История имиджа библиотекаря. Формирование имиджа библиотеки Имидж библиотечного образования в современном обществе

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он, отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значения библиотек для общества.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают, но должны быть приближены к идеальному.


Исследования, проведенные отечественными библиотеками, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения.
Успех библиотеки определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько декларируемые обязательства совпадают с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.

Итак, имидж — это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной работы и вырабатывается за долгие годы. Что же влияет на формирование благоприятного имидж библиотеки в глазах читателя? Давайте рассуждать вместе.

Дизайн

Не всегда библиотеки могут позволить себе большие материальные затраты на покупку оборудования, НО каждая старается художественно оформить свое пространство, создать свой неповторимый стиль.


Сельская библиотека как информационный, досуговый центр местного сообщества, мощный рычаг продвижения книги и чтения к сельскому жителю, будет способствовать приобщению к различным информационным, документным ресурсам в режиме отдаленного пользователя. Предполагается, что эстетически современная, технически оснащенная библиотека привлечет к себе проблемные социальные группы, молодежь, детей, юношество, безработных, пожилых людей путем предоставления им широкого спектра услуг, которые будут сочетать как платные, бесплатные, льготные. Таким образом, библиотека станет не только местом, где прикасаются к чтению, книге, информации, но она превратится в место встречи, общения, интеллектуального досуга, работы.

Создание привлекательного имиджа библиотеки – это главная функция, выполняемая комфортной библиотечной средой. Ее можно представить как совокупность нескольких компонентов: предоставление читателям сопутствующей информации; организация библиотечного пространства; состояние рабочих мест и мест отдыха; организация библиотечных фондов.

Особую роль играет создание фирменного стиля, который состоит из многих компонентов. В идеале для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые благодаря своему профессионализму, и творческому подходу находят особенности, отличающие библиотеку от других. В большинстве случаев библиотекари сами выступают в этих многочисленных ролях.

«Содержательная насыщенность библиотечного пространства не зависит от размера площади, обилия материальных носителей (включая современную технику), и даже от числа читателей и посещений. Это не поддающаяся количественным измерениям атмосфера творчества, сотворчества библиотекаря и читателя, межличностного общения в неформальных объединениях, развитая система коммуникаций, в том числе за счет сопряжения библиотечного пространства с социальными сетями, сочетания визуального и виртуальных его частей», — считает С.Г. Матлина

Положительный имидж формируется качеством услуг и уровнем обслуживания пользователей библиотеки . Читатель библиотеки должен без усилий получить информацию об ее услугах и не запутаться в объявлениях.
Библиотечные работники должны находиться в постоянном поиске новых форм коммуникативных связей с читателем, придумывать что-то необычное, что привлечет потенциальных читателей в библиотеку.
Насыщенность библиотечного пространства зависит от уровня его событийности. Событием, определяющим конфигурацию библиотечного пространства могут стать необычная по содержательному наполнению или дизайну выставка или встреча с интересным собеседником, выход в свет и презентация новой книги…Словом, все то, что создает атмосферу радости, приподнятости, «взрывает» однообразный, монотонный ритм обыденной жизни, а значит, стимулирует творческую активность личности.

Пример из профессиональной прессы: целевая программа по изучению чтения «Путешествие Синего чемоданчика» .
Сценарий проведения этой программы таков. Библиотекари составляют список книг для наполнения чемоданчика на основе рекомендаций специалистов детского чтения и опросов читателей. Состав списка состоит из новинок качественной детской литературы. Заполненный чемоданчик отправляется в выбранный город или район. «Синий чемоданчик» с целью пропаганды чтения едет в те библиотеки, где есть собственные программы развития чтения (особенно приветствуются инициативы и новые разработки). Библиотека должна представить свои предложения по проведению программы. На основании этих предложений составляется план путешествия. Программа продолжается два месяца, а затем «Синий чемоданчик» переезжает в другой город или район. Программа нацелена на достижение следующих результатов: увеличение численности читателей библиотеки; улучшение навыков чтения у детей; развитие литературного вкуса через популяризацию лучших современных российских и зарубежных произведений; развитие общественных инициатив, привлечение детей в качестве волонтеров; участие семьи; кооперация с другими культурными и социальными организациями; пропаганда программы через местные СМИ.


Использование рекламы для пользователей библиотечных услуг, — одно из ключевых звеньев продвижения библиотечной продукции и услуг на рынке. Это тоже является исключительно важным при формирование надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке и ее услугах в обществе.
Популяризации библиотеки содействует создание звуковых рекламных записей и видеороликов, буклетов, проспектов, закладок, календариков, открыток, путеводителей. Информационные материалы о библиотеке будут оказывать содействие созданию положительного имиджа, раскрывать историю, современное состояние библиотеки и популяризировать ее услуги.

Примеры слоганов.

1. Открой свою книгу.
2. Книги — кирпичики вашей карьеры!
3. Книга — начало Вашей карьеры!
4. Книжек должно быть много
5. Хочешь все знать? Нечего спать! Друга бери – В библиотеку иди!
6. Наслаждение чтением – это – Наслаждение жизнью.
7. Новое поколение – выбирает чтение!
8. Хочешь быть продвинутым? Двигай в библиотеку!
9. Библиотека – место, где чтение уместно!
10. Интернет — это водопад, библиотека — кран с водой. Что вы выбираете, чтобы утолить жажду?
11. «Чтоб не прослыть невеждой, читайте «Белые одежды!»"
12. «У меня теперь до веку лучший друг – библиотека!»
13. Не пошёл на дискотеку – заходи в библиотеку!
14. Нам с Вами по пути. Слоган рекламы в России, 2008 Аудиокниги многие слушают в автомобилях, стоя в пробках…
15. «Частица сердца – читателю, библиотеке – семейный уют».
16. «Каждой книге – ее читателя».
17. «Время читать – время знать!
18. «Читателю – книгу»
19. «Библиотечная остановка»
20. «Это – Ваша библиотека»
21. «Библиотека работает для Вас»
22. «Библиотека готова предоставить Вам все свои книжные сокровища»
23. «Не забудь зайти в библиотеку: книжки скучают без тебя»
24. «Приходи почаще! Библиотечные книжки скучают без тебя!»
25. «В библиотеке Вас любят, ценят, помнят…»
26. «Твоя библиотека всегда ждет тебя!»
27. «Только у нас и только сегодня — максимум информации о женском чтении!»
28. «Ваше присутствие украсит нашу встречу!»
29. «Вас ждут приятные сюрпризы!»

Узнаваемости, формированию положительного имиджа библиотеки способствует и фирменный стиль : логотип, фирменные визитки, настольные календари, печатная продукция.



Созданию положительного имиджа библиотеки способствует и внедрение новых информационных технологий. Свой сайт, собственные электронные продукты, электронная доставка документов, — все это действенные способы продвижения и реклама библиотеки в международном информационном обществе.

Нельзя не упомянуть и о такой важной составляющей работы по формированию общественного мнения и имиджа как отношения со средствами массовой информации. Активно работая со СМИ, можно ощутить, что они во многом способствуют формированию привлекательного образа библиотеки, росту ее авторитета, социальной востребованности.


Очень важно видеть будущее своей библиотеки, продолжать и дальше формировать новый ее образ, искать новые идеи, говоря современным языком – формировать «брэнд-стратегию». Ведь забота о совершенствовании имиджа — это наглядное доказательство того, что организации небезразличны запросы ее пользователей. А отсутствие новых идей — показатель неблагополучия коллектива. Только от нас зависит и высокий общественный престиж библиотеки, и собственное удовлетворение от работы.


