Звучащий цвет и зримый звук. План-конспект урока по МХК (5 класс) на тему: «Звучащий цвет и зримый звук. Музыкально - поэтическая символика огня.» Запись на доске

Абстракционизм в искусстве.

Звучащий цвет и зримый звук

« Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» - так считал художник Василий Васильевич Кандинский (1866-1944). Он был одним из представителей абстракционизма(от лат. Abstraction – удаление, отвлечение) – направление в изобразительном искусстве XX в. Для этого направления характерны отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что призвал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».


Изучая воздействие цвета на человека, В.Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов.

Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения. Но, например, два круга одинаковой величины - жёлтый и синий – воспринимаются по-разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время, как во второй круг глаз как бы погружается» (В.Кандинский). Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получатся разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.



Кандинский по впечатлению движения устанавливал «духовное действие красок». Так, очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует назойливо на душу».

Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относятся цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.д. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в дизайне и рекламе.

«Теплота или холод краски есть…склонность жёлтому или синему, - пишет художник, - причём при тёплой краске движение на горизонтальной плоскости направлено к зрителю, стремится к нему, а при холодной краске – удаляется от него».

У Кандинского много композиций, в которых он стремился передать своё музыкальное восприятие цвета. Это «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент» и даже сценическая композиция «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.

Абстракционизм - одно из самых сложных и противоречивых течений, возникших в мировом искусстве в начале XX века, в котором отказ от изображения форм реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или геометрических элементов и линий. Существует великое множество вариантов абстрактного искусства - геометрическая абстракция, лирическая абстракция, лучизм, супрематизм, абстрактный экспрессионизм, ташизм, информиель… Но в любом своем проявлении этот стиль, как никакой другой, направлен на выражение индивидуальности художника, его творческого «я».

О фициально годом рождения абстрактного искусства считается 1910-й - год, когда на свет появились первые беспредметные рисунки Василия Кандинского. Однако абстрактные мотивы периодически появлялись в произведениях искусства и гораздо раньше.

«Ж ивопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путем борьбы и среди этой борьбы миров между собой создать новый мир, который зовется произведением. Каждое произведение возникает технически так, как возникает космос, - он проходит путем катастроф, подобных хаотическому реву оркестра… Создание произведения есть мироздание» - так Кандинский определил для себя рождение новой картины (2) .

(2) В. Кандинский. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин.
1919. Тульский художественный музей



И в самом деле, на его полотнах перед нами предстают грандиозные сцены, сравнимые с рождением новой галактики. Сложнейшие сочетания ярких цветовых пятен, зигзагообразные линии, похожие на молнии, - все это клубится, сверкает и переливается, формы перетекают из одной в другую, затягивая зрителя вглубь, заставляя его «самозабвенно раствориться в картине». Совершенно не важно, что изображено на холсте, важно то, как оно воздействует на человека, какие эмоции вызывает.

Особое место в создании художественного впечатления Кандинский отводил цвету. Краски представлялись художнику одушевленными существами, причем обладающими своим собственным звучанием; например, желтый цвет, по его мнению, вызывает в памяти звук флейты, синий - виолончели, красный напоминает трубу. Интересно, что цвет занимал важное место не только в живописи, но и в поэзии Кандинского. «Синее… Синее подымалось, поднималось и падало. Во всех углах загремело… Белый скачок за белым скачком. И за этим белым скачком опять белый скачок. И в этом белом скачке белый скачок. Вот это и плохо, что ты не видишь мутное; в мутном оно и сидит. Отсюда все начинается… Треснуло». Странное, не похожее ни на что сочетание слов, но, наверное, только так и можно описать вербально картины Кандинского.

Василий Васильевич Кандинский – русский художник, основоположник абстракционизма, живописец, график, педагог и общественный деятель. Большую часть жизни Кандинский провел за границей.В ранних работах Кандинского еще можно увидеть примитивистскую, декоративную красочность, но эта связь с реальным образом начинает пропадать уже в 1908 г. Его картины становятся более яркими, насыщенными по цвету, в них теряется ощущение предметности. Он называет свои произведения «композициями» и «импровизациями» – в них невозможно определить изображенные предметы. Действительно, его картины наполнены жизнью. Изогнутые иероглифы перебегают яркие пятна, которые проникают друг в друга и расступаются; кривые линии расползаются по полотну кишащими червячками. Иногда цветные бесформенные брызги приобретают геометрические очертания, и в них возникают образы космической глубины.

