Звучащий цвет и зримый звук. План-конспект урока по МХК (5 класс) на тему: «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» Запись на доске
Абстракционизм в искусстве.
Звучащий цвет и зримый звук
« Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» - так считал художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Он был одним из представителей абстракционизма(от лат. Abstraction – удаление, отвлечение) – направление в изобразительном искусстве XX в. Для этого направления характерны отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что призвал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».
Изучая воздействие цвета на человека, В.Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов.
Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения. Но, например, два круга одинаковой величины - жёлтый и синий – воспринимаются по-разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время, как во второй круг глаз как бы погружается» (В.Кандинский). Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получатся разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
Кандинский по впечатлению движения устанавливал «духовное действие красок». Так, очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует назойливо на душу».
Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относятся цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в дизайне и рекламе.
«Теплота или холод краски есть…склонность жёлтому или синему, - пишет художник, - причём при тёплой краске движение на горизонтальной плоскости направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной краске – удаляется от него».
У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать своё музыкальное восприятие цвета. Это «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент» и даже сценическая композиция «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.
Абстракционизм - одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий. Существует великое множество вариантов абстрактного искусства - геометрическая абстракция, лирическая абстракция, лучизм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информиель… Но в любом своем проявлении этот стиль, как никакой другой, направлен на выражение индивидуальности художника, его творческого «я».
О фициально годом рождения абстрактного искусства считается 1910-й - год, когда на свет появились первые беспредметные рисунки Василия Кандинского. Однако абстрактные мотивы периодически появлялись в произведениях искусства и гораздо раньше.
«Ж ивопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возникает космос, - он проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра… Создание произведения есть мироздание» - так Кандинский определил для себя рождение новой картины (2) .
(2) В. Кандинский. Музыкальная
увертюра. Фиолетовый клин.
1919. Тульский художественный музей
И в самом деле, на его полотнах перед нами предстают грандиозные сцены, сравнимые с рождением новой галактики. Сложнейшие сочетания ярких цветовых пятен, зигзагообразные линии, похожие на молнии, - все это клубится, сверкает и переливается, формы перетекают из одной в другую, затягивая зрителя вглубь, заставляя его «самозабвенно раствориться в картине». Совершенно не важно, что изображено на холсте, важно то, как оно воздействует на человека, какие эмоции вызывает.
Особое место в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевленными существами, причем обладающими своим собственным звучанием; например, желтый цвет, по его мнению, вызывает в памяти звук флейты, синий - виолончели, красный напоминает трубу. Интересно, что цвет занимал важное место не только в живописи, но и в поэзии Кандинского. «Синее… Синее подымалось, поднималось и падало. Во всех углах загремело… Белый скачок за белым скачком. И за этим белым скачком опять белый скачок. И в этом белом скачке белый скачок. Вот это и плохо, что ты не видишь мутное; в мутном оно и сидит. Отсюда все начинается… Треснуло». Странное, не похожее ни на что сочетание слов, но, наверное, только так и можно описать вербально картины Кандинского.
Василий Васильевич Кандинский – русский художник, основоположник абстракционизма, живописец, график, педагог и общественный деятель. Большую часть жизни Кандинский провел за границей.В ранних работах Кандинского еще можно увидеть примитивистскую, декоративную красочность, но эта связь с реальным образом начинает пропадать уже в 1908 г. Его картины становятся более яркими, насыщенными по цвету, в них теряется ощущение предметности. Он называет свои произведения «композициями» и «импровизациями» – в них невозможно определить изображенные предметы. Действительно, его картины наполнены жизнью. Изогнутые иероглифы перебегают яркие пятна, которые проникают друг в друга и расступаются; кривые линии расползаются по полотну кишащими червячками. Иногда цветные бесформенные брызги приобретают геометрические очертания, и в них возникают образы космической глубины.
Возвращение Кандинского на родину было связано с началом Первой мировой войны. Вместе с группой единомышленников в годы октябрьской революции он пытался возглавить художественное образование в России и полностью руководить искусством. Из программы Института художественной культуры, составленной им, ясно, что он хотел привнести в формирующуюся советскую культуру элементы культуры буржуазной Европы.