...К сожалению, нет ничего более вечного, чем общественные стереотипы.

Т. Толстая

Проблема имиджа библиотеки и библиотечных работников считается одной из наиболее обсуждаемых в библиотечных кругах.

Имидж (дословно с английского означает «создание образа») - фирменный стиль и формальные приемы, подчеркивающие специфику фирмы, а также умение ее сотрудников держать себя, выступать перед публикой и др.

Под фирменным стилем предлагается понимать воспринимаемый любыми наблюдателями набор приемов, обеспечивающих как некоторое единство всей организации (учреждения, предприятия, офиса и т. п.) и ее продукции, услуг и т. д., так приемы и манеры работы сотрудников этой организации. Ему способствуют и такие различные атрибуты, как фирменная одежда и символика: логотипы, фирменные знаки, бейджи, визитки, рекламные буклеты библиотеки и др. Например, фирменным знаком сотрудников шведских библиотек, как и сотрудников Сбербанка России, является шейный платок.

Имидж отражает мнение, впечатление, производимое его носителем. Поэтому тщательно спроектированный имидж должен нести реальные, объективные черты конкретного образа.

Вопросы имиджа библиотеки и библиотечных работников изучаются во всем мире.

Имидж библиотеки - это ее репутация и представление о ней, формируемое в течение, как правило, продолжительного времени в результате каждодневной работы ее сотрудников.

Имидж библиотеки предлагается понимать как образ, определяемый отношением социума к библиотеке, ее услугам и ресурсам. Однако имидж библиотеки формируется не только на основе ее внешнего вида, комфорта и оценки комплекса предоставляемых ей услуг. Библиотекари выделяют четыре основных направления формирования положительного имиджа библиотеки:

  • 1. Квалификация персонала.
  • 2. Оснащенность и комфортная среда.
  • 3. Многофункциональная библиотечная деятельность.
  • 4. Социальное партнерство.

Причем многофункциональная библиотечная деятельность ныне выходит за пределы традиционной деятельности библиотек, а в социальном партнерстве предлагаются такие компетенции, как культура общения (психология, культура речи, умение поведенчески ориентироваться в определенных ситуациях); основы знания права и др.

М.Ю. Матвеев отмечает, что если рассматривать имидж фирм и организаций, не имеющих отношения к библиотекам, то можно заметить три основные составляющие имиджа:

  • «внешний» имидж (то, как работает организация);
  • «внутренний» (корпоративный) имидж (от морального настроя сотрудников до психологического климата);
  • «независимый» («неосязаемый») имидж (репрезентация организации в СМИ, художеств енной литературе и т. п.) .

При рассмотрении библиотек также можно выделить три подобных вида имиджа: внешнебиблиотечный, внутрибиблиотечный и «внебиблиотечный» имидж.

Последний, как правило, сводится к стереотипам массового сознания. Он обычно формируется средствами СМИ и художественной литературой, а ныне - и публикациями в Интернете.

Внешнебиблиотечный имидж принято рассматривать с организационных позиций, а также с точки зрения восприятия библиотек их посетителями и местной властью.

Он складывается из осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.), а также непременно из качества оказываемых услуг, различных способов представительства библиотеки, например, сайтов и блогов библиотек.

Так, в ряде библиотек в качестве основного средства продвижения услуг рассматривают «рекламу, выдвигая на первое место развитие фирменного стиля, который призван подчеркнуть индивидуальность и неповторимость библиотеки, сформировать благоприятный имидж» . Данная рекламная деятельность должна быть нацелена на формирование позитивного имиджа библиотек и библиотекарей.

В отношении сайтов и блогов библиотек библиотекари отмечают, что их создание «не только свидетельствует об уровне освоения ими новых информационных технологий, не только является средством формирования положительного современного библиотечного имиджа» , но и способствует собственно главному назначению оных - оперативному и эффективному обслуживанию пользователей.

К внешнебиблиотечному имиджу библиотеки относят и ее доступность, например, большинство библиотек в США работает до 50 часов в неделю, являются еще и местом отдыха, общения с друзьями в библиотечном клубе и т. п.

Важной компонентой такого имиджа является имидж библиотечных специалистов, который непосредственно связан с выполнением ими своих профессиональных обязанностей и рассматривается в данной главе.

Об имидже библиотечных специалистов (библиотекарей) поговорим несколько позже, а сейчас рассмотрим внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяет нормы, ценности и социально-психологический микроклимат коллектива, поддерживаемые библиотекой. Очевидно, что он, как и внешнебиблиотечный имидж, имеет отношение к имиджу библиотекарей, т.е. последний присутствует в библиотеке всегда.

Наиболее рациональным представляется рассматривать внутрибиблиотечный имидж через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационная культура.

Социально-психологический климат в библиотеке отражает психологическое состояние коллектива.

Он складывается из:

  • удовлетворенности системой управления,
  • справедливой оценки условий работы в коллективе и вклада каждого работника,
  • межличностных взаимоотношений и др.

Здоровый социально-психологический климат в любой организации, в том числе библиотеке, несомненно, способствует оптимизации работы организации, и без него практически невозможно улучшать имидж как организации, так и ее сотрудников.

Принятые нормы делового общения и взаимодействия относятся к так называемому служебному этикету , определяющему правила поведения сотрудников в официальных ролях руководителя и подчиненного, библиотечного работника и посетителя библиотеки и др.

Очевидно, что большинство причин возникновения конфликтных ситуаций внутри библиотеки связано с ошибками и недостатками управленческой деятельности, включающей и некачественную управленческую документацию (приказы, распоряжения, инструкции и др.). При этом пожинать негативные последствия таких ошибок и недостатков приходится и посетителям библиотек. Подобное явление может способствовать появлению лишь негативного имиджа библиотеки.

Причем отдельные сотрудники могут оказаться неформальными лидерами или людьми с весьма сложным характером. В первом случае их деятельность может оказать как положительное, так и негативное влияние на поддержку здорового социальнопсихологического климата в библиотеке. Во втором случае, как правило, в коллективе формируются разлагающие его различные отрицательные отношения.

В любом случае данные варианты свидетельствуют о качестве управленческой деятельности и характеризуют организационную культуру коллектива, а также качество проводимых мероприятий, направленных на создание благоприятного климата в коллективе. Организация нормального социально-психологического климата в библиотеке лежит не только на ее администрации, но и связана с толерантностью ее сотрудников и умением обеих сторон находить компромиссные решения, направленные на поддержание высокого имиджа не ради такового, а для эффективного и оперативного обслуживания посетителей.

Для формирования положительного имиджа библиотекам важно активно изучать информационные потребности пользователей, повышать квалификацию своих работников, привлекая для этого профессиональных психологов и социологов, а также осваивать новые технологии, включающие и различные программнотехнические средства.

Специалисты замечают, что идущие до сих пор социально-экономические реформы и стремительное развитие информационных технологий приводят к значительному усложнению и расширению функций библиотек, к появлению новых видов работ, в значительной степени меняющих содержание их деятельности по объему и используемым технологиям. Например, создание полно-текстовых баз данных, шеЬ-сайта и блога, поиск различной информации в Интернете и др.

Для реализации этих целей требуются профессиональные сотрудники, обладающие «значительным образовательным потенциалом и опытом работы, быстрым реагированием на технологические перемены, а также управленческие способности, для того, чтобы понимать, оценивать и осуществлять перемены, которые еще ждут библиотеки в XXI веке» .

