (скворцы)
Рассказ ребенка о скворце «Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.»
- С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.
Второе задание - собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)
Воспитатель:
- Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная.
- Какие перышки у этой птички? (Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки)
- Какие ноги? (длинные)
- Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.
- Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Поиграем с трясогузкой
Птичка трясогузка весело живёт(хлопать руками по бокам)
Головой мотает (повороты головы в стороны)
Хвостиком трясёт. (полуприсед)
Крылышки расправит, в небо упорхнёт, (руки в стороны)
Мошку в клюв поймает (соединить ладони вместе)
И к Птенцам нырнёт. (подняться на носочки)
- Найдем конверт с третьим заданием (дети находят конверт в группе)
- Вам необходимо отгадать птиц по голосу (воспитатель включает звукозапись, дети отгадывают птиц: кукушка, скворец, грач)
Физкультминутка
Проводится подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
- Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.
- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок
(Игра проводится с мячом)
- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)
- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы)
- Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая. Давайте их раскрасим. (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево.)
Итог занятия.
С какими птицами познакомились? Что нового узнали?

Кристина Рожнова
Конспект занятия в старшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Перелетные птицы "

Цель : 1. формировать представление о зимующих и перелетных птицах ; углублять представления о причинах отлета птиц ; классифицировать птиц на зимующих и перелетных .

2. Развивать активный и пассивный словарь детей; совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, птицам , желание помогать им.

Активизация словаря : стаей, вереницей, поодиночке, клином, насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Оборудование : иллюстрации с различными видами птиц , предметные картинки с изображением различных видов птиц , животных, рыб, насекомых,корм для птиц .

Ход занятия:

1. Вводная часть.

1) Упражнение на развитие слухового внимания «Мы идем» .

Ребята предлагаю всем отправиться на прогулку в лес…

В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)

На носочках мы пойдем, и тихонько запоем (Ходят на носочках)

2) Привела нас тропинка в лес.

Садимся на пеньки. Тихо.

Не слышно птиц . Почему?

Улетели в теплые края.

Чем питались птицы летом ?

Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями.

А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью?

Не стало еды для птиц , вот улетели они на юг,

где тепло и сытно.

Сначала улетели те, кто питался насекомыми.

Это какие птицы ?

Ласточки, стрижи. (ставлю картинки) .

После ласточек и стрижей улетают те птицы ,

которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи

И последними улетают от нас утки и гуси.

Они живут у нас пока не замерзнут реки.

Ребята, как называют птиц , которые улетают на юг?

Еще каких перелетных птиц вы знаете ?

Лебеди, скворцы, кукушки.

Гуси, утки, лебеди, улетают вереницей (ставлю картинки этой вереницы)

Журавли клином (ставлю картинку клином)

Ласточки, грачи, скворцы – стаей (ставлю картинку стаю)

Во время перелетов много птиц погибает . Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря

2. Основная часть.

А вы знаете, каким образом птицы летят к нам ? Правильно, стаей, но еще могут лететь : вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы . В слове насекомоядные прячутся два слова : едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы.

Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси , утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.

Игра "У кого какое тело?"

Посмотрите, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий) . Значит, скворец какой? - Короткохвостый.

Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.

Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый.

У него чёрное крыло? – Чернокрылый.

Молодцы, ребята, правильно.

Физминутка "Скворечник".

Из скворечника торчат

Клювы маленьких скворчат

Клювик раз, клювик два,

Лапки, лапки, голова.

Работа с пословицами.

Ребята, давайте вспомним пословицы о птицах .

1. Всякая птичка свои песенки поет.

2. Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того-на зеленой ветке.

3. Невелика птичка, да коготок остер.

4. Всякая птица тепло ищет .

5. Всякая птичка сети боится.

Молодцы, ребята, все пословицы вспомнили верно. Давайте их еще раз все вместе повторим. (дети пословицы произносят хором)

Игра "Птицы , животные, рыбы, насекомые".

Посмотрите, у нас есть такие картинки, на них изображены животные, птицы , рыбы, насекомые. Сейчас мы их с вами перемешаем . Каждый себе должен взять по одной карточке. Я буду называть группу и те ребята , у кого есть кто- то из этой группы , должны быстро выложить их на стол.

В ходе проговариваем названия групп , животных, обсуждаем, правильная ли получилась группа . Обращаю внимание на ошибки, поощряю за правильные ответы, высказывания. Какая весенняя птица

Игра «Кто лишний»

Не все птицы улетают на юг , остаются птицы и зимовать .

Ребята, назовите птиц , которые зимуют?

Воробей, ворона, синичка, сорока, голубь. (Ставлю картинки!»

Как мы их называем?

Физминутка. «Снегирек»

Отгадайте загадку.

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

Ведь это – снегири!

Картинку «Снегирек» Про снегирей говорят : «Снегири прилетели – на крыльях зиму принесли. Эта птица появляется тогда , когда снег выпавший уже не первый раз и раньше таявший, наконец не растает.

Загадки :

Трактору чуть ли не на нос садится?