Однако его надеждам не дано было осуществиться. Разочаровавшись в своей неудаче, художник навсегда покинул Советскую Россию. Для искусства важна не только деятельность Кандинского, а как талантливого художника, не меньшее значение имеет и его теория. Всю свою жизнь он был довольно религиозным человеком, и все его «нововведения» буквально пронизаны мистикой. Главный недостаток современного искусства, по мнению Кандинского, заключен в его подчинении материализму. Цель абсолютного искусства – победить материю, природа и искусство так же различны, как внешний и внутренний миры. Абстрактное же искусство как раз и призвано их соединить, оно преобразует реальное существование в чистый звук. Кандинскому особенно нравится сравнивать живопись с музыкой, ведь «звук» -это душа каждого реального явления, каждой зримой формы.
«Переживание «тайной души» всех вещей, видимых нами невооруженным глазом, в микроскоп или телескоп, я называю «внутренним взором». Этот взор проходит сквозь твердую оболочку, через внешнюю «форму» к внутреннему началу вещей и позволяет нам воспринять всеми нашими чувствами внутреннее «пульсирование» этих вещей». И подобное восприятие художника становится зародышем его творения. Бессознательно. Так трепещет «мертвая» материя. И более того: внутренние «голоса» отдельных вещей звучат не изолированно, но в общем согласии, и это – «музыка сфер» – такова универсальная формула Кандинского.
Одна из лучших работ художника – полуабстрактная, необъяснимо притягательная композиция «Казаки»1910-1911.
В ней очертания хмурых холмов и едва различимые силуэты казаков с саблями на конях включены в общую динамику картины, ее абстрактных форм, линий и ярких, кричащих цветовых пятен. В манере наложения мазка чувствуется удивительная раскованность, непосредственность, непринужденность. Композиция оживает в нашем сознании, создавая эффект легкости и реалистичности. Построение самой картины поражает своей простотой и ясностью плана, здесь нет излишеств и торопливой суеты. Образы казаков отличаются строгостью и чинностью.
Василия Кандинского в большой степени можно назвать художником-символистом. Он насыщает свое понимание цвета символикой: черное для него есть символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества. Линии также символичны. Горизонтальная обозначает то, что лежит, вертикальная – позу стоящего человека, ходьбу, движение, восхождение ввысь. Горизонталь пассивна, женственна; вертикаль активна, мужественна.
Мимолетности – так назвал цикл фортепианных миниатюр С.С.Прокофьев. Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора. Своеобразным толчком для их создания стали стихи поэта К.Бальмонта – современника С.Прокофьева.
Я не знаю мудрости годной для других
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры
Полные изменчивой радужной игры.
Стремление передать минутные впечатления, «игру мгновения», изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников – импрессионистов, с живописными беспредметными образами. В музыке «Мимолетностей» нет каких – либо ярких реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий – мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.
Задание:
Вслушайся в музыку «Мимолетностей» С.С.Прокофьева.
Всмотрись и вслушайся в картины В.Кандинского – современника композитора. Как они «звучат»? Какое впечатление производят на тебя эти художественные произведения? В чем ты видишь перекличку средств выразительности музыки и живописи?
Вспомни знакомые тебе произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и сравни их с музыкой «Мимолетностей» С.С.Прокофьева. Подумай, что отличает музыкальный почерк каждого из композиторов.
Звучащий цвет и зримый звук. 1. 2. 3. Понятие абстракционизма. В. В. Кандинский. Свойства красок: цвет, тон, интенсивность и их «духовное действие» . Знаки и символы искусства, художественные послания предков, «Троица» Андрея Рублева, символы в жизни и искусстве, абстракционизм, В. Кандинский.
Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) Направление в изобразительном искусстве XX века. Для этого направления характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.) эксперименты с цветом отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Это направление – отклик на общую дисгармонию современного мира и призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету»
В. В. Кандинский (1866 -1944 гг). один из представителей абстракционизма. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» .