Заметим, что по результатам различных исследований пользователи библиотек считают важными элементами имиджа внешний вид сотрудника (30-35%), интерьер и внешний вид помещения (20-25%), причем более двух третей опрошенных полагают, что форменная одежда для библиотекарей не нужна.

К последнему аспекту следует относиться творчески. Речь ведь не идет о единой форме для всех библиотекарей страны, однако весьма привлекательно смотрятся единые для всех или большинства сотрудников любой организации элементы одежды (галстуки, платки, жилеты и др.), а также определенный дресс-код . Некоторые из библиотечных работников считают, что «было бы здорово, если бы у каждой библиотеки была своя форма одежды» .

Профессиональное исследование вопросов освещения имиджа библиотек зарубежными специалистами проведено М.Ю. Матвеевым. В нем он отмечает, что «...зарубежные исследователи не могут прийти к единому мнению ни по поводу... имиджа, ни по поводу мер, необходимых для его улучшения. ...одной из наиболее острых и болезненных проблем, связанных с имиджем, является проблема возможной трансформации библиотечной профессии в XXI в. Несмотря на все усилия библиотекарей, за весь прошедший век имидж библиотек принципиально к лучшему не изменился...» , и предлагает рассмотреть три основные концепции, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки:

  • 1. «Организационно-управленческая» («рациональная») концепция сводится к тому, что надо совершенствовать обслуживание читателей, улучшать комплектование, разрабатывать маркетинговые программы, развивать паблик рилейшнз и т. д. Достоинства этой концепции заключаются в том, что у библиотеки всегда остается надежда на будущее и есть четкий план действий. К недостаткам же можно отнести отсутствие полной уверенности в том, что все это действительно поможет библиотеке.
  • 2. Согласно «психологической» концепции, прежде всего, необходимо измениться самим библиотекарям, причем измениться внутренне. Библиотекари сами ответственны за тот имидж библиотечной профессии, который сложился в средствах массовой информации, книгах и фильмах и, более того, они сами поддерживают многие негативные представления о своем труде.

Положение изменится к лучшему только тогда, когда каждый библиотекарь поверит в себя и будет знать себе цену. На практике же получается, что библиотекари скорее склонны порицать других людей за то, что они создают негативный имидж библиотечной профессии и распространяют обидные стереотипы, чем предпринимать конкретные шаги по улучшению этого самого имиджа.

Зарубежные специалисты отмечают, что «...одна из главных проблем, связанных с имиджем, заключается не столько в стереотипах, сколько в том, что в “небиблиотечных” источниках библиотечная профессия практически никогда не показана в качестве достойного жизненного выбора» 11 . При этом X. Радер подчеркивает, что библиотекари должны видеть перспективу, иметь чувство юмора, быть настойчивыми и твердо верить в ценность информационной грамотности .

Более того, постоянное обсуждение негативного имиджа библиотек становится своеобразной «навязчивой идеей». При чтении профессиональной библиотечной периодики больше всего изумляет тот факт, что библиотекари сами не верят, что окружающие воспринимают их как состоявшихся профессионалов. Библиотекари очень опасаются за будущее своей профессии - опасаются настолько, что эта тревога пронизывает буквально всю их деятельность.

«В течение многих десятилетий библиотекари боролись со стереотипом библиотекаря, шикающего на читателей, нарушающих тишину. Образ пожилой дамы с пучком волос на затылке и массивным украшением на шее, с недовольным видом прижимающей указательный палец к губам, стал едва ли не главным обидным символом, огорчающим все библиотечное сообщество. Сегодня, однако, возникает несколько поводов задуматься. Должны ли библиотекари продолжать обижаться, сталкиваясь с этим стереотипом?» - ставит такой вопрос в своем исследовании Д.К. Равинский .

Хотя негативные стереотипы и имеют хождение в обществе, и это, безусловно, сказывается на имидже профессии, главным виновником оказывается профессиональная литература, поскольку именно она пестрит материалами о серьезном кризисе профессии и, в конечном счете, утверждает, что библиотечная профессия не ценится обществом. Еще более усугубляет ситуацию то обстоя -тельство, что пришедшие в библиотечную профессию новички узнают о кризисе профессии именно из профессиональной литературы, и получается замкнутый круг. Большинство исследователей анализируют именно негативные образы. Их «заиикленность» на стереотипах как раз и приводит к тому, что библиотекари начинают сомневаться в своей профессии.

В этой концепции, безусловно, есть рациональное зерно: библиотечной профессии действительно присуща болезненная саморефлексия, и повышение самооценки и уверенности в собственных силах библиотекарям, возможно, не помешает. В то же время призывы к полному или частичному отказу от исследования имиджа библиотечной профессии очень похожи на скрытую «капитуляцию» перед имеющимися проблемами (кстати говоря, авторы, придерживающиеся данной концепции, обычно полагают, что никакие специальные мероприятия и акции преодолеть стереотипы не могут). Кроме того, следует заметить, что «внутренний» имидж (с позиций библиотекарей) отнюдь не равен имиджу библиотечной профессии в целом. Нельзя преувеличивать и «деморализующее» воздействие профессиональной литературы, посвященной проблемам имиджа: перечисление негативных стереотипов может оказать влияние разве что на тех людей, кто попал в профессию совершенно случайно и долго в ней не задержится. Не все ясно и в вопросе о самоуважении и самооценке библиотекарей. Во всяком случае некоторые исследователи выражают мнение, что дело заключается не столько в самоуважении, сколько в недостатках профессионального образования: в библиотечных школах не учат общению с читателями.

3. Сторонники «иррациональной» концепции имиджа утверждают, что имидж практически не зависит от работы реальных библиотек и от того, что думают и пишут библиотекари по поводу своей профессии. Что же касается стереотипов, то обычно выражается мнение, что со временем они уйдут сами, и библиотекарям нужно просто от души посмеяться над ними, признать, что «и такое порою бывает», и спокойно работать дальше. Поскольку библиотеки очень часто упоминаются в «небиблиотечной» литературе, неподконтрольной самим библиотекарям (причем упоминаются не лучшим образом), и однозначно объяснить существующие в обществе стереотипные образы очень сложно, эта концепция выглядит весьма убедительно (во всяком случае, большинство исследователей независимо от их взглядов признают, что негативные стереотипы очень глубоко «въелись» в массовое сознание). К недостаткам концепции относится ее излишняя пессимистичность: ждать «у моря погоды» можно очень долго, поскольку существующие стереотипы меняются крайне медленно.

В 1988 году Н. Стивенс, один из американских исследователей, написал строки, вполне подходящие и к сегодняшнему дню: «Как профессионалы сегодня мы не подошли к решению самых важных и мучительных профессиональных вопросов ближе, чем мы были в 1876, 1907 или 1962 годах. Проблема нашего имиджа будет актуальна и, вне сомнения, не ближе к ее решению в течение ближайшего десятилетия или двух. Мы просто будем располагать более значительным массивом фольклора и литературы для ее изучения.

На наш взгляд, понятие “имидж библиотеки” настолько сложное, что его очень трудно свести к какой-то одной теории. В целом напрашивается вывод о том, что необходим комплексный подход, который бы объединил различные точки зрения. Проблема отношения общества к библиотекам имеет в значительной степени философский, чем узкопрактический характер...» .

В данном исследовании М.Ю. Матвеева четко прослеживается также тесная взаимосвязь имиджа библиотеки и имиджа ее работников. Рассмотрим последний.

Имидж библиотечных специалистов складывается из:

  • внешнего облика, как всегда, оказывающего первое впечатление,
  • стиля и норм общения (поведения, т.е. этикета, в том числе при работе в Интернете),
  • компетенций, выраженных в первую очередь в умении успешно использовать свои знания, навыки и др.