Бежит за плугом с криком вскачь

Весны посланец – чёрный.

(Грач) .

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном,

Из травы и глины.

(Ласточка) .

Нам в хозяйстве помогает,

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый.

(Скворец) .

3. Итог занятия .

Итак, давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы , которые живут рядом с людьми.

Вы сегодня молодцы! Много рассказали о птицах , проявили старание при выполнении работы. Давайте закончим наше занятие стихотворением , которое мы учили. (Дети хором рассказывают стихотворение)

Берегите птиц

Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов,

Не разоряй её гнезда.

Будь другом птиц !

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами Земли

Летают стаи голубей!

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В старшей группе

«Перелетные птицы»

Воспитатель: Шеленговская Т.А.

Задачи:

1) закрепить знания детей о перелетных птицах, умение их различать, группировать, описывать внешний облик птиц, их особенности поведение; побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом. Закреплять навык употребления сложноподчиненных предложений с предлогом «потому что». Активизировать употребление в речи прилагательных, глаголов.

2) развивать наблюдательность, зрительное восприятие, умение делать выводы.

3) воспитывать в детях бережное отношение к птицам.

Ход занятия

Ребята, послушайте стихотворение:

Падают, падают листья.

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (… об осени).

Предлагаю поиграть в игру «Что бывает осенью».

Опадают листья (да)

Тает снег (нет)

Дети загорают у реки (нет)

Люди убирают урожай на полях (да)

Птицы улетают на юг (да)

Ребята, когда я пришла в детский сад, то нашла письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы)

Сегодня на занятии мы с вами будем говорить о птицах. Для этого предлагаю стать орнитологами. А вы знаете кто такие орнитологи?

Педагог знакомит детей со словом «орнитолог» - специалист, изучающий птиц и их распространение.

Давайте повторим вместе со мной - «орнитологи». А кто такие «орнитологи»?

Раз, два, три повернись в орнитологов превратись. Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

Давайте вспомним, как называются птицы, которые улетают в теплые края?

(Перелетные)

А как называются птицы, которые остаются? (Зимующие).

Упражнение «Отгадай и присядь» Встали врассыпную.

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел , голубь , ласточка, синица, грач, сорока , скворец, снегирь , аист, журавль, воробей , цапля.

Молодцы.

Посмотрите, здесь у меня очень много птиц и нужно их распределить на перелетных и зимующих птиц. Вы, мне поможете?

Отгадайте, пожалуйста, загадки :

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (Соловей)

Послушайте как поет соловей /аудиозапись/

2. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. (Аист) /аудиозапись/

Эти птицы перелетные или зимующие? Почему? (потому что они улетают в теплые края)

Правильно. Назовите, пожалуйста, части тела птиц (голова, клюв, туловище, хвост).

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине).

Правильно. Соловей - маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. А теперь давайте попробуем описать аиста. Аист - большая птица белого цвета, с большим клювом.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? (не знаем).

Мы с вами орнитологи. Давайте обратимся к энциклопедии.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок - в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Как вы думаете, как летят птицы - как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Вы обращали внимание, что некоторые птицы, как ласточки, скворцы, трясогузки улетают «стайками» , все вместе. Некоторые, например, журавли, лебеди и другие крупные птицы, выстраиваются «клином » в виде треугольника. Другие, как утки, цапли выстраиваются «цепочкой », в одну линию и еще называют «прямой фронт» . Гуси чаще всего летят «косяком» .

А как вы думаете, от чего это зависит? Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Пальчиковая игра «Птицы» /загибаются пальцы обеих рук/

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек - стайка. Эта птичка - воробей, эта птичка - совушка, сонная головушка. Эта птичка - свиристель, эта птичка - коростель, эта птичка - скворушка, серенькое перышко. Эта - зяблик, эта - стриж, эта - развеселый чиж. Ну а эта - злой орлан, птички, птички, по домам. /руки за спину/

Анализ занятия:

Раз, два, три обернись обратно в детей превратись.

Ребята, скажите, пожалуйста, кто такие орнитологи?

Что нового вы узнали про полет птиц?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Елена Солодова
Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по теме «Перелетные птицы»

Конспект ознакомительного занятия в старшей группе по лексической теме «Перелетные птицы »

Цели :

1. Расширение представлений детей о перелетных птицах , их внешнем виде и образе жизни, активизация словаря по теме , употребление предлогов;

2. Коррекционно-развивающие : развитие умения составлять простые предложения, формирование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных прилагательных,

3. Закрепление умения согласования имен числительных с именами существительными, развитие внимания, памяти, мышления, общей, артикуляционной и мелкой моторики, координация слова и движения.

4. Упражнять в образовании сложных прилагательных.

5. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям природы, бережное отношение к ним.

Оборудование : Обучающая презентация «Перелетные птицы » , картинки с изображением перелетных птиц , мяч.

Ход занятия

1)Организационный момент

Воспитатель : Ребята, Незнайка прислал нам на почту письмо, в котом я обнаружила картинки незнакомых ему птиц . Вы мне поможете познакомить Незнайку с ними ? (Ответы детей.)