В. Кандинский. Контрастные звуки. Охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. То же значение имеют тембры музыкальных произведений
В. Кандинский. Композиция VIII Желтый и синий цвет создают иллюзию движения При этом: «желтый круг приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке в раковине) и удаляется от человека Желтый круг как бы пронзает глаза, синий как бы погружается» (В. Кандинский)
В. Кандинский. Несколько кругов Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в желтую краску, получаются разные оттенки зеленого цвета Кандинский считал, что смешение желтого и зеленого тормозит движение до полного его уничтожения Зеленый – цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нем потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.
Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?
Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.
Задачи:
мировоззренческие
- Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
- Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.
когнитивные
- Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
- Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.
коммуникативно-деятельностные
- Создать собственный абстрактный творческий продукт «Эмоция в цвете и форме».
эмоционально-ценностные
- Дать возможность на этапе рефлексии высказать свое суждение о том, как абстрактная живопись дает возможность человеку «самовыразиться».
Технологическая карта урока
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП |
||
Актуализация |
||
Организационный момент.
На доске большие абстрактные формы из бумаги, разные по цвету, форме. |
Познавательные
коммуникативные
личностные
|
|
Вводная беседа. Учитель:
|
Выбор фигур по эмоциональному состоянию | |
Учитель:
Сообщение темы урока.
|
Создание на доске абстрактной композиции Учащиеся:
|
|
Проблематизация |
||
Вводная беседа. Учитель:
|
Учащиеся:
|
Познавательные
|
Целеполагание |
||
Учитель:
Учитель:
|
Учащиеся:
Учащиеся:
|
Регулятивные
|
Планирование |
||
Учитель:
|
Учащиеся:
|
Регулятивные
|
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ |
||
Изучение нового материала. Сообщение информации о Василии Васильевиче Кандинском, об основах цвета. (Слайды 1-7) |
Записывают в тетрадь понятие «абстракция» (основные компоненты – цвет и линия). В учебнике на стр. 72 – находят определение «абстракция» Обсуждают высказывание В.Кандинского «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» |
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
|
После просмотра фрагмента из произведения Кандинского «Желтый звук» (с 29.20 по 32.10 мин.) учитель задает вопрос: Введение понятия синестетика, объяснения смысла. |
Учащиеся:
- Цвет наиболее точно передает эмоциональное состояние. В данном произведении оживший цвет становится более выразительным, ярким, понятным |
|
Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10) Учитель:
|
Составляют композицию, придумывают названия Создание абстрактной композиции |
|
Практическая работа. Учитель:
|
Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её. |
|
Рефлексия |
||
Подведение итогов. На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции. |
Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску. | Познавательные
|
Учитель:
|
Справились (не справились) |
|
Ценностное обобщение |
||
Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности) |
Учащиеся:
|
Познавательные
|
По типу этот урок можно отнести к изучению нового материал в разделе «Искусство как универсальный способ общения». Учащиеся знают о символах и знаках в искусстве, они знакомы с христианским искусством средневековья, с работами Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога, работой иконописца А. Рублева, символами в жизни и искусстве.
Урок предполагает использование активных методов развивающего обучения. Эти методы позволяют учащимся проявить свои коммуникативные навыки, а также проявить свои творческие способности в парной работе и индивидуальной работе , сформировать и аргументировать свою точку зрения.
Цели урока:
Воспитательные
Способствовать развитию творческих способностей учащихся
Формировать творческое и ассоциативное мышление
Познавательные
Определять и распознавать картины, принадлежащие к направлению искусства 20 века – абстракционизму
Расширить знания о цвете и звуке с точки зрения В. Кандинского
Развивающие
Совершенствовать умения творчески мыслить, расширять свой кругозор с помощью дополнительного материала
Систематизировать и творчески применять знания (заполнение таблицы)
Проявлять и развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию)
Основные понятия и термины:
Абстракционизм, теория цвета В. Кандинского, эмоциональное воздействие цвета , описание картин В. Кандинского
Оборудование урока:
Портрет В. Кандинского, репродукции картин представителей абстракционизма, компьютерная презентация с репродукциями картин В. Кандинского и других абстракционистов, видеофрагмент церемонии открытия зимних олимпийский игр в г. Сочи.