В Программе ЮНЕСКО «Информация для всех» говорится о том, что «трансформации подверглась и библиотечная профессия» . При этом совсем не очевидно, что во всем мире речь может идти об увеличении штата даже супервысококвалифицированных работников. Жизнь показывает, что повсеместно происходит их сокращение, и остающиеся действительно должны обладать гораздо большим набором знаний, умений и навыков.

Специалисты замечают также, что представители библиотек должны обладать креативностью, под которой они подразумевают умение находить оригинальные решения не только типовых, но и нетривиальных задач, стоящих перед современными и будущими библиотеками. Одновременно эти специалисты должны обладать достаточно широкими компетенциями в таких областях, как психология и педагогика, информатика, социология, аналитика, социально-культурная деятельность и др. Причем в сфере педагогических знаний и умений библиотечным специалистам требуется обладать коммуникативностью, уметь владеть гуманистическими, личностными подходами к любым категориям пользователей для оказания библиотеками самых разных услуг, поскольку в XXI веке продолжают активно трансформироваться социальные взаимоотношения между библиотекарями и пользователями библиотек.

В данном случае не только формируются новые методы информационного обслуживания, но и появляются социальные отношения партнерства и взаимодействия, а позицию гуманизации широко развивает и поддерживает известный специалист А. В. Соколов.

С другой стороны, отмечается: «Когда мы анализируем обобщающий образ библиотекаря в общественном сознании, мы тут же наталкиваемся на архетип старой карги - пожилой одинокой женщины со многими странностями, не располагающей к себе, сварливой и бдительно охраняющей свои владения. Она также известна как Баба-Яга, богиня Кали, ведьма, колдунья...» .

Согласно исследованиям американских специалистов, внешний вид женщины на 55% определяет первое впечатление о ней, а осанка, жесты и манера говорить - 38%. Как известно, большинство библиотечных специалистов именно женщины. При этом

О.В. Козлова замечает: «Работа над собственным имиджем приводит к движению по спирали жизненного успеха» .

Продолжая эту тему, отметим, что в Интернете широко представлены различные мнения об образе библиотекарей. Приведем некоторые, наиболее типичные негативные из них:

  • 1. Сколько я встречала в жизни библиотекарей - это все женщины пенсионного возраста, склонные к полноте и удивительно злобные.
  • 2. Пожилая одинокая женщина с многочисленными странностями, не располагающая к себе, сварливая и бдительно охраняющая свои владения.
  • 3. Невозможный эрудит, считает себя последним хранителем убиваемой культуры.
  • 4. В районной какие-то тетки, которые ни порекомендовать, ни помочь найти желаемое не могут и не хотят.
  • 5. Прическа - шишка, толстые очки в роговой оправе, тихий голос, «человек не от мира сего» и др.

Американские библиотекари постоянно заботятся о своем имидже. Они регулярно разыскивают в литературе, Интернете и СМИ все негативные и позитивные упоминания о своих коллегах. Если обнаруживается, что библиотекарь изображен недостаточно привлекательно, то обязательно выражается отношение как в СМИ, так и в иных источниках информации к такой публикации.

Библиотекари США в большей степени работают не с книгами, а с посетителями, прежде всего библиотекари ведут с ними беседу, как правило, в виде интервью и до тех пор, пока библиотекарю не станет абсолютно ясно, что требуется посетителю. Сотруднику библиотеки рекомендуется начинать диалог со слов-вопросов «где», «как», «когда», позволяющих продолжать интервью столько, сколько это может быть нужно посетителю. Читателя внимательно выслушивают, не торопят и не перебивают до тех пор, пока он сам не закончит и не задаст вопрос. В результате такого диалога читатель получает именно то, что просил, а в конечном итоге - качественное обслуживание.

Многие читатели неуютно чувствуют себя в библиотеке без квалифицированной помощи. Они путаются в картотеках или пугаются вида полок, заставленных книгами в непонятном им порядке. В таком, да и в ином случае библиотекарь становится информационным менеджером, способным в любой момент прийти на помощь и в кажущемся посетителю хаосе информации найти нужное ему.

Эти возможности появляются у библиотекарей, поскольку меняется содержание их профессии, причем хранение и выдача книг постепенно становятся второстепенным занятием. Монотонные, рутинные операции (контроль за возвратом литературы, ведение документации, статистические выкладки, библиографическая работа и даже деятельность МБА) поручаются программно-техническим средствам, а книги в большинстве случаев читатели берут и сдают самостоятельно.

В числе основных причин, способствующих непривлекательному имиджу библиотек, библиотекарей и библиотечной профессии, следует назвать политические, экономические, профессиональные, образовательные, психологические, функциональные, морально-нравственные, педагогические, статистические и литературно-художественные. Самой серьезной преградой на пути улучшения имиджа библиотек являются существующие на уровне субъективных настроений установки и возникающие на их основе стереотипы» .

Очевидно, что имидж библиотекаря оказывает влияет не только на работу самой библиотеки, но и на отношение к данной библиотеке ее посетителей. Положительное имиджевое воздействие библиотекаря на посетителей достигается, в первую очередь, высокой профессиональной квалификацией библиотекарей. Хотя, как известно, «по одежке встречают». Поэтому сотрудницы Поморской библиотеки в польском г. Щецине придумали, как покончить со стереотипом «серых мышек» библиотекарш, какими их обычно считают посетители, и своими силами устроили в здании библиотеки показ мод и выставку собственных фотографий в современных нарядах.

Большинство людей визуально воспринимают других, в том числе библиотечных работников, по внешнему виду, а также манере говорить, позе, осанке и походке, мимике, жестах и обаянию. «Обаяние может проявиться и в одобрительной улыбке, огоньке в глазах, юморе, мягких жестах, и в чуткости, и во внимании, искренности... Для того чтобы создать свой положительный имидж, нужно не только осознавать необходимость в этом, но и любить себя, и с открытостью и лекостью воспринимать свои недостатки» .

Проведенное в ЦБС г. Орла исследование показало, что пользователи «видят или хотят видеть в библиотекаре: внимание, память, коммуникабельность, четкую грамотную речь, умение логически мыслить, уравновешенность, тактичность, высокое качество работы, умение быстро найти нужную информацию» .

Как отмечает С. Езова «В американских и европейских библиотеках читателя и его мнение уважают и создают всяческий комфорт для его пребывания в библиотеке».

В заключение отметим, что к вопросам имиджа библиотекарей кто только не обращается: от политиков, артистов и пародистов, до библиотечных профессиональных специалистов.

ББК 78.3
И 52

[Текст] : обзор деятельности муниципальных библиотек области / сост. Н. В. Аверьянова; «ТОГУК Тамб. обл. универсал. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ». - Тамбов, 2010. - 20 с.

Составитель: главный библиотекарь научно-методического отдела Н. В. Аверьянова
Редактор: заведующая научно-методическим отделом И. С. Мажурова
Отв. за выпуск: заместитель директора по научной работе Л. Н. Патрина

1. Имидж библиотеки: понятие, сущность, структура.

С середины 90-х гг. XX в. в библиотечной профессиональной сфере (в практической деятельности и в теоретических разработках) наблюдается значительный интерес к проблемам формирования имиджа библиотеки.

Создание позитивного имиджа, формирование надежной репутации среди широкой общественности становится основой современного библиотечного учреждения и его приоритетным направлением.

Имидж библиотеки можно определить как сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый отношением общества к библиотеке, ее услугам, ресурсам, товарам. Образ библиотеки постоянно меняется.