Возвращение Кандинского на родину было связано с началом Первой мировой войны. Вместе с группой единомышленников в годы октябрьской революции он пытался возглавить художественное образование в России и полностью руководить искусством. Из программы Института художественной культуры, составленной им, ясно, что он хотел привнести в формирующуюся советскую культуру элементы культуры буржуазной Европы.

Однако его надеждам не дано было осуществиться. Разочаровавшись в своей неудаче, художник навсегда покинул Советскую Россию. Для искусства важна не только деятельность Кандинского, а как талантливого художника, не меньшее значение имеет и его теория. Всю свою жизнь он был довольно религиозным человеком, и все его «нововведения» буквально пронизаны мистикой. Главный недостаток современного искусства, по мнению Кандинского, заключен в его подчинении материализму. Цель абсолютного искусства – победить материю, природа и искусство так же различны, как внешний и внутренний миры. Абстрактное же искусство как раз и призвано их соединить, оно преобразует реальное существование в чистый звук. Кандинскому особенно нравится сравнивать живопись с музыкой, ведь «звук» -это душа каждого реального явления, каждой зримой формы.

«Переживание «тайной души» всех вещей, видимых нами невооруженным глазом, в микроскоп или телескоп, я называю «внутренним взором». Этот взор проходит сквозь твердую оболочку, через внешнюю «форму» к внутреннему началу вещей и позволяет нам воспринять всеми нашими чувствами внутреннее «пульсирование» этих вещей». И подобное восприятие художника становится зародышем его творения. Бессознательно. Так трепещет «мертвая» материя. И более того: внутренние «голоса» отдельных вещей звучат не изолированно, но в общем согласии, и это – «музыка сфер» – такова универсальная формула Кандинского.

Одна из лучших работ художника – полуабстрактная, необъяснимо притягательная композиция «Казаки»1910-1911.


В ней очертания хмурых холмов и едва различимые силуэты казаков с саблями на конях включены в общую динамику картины, ее абстрактных форм, линий и ярких, кричащих цветовых пятен. В манере наложения мазка чувствуется удивительная раскованность, непосредственность, непринужденность. Композиция оживает в нашем сознании, создавая эффект легкости и реалистичности. Построение самой картины поражает своей простотой и ясностью плана, здесь нет излишеств и торопливой суеты. Образы казаков отличаются строгостью и чинностью.



Василия Кандинского в большой степени можно назвать художником-символистом. Он насыщает свое понимание цвета символикой: черное для него есть символ смерти, белое – символ рождения, красное – символ мужества. Линии также символичны. Горизонтальная обозначает то, что лежит, вертикальная – позу стоящего человека, ходьбу, движение, восхождение ввысь. Горизонталь пассивна, женственна; вертикаль активна, мужественна.


Мимолетности – так назвал цикл фортепианных миниатюр С.С.Прокофьев. Они объединили в себе и живописные, и литературные впечатления композитора. Своеобразным толчком для их создания стали стихи поэта К.Бальмонта – современника С.Прокофьева.

Я не знаю мудрости годной для других

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры

Полные изменчивой радужной игры.

Стремление передать минутные впечатления, «игру мгновения», изменчивость и неуловимость состояния мира, души человека перекликается с творческим кредо художников – импрессионистов, с живописными беспредметными образами. В музыке «Мимолетностей» нет каких – либо ярких реальных пейзажей, портретов, она построена на сочетании ломаных линий – мелодий, ритмов, необычных гармоний, напоминающих красочные пятна картины.

Задание:

Вслушайся в музыку «Мимолетностей» С.С.Прокофьева.

Всмотрись и вслушайся в картины В.Кандинского – современника композитора. Как они «звучат»? Какое впечатление производят на тебя эти художественные произведения? В чем ты видишь перекличку средств выразительности музыки и живописи?

Вспомни знакомые тебе произведения П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и сравни их с музыкой «Мимолетностей» С.С.Прокофьева. Подумай, что отличает музыкальный почерк каждого из композиторов.