Литература:
Г.П. Сергеева ; И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская учебник « Искусство» для 8-9 классов, толковый словарь С.И. Ожегова
Подготовительная работа к уроку:
Подготовка видеофрагмента « Русский алфавит».
Подготовка компьютерной презентации « Творчество абстракционистов».
Разработка заданий для работы в парах: таблицы для изучения нового материала.
ХОД УРОКА
Организационный этап: приветствие учителем учащихся, формулирование целей урока.
Учитель формулирует цели урока:
Знакомство с понятием абстракционизма, творчеством В. Кандинского и его теорией цвета.
Умение находить сочетание цветов, развивать ассоциативно- образное мышление в ходе урока
Воспитание эстетических ценностей на основе изучений произведений искусства абстракционизма , прививать любовь к отечественному искусству
Обоснование темы урока « Звучащий цвет и зримый звук».
Основной этап урока (организация учебной деятельности на основе « толстых» и «тонких» вопросов).
Ученики: абстракционизм от латинского «abstraction» удаление отвлечение – ответ учащихся.
Учитель: Найдите на стр. 72 учебника « Искусство» ответ на вопрос: «Какие черты характерны для абстракционизма?».
Ученики: Для абстракционизма очень характерны следующие черты: отказ от реальных предметов и форм. То есть на таких картинах изображены беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости пр.), эксперименты с цветом ; отражение внутреннего мира художника в хаотических неорганизованных образах. Этот художественный стиль имел большую популярность.
Посмотрите презентацию на тему «Творчество абстракционистов» (просмотр презентации).
Учитель: В.В. Кандинский изучал воздействие цвета на человека. Сегодня мы с вами постараемся выяснить, почему звучит цвет и виден звук. Найдите в теме урока ключевые слова.
Ученики: цвет, звук.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. Вам предложена для заполнения таблица (приложение № 1), ее необходимо заполнить. Для работы вам предлагается вспомогательный материал (приложение № 2, учебник «Искусство», толковый словарь С.И. Ожегова).
Заключительный этап
После того, как учащиеся заполнили таблицу, каждая пара прокомментировала свои ответы.
Учитель: Несколько учеников прошу прочитать описание картины В. Кандинского « Озеро» и предлагаю сравнить их восприятие с описанием картины специалиста. Описание картины специалистом (чтение учителем): «В центре картины художник имитирует подобие взрыва, который сообщает всему холсту энергетический заряд. Будто озаренные светом этого взрыва , белые лодки плывут над черной бездной. Вода оказывается бездонным пространством, а небеса, сияющие светлым пятном, скорее напоминают воду. Художник и зритель соавторы. Каждый зритель по –своему воспринимает. Лодка, гребцы, замок, мы различаем. Что касается остальных частей композиции, то здесь разгадка предоставляется зрителю Можно синие полосы принять за обозначение космичности , множественности миров, словно столкнувшихся друг с другом, слившихся в некое вселенское бытие».Для того, что посмотреть как усвоена тема урока учащимся предлагается ответить на вопросы.
Вопросы для проверки
Что такое абстракционизм?
К какому течению искусства относятся картины Кандинского?
Какую теорию выдвинул Кандинский?
Продолжите предложение: каждый цвет имеет………………………………………….
Какое эмоциональное воздействие на человека оказывает фиолетовый цвет?
Верно, ли утверждение что цвет движется?
Какой цвет движется к зрителю?
Объясните тему урока звучащий цвет и зримый звук.
Я сегодня на уроке познакомился с такими понятиями , которые:
Я уже знал (перечислите) …………………………………….
Я думал иначе…………………………………..
Я узнал новое для себя…………………………………………
Я не понял…………………………………………
Учитель: Я хочу наш урок закончить словами В. Кандинского: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывшееся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души».