Качество этих изменений зависит от деятельности коллектива, руководства библиотеки, которые должны целенаправленно, систематически формировать имидж на основе имеющихся ресурсов.

Имиджевая библиотечная политика долгосрочна и прогнозируема, направлена на формирование общественного мнения, создание ценностных установок, увеличивающих возможность библиотечно-информационных услуг в глазах пользователя.

Имидж библиотеки состоит из внешнебиблиотечного и внутрибиблиотечного.

Формирование имиджа библиотеки зависит от следующих компонентов:

  • авторитетность и компетентность руководителей;
  • профессионализм персонала;
  • культура общения в библиотеке;
  • дизайн библиотеки (внешний и внутренний);
  • культура рабочих мест сотрудников;
  • комфортность условий для пользователей;
  • качество информационных ресурсов;
  • реклама библиотеки;
  • документация (ее соответствие нормам современного делопроизводства);
  • наличие собственного фирменного стиля;
  • наличие традиций, ритуалов.

Рассмотрим наиболее, с нашей точки зрения, важные компоненты библиотечного имиджа.

2. Внешнебиблиотечный имидж.

Внешнебиблиотечный имидж — это то, как библиотеку воспринимают ее посетители, местные власти. Он складывается из качества услуг, осязаемого имиджа (здание библиотеки), внешнего вида персонала и мер, направленных на улучшение имиджа (реклама, контакты с прессой и т. д.).

В современном информационном обществе реклама — самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании — общая программа деятельности библиотеки. Исходя из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации в них, их услуги; отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.

Так, если библиотека собирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее: изучить текущий спрос на рекламируемую услугу среди различных групп пользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества перед другими подобными услугами, определить эффект, который получит пользователь, приобретая данную услугу. Например, если необходимо увеличить число пользователей какой-либо услуги библиотеки, то одним из рекламных мероприятий будет увеличение числа рекламных публикаций.

3. Обращайтесь не к широким массам, а к конкретному потребителю. Обращение к широким массам менее эффективно.

4. Будьте максимально точны и конкретны в своем предложении. Расплывчатые и туманные фразы не производят впечатления на читателя.

5. Наличие адреса и телефона. Указание только одного телефона значительно снижает эффективность рекламы.

При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей, который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции. В основу сегментирования могут быть положены географические, социодемографические, психографические и другие признаки, влияющие на поведение пользователей. Важным моментом является проведение исследования рынка конкурентов, предлагающих такую же услугу. Для этого библиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры, клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, если возможно затраты по каждому средству распространения рекламы, и делает выводы о сложившейся ситуации на рынке. Это позволяет избежать ошибок и просчетов при проведении рекламной кампании, а также повторения методов рекламирования конкурентов.

Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулиро-ванию пользователей к чтению или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) — важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики о ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней.

При освещении значительных событий в жизни библиотеки — юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

Для прессы готовятся специальные пресс-релизы, предоставляющие ей в краткой лаконичной форме материал, который будет легко и удобно использовать в печати. Поводом для составления пресс-релиза могут быть:

1. События, связанные с важной для библиотеки датой (День библиотек, День рождения библиотеки, Появление 10000 читателя).

2. Достижения библиотеки, обнародование показателей, тенденций ее развития.

3. Запуск новой продукции, услуги, проекта.

4. Внедрение новых технологий.

5. Организационные изменения (смена руководящего состава, открытие отдела, сектора).

6. Результаты социологических исследований по важной для общества тематике.

7. Проводимые библиотекой мероприятия и те, в которых приняли участие представители библиотеки (конференции, семинары).

Основные этапы составления пресс-релиза:

1. Заголовок, который должен содержать не более 15 слов. После заголовка рекомендуется указывать место и дату выпуска пресс-релиза.

2. Лидер-абзац, включающий самые важные новости в 40 словах или меньше. Здесь необходимо ответить на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».

3. Основной текст, в котором раскрываются детали вашей новости — «Как?», «Какие перспективы это имеет?». Придерживайтесь правила: «один абзац — одна подробность». Оптимальный размер каждого абзаца 3-4 строки.

4. Справочная информация, в которой описывается библиотека, ее история, структура библиотеки или проект, которому посвящен пресс-релиз.

5. Контактные лица. Как правило, указывается имя, фамилия контактных лиц, телефон и адрес электронной почты.

Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.

В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях: журналах «Библиотека», «Библиотековедение», «Научные и технические библиотеки», «Новая библиотека», «Библиотечное дело».

Работники радиоканалов с удовольствием сотрудничают с библиотеками, оказывая рекламные услуги.

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете — это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Создание web-сайта — это продвижение информации на более высокие функциональные уровни, участие в формировании позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечения притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей.

Дизайн и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а также количество графики, грамотный способ подачи материала — таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта — необходимая составляющая продвижения имиджа библиотеки.

Следующим этапом рекламной кампании является ее непосредственная организация или проведение. Проведение рекламной кампании — сложный процесс, в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления: библиотека, средства распространения рекламы, пользователи.

Итак, организация рекламной деятельности включает в себя создание рекламной продукции (творческая и производственная часть) и доведение созданных рекламных материалов до пользователей, а также контроль за прохождением рекламы и внесение необходимых изменений.

— информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий по МБА и т. п.);
— информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах);
— информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;
— информация об услугах, предоставляемых библиотекой.

1. Адресную , цель которой — информировать население о библиотеке и ее месте расположения. Основной формой такой рекламы является вывеска, сообщающая, что в здании находится библиотека. Наряду с названием библиотеки, вывеска, как правило, содержит информацию о режиме работы библиотеки.

2. Престижную , которая направлена на создание у пользователей представления о библиотеке как о надежном, высококвалифицированном партнере.

В основе престижной рекламы лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки (бренд), который способствует закреплению положительной установки на библиотеку. Специалисты по рекламе определяют фирменный стиль как набор цветовых, графических, словесных, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство продуктов и услуг.

Набор компонентов фирменного стиля включает:

— фирменный или товарный знак (в том числе логотип);
— фирменный шрифт или набор шрифтов;
— фирменный лозунг или девиз (слоган);
— фирменный набор цветов;
— цветовой или композиционный вариант фирменного бланка.

Слоган является важнейшим элементом фирменного стиля. Это своего рода флаг рекламного послания. Он не должен быть большим и включать более 7- 10 слов.

Слоган должен отвечать следующим требованиям:

1. Слоган должен отображать особенности имиджа данной библиотеки, возможно, вызывать ассоциации с названием библиотеки (само название библиотеки может входить в слоган).

2. Фраза, составляющая слоган, должна быть краткой, звучной, динамичной, правильной с точки зрения фонетики, то есть легко выговариваться.

3. Слоган должен учитывать психологические особенности целевых групп рекламного воздействия.

4. Слоган не должен допускать двоякого толкования, то есть должен ясно и четко восприниматься на слух с первого раза.

Примеры слоганов:

  • «Библиотека — это здорово!».
  • «Банк информации — всегда надежен!».
  • «Старые традиции + новые услуги!».
  • «Больше знаний — меньше проблем».
  • «Путь к успеху лежит через библиотеку!»
  • «ЧИ-тайм — время читать».