Давайте посмотрим и назовем их : ласточка, скворец, грач, голубь, воробей, ворона, гусь, журавль, лебедь.

Опустел скворечник, улетели птицы ,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят….

Видно тоже в теплый край улететь хотят.

(И. Токмакова)

2) Беседа о птицах

Скажите, о чем говорит нам стихотворение? (Ответы детей) .

Как можно назвать одним словом всех этих птиц ? Перелетные .

Почему их так называют? Потому что птицы улетают в теплые края.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? Потому что здесь наступают холода, зимой трудно найти корм, птицам голодно и холодно .

Ребята, послушайте меня внимательно, я расскажу вам о перелётных птицах . Воспитатель рассказывает, а затем несколько дети по желанию рассказывают о понравившейся птице .

Расскажите мне, где живут птицы ?

Без рук, без топоренка построена избенка

Дети : гнездо.

Правильно, ребята, птицы живут в гнезде . Они осмотрятся на месте и принимаются за работу.

Птицы вьют гнезда из материала, который можно легко ветки, веточки, соломинки, травинки, мох, паутинки, глину, камушки, песочек, земельку.

Весной в гнездах птицы откладывают яйца и высиживают птенцов.

Есть в лесу одно важное правило : не разорять птичьи гнезда.

Если притронуться к яйцу, то птица , почуя запах человека, уже не станет высиживать яйца в гнезде, птенцы погибнут, не появятся на свет.

Слайд 12-13

– Как же птицы добирались на юг , как они возвращаются в родные места? (Ответы детей) .

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» , «клином» в виде треугольника, некоторым птицам нужны вожаки , которые показывают дорогу.

Ребята, а кто знает, чем питаются птицы ? (Ответы детей) .

Лебедь водоплавающая птица , живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями и мелкими рачками. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми. Щегол питается насекомыми. Ласточки большую часть времени летают в воздухе, в погоне за добычей. Ловит комаров, мошек, мух, мелких насекомых. Питается аист лягушками, рыбой, насекомыми и растительной пищей. Грач питаются насекомыми, семенами. Питается цапля лягушками, рыбой, насекомыми и растениями.

3) Игра «Назови части тела птицы » .

Воспитатель : У всех птиц одинаковое строение , но люди их называют по-разному, как же они их различают? По оперению , внешнему виду, величине.

Ребята, рассмотрите изображение птиц , скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением :

У птиц есть голова . У птиц есть два крыла .

У птиц есть две лапы . У птиц есть хвост .

У птиц есть клюв . Тело птиц покрыто перьями .

У птиц есть перья и крылья . Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску

4) Физкультминутка.

Птички прыгают, летают. Дети прыгают,

Крошки птички собирают. «клюют» ,

Перышки почистили, изображают,

Клювики почистили.

Птички летают, поют, машут руками,

Зернышки клюют. Приседают и клюют.

5) Игра с мячом “Назови детеныша»

Давайте поиграем. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу . Вы будите ловить мяч, называть всех членов семьи этой птицы и возвращать мяч мне.

Грач (грачонок - грачата) .

Скворец (скворчонок - скворчата) .

Кукушка (кукушонок - кукушата) .

Аист (аистенок – аистята) .

Жаворонок (жаворушонок – жаворушата) .

6) Игра «Какой? Какая?» Образование сложных прилагательных.

Ребята мыс вами познакомились с перелетными птицами . Они очень красивые и разные. Скажите, как можно назвать аиста, если у него длинный клюв.

Аист какой? – Длинноклювый.

У Аиста красный клюв – красноклювый.

У Грача черные глаза – черноглазый.

У Лебедя длинная шея – длинношеий.

У журавля широкие крылья – ширококрылый.

У Цапли длинные ноги – длинноногая.

У Лебедя короткие лапы – коротколапый.

7) Игра «Угадай и назови» (поиск соответствующего понятия)

У какой птицы самая длинная шея ? (У лебедя) ;

Какие птицы подражают пению других? (Скворцы) ;

У какой птицы красный длинный клюв? (У аиста) ;

Какие птицы лучше всех поют ? (Скворцы) ;

Какие птицы не вьют себе гнёзда ? (Кукушка) ;

Какая птица уничтожает вредных насекомых? (Грач) ;

Какие птицы пьют и питаются на лету? (Ласточки) .

8) Игра «Узнай по описанию» (использование мнемотаблиц)

Слайд 15-16

Ребята, сейчас я расскажу вам о птице , а вы постарайтесь догадаться , что это за птица .

Птица небольшого размера . Перья черного цвета с фиолетовым отливом и белыми крапинками. Красиво поет. Скворец питается жуками, гусеницами, бабочками и другими насекомыми Клюв его мощный. На голове черный хохолок. Он делает себе гнезда из веток на деревьях.

Продолжается игра с 2 - 3 детьми.

9) Подведение итога занятия .

Ребята, вот мы с вами и познакомили Незнайку с перелетными птицами и проводили их в теплые края.

Чем на занятии мы сегодня занимались?

Что нового мы с вами узнали?