Приложение №1
1. |
Что такое цвет? |
Как вы думаете , почему цвет может звучать? Аргументируйте свой ответ. | ||
2. |
Что такое звук? |
Как вы думаете, почему звук может быть окрашен в какой - либо цвет? Аргументируйте свой ответ. | ||
3. |
Верно ли утверждение, что свойства красок характеризуется тремя признаками: цветом, тоном и интенсивностью? |
Почему вы считаете , что три признака краски влияют на эмоциональное воздействие человека? Посмотрите картину Кандинского «Озеро», опишите эту картину. | ||
4. |
Верно ли утверждение, что свойства музыки характеризуется тембром музыкальных инструментов? |
Почему вы считаете, что тембр музыкальных инструментов влияют на эмоциональное воздействие человека? Послушайте, как звучит арфа, какое эмоциональное воздействие это звучание оказывает на вас? | ||
5. |
Какие цвета вызывают иллюзию движения, а какие наоборот? |
Почему Кандинский считал, что по впечатлению движения происходит «духовное действие красок», приведите примеры? | ||
6. |
На какие тона делятся цвета? |
Перечислите теплые тона и почему они являются теплыми? |
Приложение №2
Исходной точкой является исследование цвета:
1.Движение цвета:
горизонтальное
к зрителю (телесно) – тёплое (жёлтое)
эксцентрическое – жёлтое,
концентрическое – синее
тёплые цвета – к жёлтому цвету – к зрителю,
холодные – к синему цвету – от зрителя ,
синий цвет может тормозить движение жёлтого цвета.
Эмоциональное воздействие цвета:
жёлтый цвет беспокоит, будоражит человека,
чем ближе к синему цвету, тем спокойнее,
синий цвет есть цвет торжественный , сверхземной, углублённый.
зелёный – спокойный цвет,
белый цвет НЕ-цвет, символ вселенной, у которой все краски исчезли ,
чёрный цвет – внутренне звучит как мёртвое Ничто, как вечное безмолвие,
красный цвет – безгранично тёплая, подвижная, беспокойная краска,
светлый красный – энергия, радость, триумф,
фиолетовый цвет – охлаждённый красный. Имеет характер чего-то болезненного, печального.
Художник тончайшим образом взвешивает цвет при создании произведения искусства
«Краски следует применять не по тому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» Василий Васильевич Кандинский ()
Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. абстракционизма Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. юристаМосковского государственного университета1896 годуэкспрессионистами
Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление в изобразительном искусстве 20 в. Характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах.
Изучая воздействие цвета на человека, В. Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов. Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения.
Два круга одинаковой величины – жёлтый и синий – воспринимаются по- разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время как во второй круг глаз как бы погружается» (В. Кандинский)
Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получаются разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.
Кандинский по впечатлению движения установил «духовное действие красок». Так, очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует… назойливо на душу».
Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относят цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.п. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в рекламе и дизайне.
У Кандинского много композиций, в которых он стремится передать своё музыкальное восприятие цвета: «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент», сценическая композиция «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.
В период с 1909 по 1914 год в Мурнау Кандинский создал ряд сценических композиций и текстов, имеющих отношение к идеям «синтеза искусств»: Фиолетовый занавес, Зеленый звук, Черный и белый, Желтый звук. Последний из них был опубликован в 1912 году в альманахе «Синий всадник». Либретто Кандинского бессюжетно, в чем проявился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть также подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы. Жанр «сценической композиции» теоретически обосновывается Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» (1911). В этом труде часто звучит идея синтеза искусств, а слово определяется как «внутренний звук». Понятие «желтое» также находится в центре теоретической разработки этой книги. Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим: желтое – это теплота, обращенность к зрителю, движение вовне (экс-центрическое), синее – холод, направленность от зрителя, вовнутрь (кон- центрическое). Сценическая композиция состоит «из следующих трех элементов: Из музыкального движения. Из живописного движения. Из движения художественного танца.»
Сценическая композиция Желтый звук, по замыслу В.Кандинского, должна была соединить краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). Музыку к этой композиции написал Фома фон Гартман, с которым Кандинский работал над своими сценариями. Премьера «Желтого звука» должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но автору не суждено было увидеть ее на сцене.