Фирменный стиль, как правило, представлен деловой информацией, рекламно-информационными печатными материалами, элементами оформления выставок, сувенирной продукцией. Сувенирная продукция, которая чаще всего изготавливается к различным юбилейным датам и событиям в работе библиотеки и распространяется среди реальных и потенциальных пользователей. Среди видов такой продукции — ручка, пакет, значок, открытка, сувенирный конверт, карманные календари и др. Рекламная значимость сувенирной продукции повышается, если она содержит, помимо представленного фирменного облика библиотеки (ее фирменного блока, фотографии здания и т. п.), и некоторые другие (чаще всего адресные) сведения. Например, на почтовой открытке, пластиковой сумке помещаются не только фотографии здания библиотеки или части ее интерьера, но и сведения об ее адресе, режиме работы и т. д.

Самая простая рекламная продукция — это памятки и листовки. Их можно изготавливать своими силами, небольшими тиражами, имея компьютер и принтер. Это, может быть, перечень услуг, список новых изданий, выпущенных библиотекой, дополнительная информация к литературным выставкам, организованным библиотеками. Плакаты — это более сложная в изготовлении продукция. Библиотеками плакаты используются, чтобы привлечь внимание прохожих к крупным мероприятиям в библиотеке.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламой, крайне важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой ваша реклама будет восприниматься наилучшим образом. Подбирать цвета желательно так, чтобы они создавали оптимистический настрой. Различают цвета холодные (зеленый, голубой, синий, фиолетовый), теплые (красный, оранжевый и желтый), контрастные (красный — зеленый, синий — оранжевый). На основании социологических исследований был получен следующий ряд цветов по мере уменьшения предпочтительности: голубой — фиолетовый — белый — розовый — пурпурный — красный — зеленый — желтый — оранжевый — коричневый — черный.

Эффективность рекламы зависит и от того, насколько ясно и четко рекламная информация отражает свойства услуги или продукции библиотеки. Реклама должна продавать пользователю не продукцию или услугу библиотеки, а пользу, выгоду, которые он получит, приобретая эту продукцию или воспользовавшись услугой.

Другая сторона внешнебиблиотечного имиджа — имидж библиотечных специалистов — непосредственно связан с выполнением профессиональных обязанностей и складывается из внешнего облика, манеры поведения, умения общаться. От того, какое впечатление библиотекарь производит на окружающих, во многом зависит его успех. Имидж библиотекаря влияет на работу библиотеки, от него во многом зависят статус и роль библиотеки в обществе.

В этикет самопрезентации личности библиотекаря входит ношение бейджа. Оно должно являться стимулом, мотивацией, чтобы выглядеть прилично: как внешне, так и в своих внутренних проявлениях. Библиотекари, прежде всего руководители разных звеньев, начинают активно использовать в профессиональной коммуникации визитные карточки. Знание и применение этикета пользования визитными карточками в профессиональной деятельности — это способ создания делового имиджа, установления, поддержания и укрепления профессиональных и межличностных отношений. Соблюдение этикета в одежде библиотекаря, дресс-кода — проблема весьма актуальна для профессии.

Наряду с традиционным этикетом, библиотекарь должен владеть нетикетом, то есть правилами поведения в электронной среде. Нетикет — «сетевой этикет» (от «net» — сеть). К ним относятся правила работы с электронной почтой, на различных сайтах. C правилами поведения в сети можно познакомиться по адресу http://si2000.beringisland.ru/sec-nq.shtm

3. Внутрибиблиотечный имидж.

Внутрибиблиотечный имидж определяют нормы и ценности (миссия библиотеки), организация внутренних коммуникаций, история библиотеки, социально-психологический микроклимат коллектива. Наиболее рациональным представляется рассмотрение внутрибиблиотечного имиджа через три понятия: управление, социально-психологический климат и организационную культуру.

Применительно к внутрибиблиотечному имиджу наибольшее значение имеют следующие качества руководителя: разумная настойчивость, решительность, энергичность, искренность, высокая самодисциплина, умение поддерживать подчиненных. Ввиду отсутствия идеального стиля руководства наиболее убедительным выглядит предположение, что лучший руководитель — это тот, кто ответственен за все, что входит в его служебные обязанности. Социально-психологический климат в библиотеке как психологическое состояние коллектива складывается из удовлетворения системой управления, межличностными взаимоотношениями и оценки условий работы в коллективе. Он важен не только для оптимальной организации работы, но и потому, что без него любая работа по улучшению имиджа практически бесполезна. Многие причины ухудшения социально-психологического климата в библиотеке являются «вечными», поскольку они не зависят от ее типа, величины штата и т. п. факторов (конфликты с руководством, психологическая несовместимость сотрудников и др.). Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали; стиль и нормы общения; организацию и условия труда; систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Немаловажное значение имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов.

Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, определяющий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя и подчиненного.

Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Он включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Знание служебного этикета — необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать.

Социально-психологический климат в коллективе складывается благодаря педагогическому воздействию внешней среды. Библиотекарь прибретает опыт работы, усваивает нормы профессиональной морали и начинает оказывать направленное воздействие не только на вновь приходящих в библиотеку работников, но и на коллег, с которыми уже сложились определенные отношения. Благодаря этому получает развитие и система нравственных отношений в коллективе.

Для библиотечной профессии характерен как коллективный, так и индивидуальный труд. Некоторые работники значительную часть своей работы осуществляют в одиночку, ее результаты требуют личной ответственности библиотекаря (запись читателей, прием читательских требований, работа в фонде и др.). Если такие сотрудники не воспринимают коллектив как единое целое, противопоставляют себя другим его членам, возникают нравственные противоречия, могущие приводить к конфликтам.

Решающая роль в предупреждении и разрешении конфликтов, независимо от того, являются ли они деловыми или личностными, принадлежит руководителям библиотеки и ее структурных подразделений. Задача управления конфликтом заключается в том, чтобы стремиться к его скорейшему разрешению, к недопущению того, чтобы конфликт перешел в затяжную форму, когда ликвидировать его будет значительнее труднее.

Причины возникновения конфликтных ситуаций нередко коренятся в недостатках и ошибках управленческой деятельности. В качестве примеров типичных недостатков управленческой деятельности, ведущих к конфликтам, можно указать следующие. Во-первых, это отсутствие или плохое качество управленческой документации, регулирующей деятельность структурных подразделений библиотеки и ее сотрудников (положений, должностных инструкций и т.п.), что приводит к конфликтам, связанным с отказом сотрудников выполнять обязанности, незафиксированные в регламентирующей документации. Другая причина — ошибки в планировании и распределении объема работы между структурными подразделениями и сотрудниками.

Отсутствие у сотрудников библиотеки четкой и ясной информации о том, что и в каких целях планируется, почему принимаются те или иные решения, также приводит к возникновению конфликтов в коллективе.

Одной из причин конфликтных ситуаций в библиотечном коллективе является внедрение в практику тех или иных нововведений по инициативе руководителя, что нередко встречает пассивное сопротивление со стороны сотрудников. Особенно опасными являются решения, связанные с увольнением сотрудника, понижением его в должности, переводом на другой участок работы без его согласия.

Возникают конфликты при проведении аттестации библиотечных работников и по ее итогам — зачастую из-за нарушения администрацией положения о порядке проведения аттестации или необъективной оценки труда библиотечных работников.

Особым видом служебного конфликта является «моббинг». Это слово в библиотечной науке новое, происходит от английского «to mob», что означает кого-либо притеснять, преследовать, грубить, придираться. В подобной ситуации может оказаться любой человек, когда по отношению к нему проводятся негативные действия, преследующие цель нанести моральный ущерб, вытеснить из коллектива. Моббинг наносит тяжелые душевные раны, ущерб индивидуальному и групповому имиджу: изменяется самооценка личности, появляется депрессия — болезнь духа, конфликты. Ухудшается сциально-психологический климат в коллективе.

От последствий моббинга в библиотеке страдают не только ее работники, но и читатели. Ухудшение результатов работы, высокая заболеваемость психосоматическими болезнями приводят к больщой текучести кадров. Моббинг — одна из причин перерастания позитивного имиджа библиотечного коллектива в негативный, что зачастую приводит к появлению негативного имиджа библиотеки.

При разрешении конфликта руководитель должен стремится найти эффективные пути решения проблемы, создавшей конфликтную ситуацию; активно преобразовать ситуацию и найти выход из противоречия. Например, конфликт может быть разрешен путем отказа от принятого управленческого решения, вызвавшего конфликтную ситуацию в библиотечном коллективе, путем его изменения или замены альтернативным вариантом.

Предупреждение конфликтных ситуаций во многом зависит от авторитета руководителя, стиля управления. Создание атмосферы терпимости, справедливости, взаимной доброжелательности прежде всего со стороны руководства библиотеки и более опытных сотрудников ограничивает возникновение конфликтов в коллективе и является средством их эффективного разрешения.

Нравственным в отношениях «библиотекарь-библиотекарь» становится стремление каждого сотрудника скрывать плохое настроение, негативные черты характера, неприятие критики и тем самым поддерживать свой индивидуальный имидж на требуемом уровне. Это моральное целеустремление способствует формированию благоприятной психологической атмосферы для реализации доброжелательности и творчества, профессиональных возможностей как отдельного библиотекаря, так и всего коллектива.

Организационная культура представляет собой образ мысли и образ действия сотрудников библиотеки, направленные на гармонизацию отношений в коллективе и создание благоприятного отношения к библиотеке со стороны общественности. Организационную культуру можно рассматривать в трех аспектах: а) как умение и желание каждого сотрудника библиотеки отстаивать ее интересы, способствовать упрочению ее авторитета; б) как благонадежность, лояльность и приверженность своей библиотеке; в) как поведение сотрудника вне библиотеки, включая то, какое впечатление он производит на окружающих. В целом именно организационная культура содействует проявлению основных характеристик имиджа: идентификации библиотеки обществом, отличию от других библиотек и формированию репутации.

С другой стороны, библиотекарь выступает как педагог по отношению к читателям, применяя в практике работы методы воздействия на них в процессе индивидуальных бесед, рекомендации книг. Этим достигается имиджевое воздействие библиотекаря на читателей, что, в свою очередь, требует от библиотекаря повышения профессиональной квалификации, чтобы соответствовать запросам всех категорий посетителей библиотеки.

4. Деятельность муниципальных библиотек Тамбовской области по формированию имиджа.

Поскольку в настоящее время библиотеки зависят от бюджетов местных муниципальных образований, возрастает необходимость подтверждения библиотекой ее значимости для местного сообщества. Эффективность проводимых библиотеками мероприятий, их общественная оценка во многом зависят от сложившегося имиджа библиотеки. Библиотека, пользующаяся авторитетом у читателей, имеет больше шансов получить дополнительные субсидии от местных властей, спонсорскую помощь.

В этой связи в настоящее время одним из направлений в деятельности большинства муниципальных библиотек Тамбовской области стало формирование собственного имиджа.

В результате анализа информационных отчетов муниципальных библиотек, выясняется, что библиотеки области активно ведут сотрудничество с местными газетами, радио и телевидением.

В районах лидирующую позицию в этом направлении работы занимают муниципальные учреждения культуры: «Бондарская межпоселенческая библиотека», «Гавриловская районная библиотека», «Межпоселенческая центральная библиотека Моршанского района», «Межпоселенческая центральная библиотека Пичаевского района», «Межпоселенческая центральная библиотека» Сосновского района, «Центральная библиотека Токаревского района», «Межпоселенческая центральная библиотека Уметского района».

Более перспективны и едины в разработке имиджевой политики городские библиотеки. Несомненным преимуществом обладает муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова, периодически заявляя о себе на страницах профессиональных изданий общероссийского уровня.

Библиотекари муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова подготовили и провели к празднованию 65-летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне и к Году Учителя радиоцикл передач «Память поколений», «Призвание — учить и воспитывать». Муниципальное учреждение «Централизованная библиотечная система города Уварово» приняла участие в благотворительной программе «Фонд Победы» регионального отделения Общероссийской организации «Комитет ветеранов войны и военной службы» и оказывала поддержку в сборе средств на реконструкцию городского Парка Победы «Это наша память. Это наш долг».

Поднятию престижа библиотечного дела в Тамбовской области способствовало создание в 2008 г. портала «Библиотеки области» www.regionlib.ru , на котором размещены сайты 30 муниципальных библиотек.

Информационные ресурсы — ключевой момент, оказывающий влияние на положительный имидж библиотеки и осведомленность потребителя о предоставляемых ею информационных продуктах и услугах. Поэтому при размещении материалов на сайтах муниципальных библиотек делается акцент на познавательную, расширяющую кругозор информацию.

Традиционно, на сайте должны быть отражены базы данных и каталог. Из 30 муниципальных образований только муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система города Котовска» разместила на своем сайте http://kotovsk.cbs.ucoz.ru электронный каталог. На сайте МОУ «Паревская ООШ» Инжавинского района http://parevka.68.edu.ru/biblio.htm размещена информация о Паревском открытом информационно-библиотечном центре; на сайте муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Рассказовского района» http://regionlib.ru/rrasskazovo созданы страницы «Центральная детская библиотека», «Вести из сельских библиотек». Создан сайт центральной детской библиотеки г. Мичуринска http://cdb-mich.ucoz.ru .

Эта положительная и актуальная на сегодняшний день тенденция должна найти свое отражение в работе остальных муниципальных библиотек области.

Слоган (девиз), как элемент фирменного библиотечного стиля активно используется библиотеками-филиалами муниципального учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» г. Тамбова.

Например, девиз библиотеки — филиала № 2 им. М. Ю. Лермонтова звучит следующим образом: «Плывем под парусом любимого поэта». Девизом библиотеки — филиала № 22 им. Е. А. Боратынского служат слова «Превратим часы работы в лучшие часы нашей жизни». Муниципальное учреждение культуры «Гавриловская районная библиотека» выбрала для себя следующие слоганы: «Читать — это мудро, читать — это модно, читайте повсюду, читайте свободно», «Мы работаем на будущее».

В результате сотрудничества Минкультуры России, Федерального агенства правительственной связи и информации и Российского фонда правовых реформ в стране с 1998 г. развернута и последовательно реализуется межведомственная программа «Создание общероссийской сети публичных центров правовой информации на базе общедоступных библиотек».

В рамках Программы информационной поддержки библиотек компания «Консультант-Юрист» открыла в городе Тамбове и Тамбовской области 37 центров правовой информации (ЦПИ). Главным направлением в работе Центров является повышение уровня информированности и правовой культуры населения области.

Центры правовой информации сотрудничают с Тамбовской региональной общественной организацией «Центр правовых технологий «Гражданский союз». Юридический Центр «Гарант» и Тамбовская региональная общественная организация «Центр правовых технологий «Гражданский союз» предоставляют пользователям библиотек бесплатную услугу «дистанционная юридическая консультация». В ходе выполнения государственного контракта на оказание услуг в рамках социального заказа администрации Тамбовской области по правовому просвещению населения и правозащитной деятельности юристы-консультанты проводят семинары-тренинги в муниципальных библиотеках области.

Значительным достижением в реализации рекламной политики муниципальных библиотек Тамбовской области стало размещение информации о мероприятиях, проведенных специалистами АНО «Юридический центр «Гарант», на сайте «Программа ЮНЕСКО „Информация для всех“ в России» http://www. ifap. ru

На данном сайте размещена информация о правовых просветительских мероприятиях, состоявшихся в муниципальных учреждениях культуры «Межпоселенческая центральная библиотека Жердевского района», «Бондарская межпоселенческая библиотека», «Межпоселенческая центральная библиотека Моршанского района», в муниципальном учреждении «Централизованная библиотечная система» г. Рассказово.

Вышеперечисленные примеры являются доказательством того, что реклама стала неотъемлемой частью деятельности библиотек области.

Имидж — это репутация, представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной ее работы и формируется долгие годы. Поэтому первая и важная для будущих успехов библиотек задача — работа над созданием благоприятного для них имиджа. Но как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства.

Необходимо расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, повышая тем самым комфортность обслуживания, чтобы в дальнейшем самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, стала устная реклама — рекомендации постоянных пользователей.

Список использованной литературы

1. Алтухова, Г. А. Основы библиотечного имиджа [Текст] : учеб-метод. пособие / Г. А. Алтухова. - М.: Литера, 2008. - 224 с. - (Современная библиотека. Вып. 33).
2. Борисова, О. Взгляд социолога на рекламу [Текст] / О. Борисова // Б-ка. - 2007. - № 9. - С. 58-60.
3. Борисова, О. Реклама в библиотеке [Текст] : учеб-практ. пособие / О. Борисова.- М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ», 2005. - 216 с.
4. Грачев, А. С. PR - служба компании [Текст] : практ. пособие / А. С. Грачев, Е. Г. Спирина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. - 160с.
5. Ванеев, А. Н. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение [Текст] / А. Н. Ванеев. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2001. - 121с. - (Серия «Библиотечный практикум»).
6. Гришанин, Н. В. Брендинг [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Гришанин; Моск. гос. ун-т печати.- М.: МГУП, 2009. - 280 с.
7. Езова, С. Кодекс в контексте этикета [Текст] / С. Езова // Б-ка. - 2010. - № 2. - С. 36-38.
8. Кармышева, Н. Как сделать грамотный PR библиотеки? [Текст] / Н. Кармышева // Новая б-ка. - 2006. - № 5. - С.46.
9. Литвинова, Н. П. Профессиональный имидж современного библиотекаря [Текст] / Н. П. Литвинова // Новая б-ка. - 2005. - № 2. - С. 14.
10. Магоян, С. Имидж библиотеки и библиотекаря [Текст] / С. Магоян // Новая б-ка. - 2005. - № 3. - С. 21.
11. Матвеев, М. Ю. Проблема определения имиджа библиотек [Текст] / М. Ю. Матвеев // Библиотековедение. - 2008. - № 6. - С. 118-122.
12. Матвеев, М. Ю. Проблемы имиджа библиотечной науки, образования и профессии [Текст] / М. Ю. Матвеев // Науч. и техн. б-ки. - 2008. - № 5. - С. 80-91.
13. Матвеев, М. Ю. Психологические проблемы совершенствования имиджа библиотек [Текст] / М. Ю. Матвеев // Науч. и техн. б-ки. - 2009. — № 1. - С.103-109.
14. Мусихина, С. Имидж библиотекаря как показатель качества обслуживания читателей [Текст] / С. Мусихина // Новая б-ка. - 2004. - № 5. - С.35-37.
15. Рязанцева, Л. Такой актуальный пиар. Модель профессионального обучения: «Библиотечная рекламная компания» [Текст] / Л. Рязанцева // Библиополе. - 2005. - № 5. - С. 13-15.
16. Справочник библиотекаря [Текст] / Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Минкиной. - СПб.: Изд-во «Профессия», 2000. - 432с. - (Серия «Библиотека»).

Приложение

От психологического климата в трудовом коллективе зависит как благополучие членов коллектива, так и их работоспособность. Рекомендуем Вам провести данное анкетирование, которое позволит выявить, на сколько сотрудники довольны работой в трудовом коллективе, а также определить те факторы, которые могут быть использованы для коррекции и совершенствования психологического климата коллектива. Анкетирование необходимо проводить анонимно. Полученные результаты можно обсудить либо только с руководителями коллектива, либо со всеми его членами.


Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в анкетировании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей библиотеки. Для ответа на вопрос необходимо:

2.Выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него.

3.Если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк.


1.С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
а) большинство из членов нашего коллектива — хорошие, симпатичные мне люди;
б) в нашем коллективе есть всякие люди;
в) меня многое не устраивает;

2. Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу:
а) атмосфера взаимного уважения;
б) деловая атмосфера;
в) «каждый сам за себя»;
г) нездоровая, нетоварищеская атмосфера.

3. Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?
а) как можно чаще;
б) 1-2 раза в год;
в) я не люблю подобных мероприятий.

4. Если бы вынуждены были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?
а) да, конечно;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет.

5. Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?
а) проведение совместного отдыха;
б) совместное решение производственных проблем;
в) совместное решение личных проблем;
г) увеличение зарплаты.

6. С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?
а) я с удовольствием общаюсь со всеми;
б) со всеми понемногу;
в) с теми, с кем непосредственно работаю;
г) только с начальством по производственным вопросам;
д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму.

7. Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?
а) достаточно легко;
б) они долго держаться особняком;
в) не знаю, не задумывалась над этим.

9. Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов нашего коллектива?
а) никогда;
б) редко, от случая к случаю;
в) стараюсь избегать людей, с которыми может возникнуть конфликт;
г) постоянно.

10. Укажите, пожалуйста, свой возраст.
а) до 25 лет;
б) 26-40 лет;
в) 41-55;
г) старше 55 лет.

11. Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.
а) менее года;
б) 1-3 года;
в) 4-10 лет;
г) более 10 лет.

Спасибо за участие в анкетировании.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015

    Процессы управления, управления формированием, сохранностью, использованием библиотечного фонда. Управление библиотечно-информационными электронными ресурсами библиотек. Система финансирования библиотек, библиотечного фонда в современных условиях.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Действующие нормативные документы, затрагивающие интересы библиотек и библиотечных работников Беларуси. Кодекс профессиональной этики библиотекаря. Создание на базе библиотек публичных центров правовой информации. Инфраструктура библиотечной системы.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Библиотека Ярослава Мудрого. Социальные и коммуникативные функции современных библиотек. Модернизация библиотечного дела, развитие национальной электронной библиотеки. Уровень автоматизации библиотек. Статистические данные о состоянии сельских библиотек.

    реферат , добавлен 28.11.2009

    Анализ основных положений Кодекса этики российского библиотекаря, где изложены стандарты профессионального поведения, отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии. Проблема библиотечно-информационного обслуживания современных пользователей.

    контрольная работа , добавлен 08.05.2010

    Существование и развитие профессии библиотекаря по работе с детьми: профессиональная квалификация и кадровые проблемы. Исследование роли детского библиотекаря в приобщении к чтению. Образование, профессиональные компетенции, профессиограмма библиотекаря.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2013

    Теоретические основы имиджа: понятие, структура, функции. Гендерные аспекты имиджа. Современный имидж женщины-министра. Имидж российских министров сельского хозяйства Елены Скрынник, соцразвития Татьяны Голиковой, экономразвития Эльвиры Набиуллиной.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2010

    Теоретические основы формирования имиджа образовательного учреждения в области культуры. Рекомендации по дальнейшему формированию и укреплению существующего имиджа Центральной музыкальной школы. Способы привлечения учащихся в музыкальную школу.

    дипломная работа , добавлен 03.12.2008