Звучащий цвет и зримый звук. 1. 2. 3. Понятие абстракционизма. В. В. Кандинский. Свойства красок: цвет, тон, интенсивность и их «духовное действие» . Знаки и символы искусства, художественные послания предков, «Троица» Андрея Рублева, символы в жизни и искусстве, абстракционизм, В. Кандинский.

Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) Направление в изобразительном искусстве XX века. Для этого направления характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости и пр.) эксперименты с цветом отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах. Это направление – отклик на общую дисгармонию современного мира и призыв «уступить инициативу формам, краскам, цвету»

В. В. Кандинский (1866 -1944 гг). один из представителей абстракционизма. «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» .

В. Кандинский. Контрастные звуки. Охарактеризовал краски по трем признакам – цвет, тон и интенсивность. Считал, что именно эти три признака играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. То же значение имеют тембры музыкальных произведений

В. Кандинский. Композиция VIII Желтый и синий цвет создают иллюзию движения При этом: «желтый круг приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке в раковине) и удаляется от человека Желтый круг как бы пронзает глаза, синий как бы погружается» (В. Кандинский)

В. Кандинский. Несколько кругов Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в желтую краску, получаются разные оттенки зеленого цвета Кандинский считал, что смешение желтого и зеленого тормозит движение до полного его уничтожения Зеленый – цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нем потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Идея: Абстрактная живопись живет эмоцией и чувством.

Проблема: Как научиться чувствовать абстрактную живопись?

Цель: Дать опыт интерпретации художественного произведения в собственном творчестве.

Задачи:

мировоззренческие

  • Дать опыт видения мира через абстрактную живопись.
  • Донести следующую мысль: можно выразить свое эмоциональное состояние через создание произведения искусства.

когнитивные

  • Дать представление о беспредметной живописи, её отличия от предметной.
  • Рассмотреть проблему воздействия цвета при восприятии абстрактных композиций.

коммуникативно-деятельностные

  • Создать собственный абстрактный творческий продукт «Эмоция в цвете и форме».

эмоционально-ценностные

  • Дать возможность на этапе рефлексии высказать свое суждение о том, как абстрактная живопись дает возможность человеку «самовыразиться».

Технологическая карта урока

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Актуализация

Организационный момент.
На доске большие абстрактные формы из бумаги, разные по цвету, форме.

Познавательные
соотносить эмоциональный и образный строй
отрабатывать навыки сравнения с целью установления связей между зрительным образом и эмоциональным

коммуникативные
участвовать в создании коллективной композиции

личностные
мотивация на освоение текста культуры

Вводная беседа.

Учитель:
- Выберите одну из фигур, которая наиболее соответствует вашему настроению. Давайте попробуем создать настроение сегодняшнего урока геометрическими фигурами. Поднимите вверх фигуры, которые ассоциируются с радостным настроением. Прикрепите фигуры на доску.

Выбор фигур по эмоциональному состоянию

Учитель:
- Вы только что создали картину в определенном стиле, может кто-нибудь догадался, что это за стиль? А для чего создавали эту композицию?

Сообщение темы урока.
Учитель:
- Вам хотелось бы узнать, кто из художников смог передать мир эмоций в своем творчестве? Как оживают эти образы?
Тема урока: «Звучащий цвет и зримый звук»

Создание на доске абстрактной композиции

Учащиеся:
- Абстрактная живопись. Этой картиной мы создавали настроение нашего урока

Проблематизация

Вводная беседа.

Учитель:
- Какие вопросы возникают, когда мы видим такие картины?

Учащиеся:
- Есть ли в них эмоциональный смысл? Как этот смысл понять?

Познавательные
формулировать проблему

Целеполагание

Учитель:
- Кто мог бы помочь нам раскрыть смыслы этой живописи?

Учитель:
- Но художника рядом нет. Какую цель вы бы поставили на сегодняшнем уроке?

Учащиеся:
- Сам художник.

Учащиеся:
- Попытаться дать собственную интерпретацию абстрактной живописи.

Регулятивные
самостоятельно ставить цель

Планирование

Учитель:
- Что нужно сделать, чтобы понять художника, его картины?

Учащиеся:
1. узнать о жизни художника;
2. узнать об основах цвета;
3. рассмотреть его картины, почувствовать их эмоциональный строй

Регулятивные
планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Изучение нового материала.

Сообщение информации о Василии Васильевиче Кандинском, об основах цвета. (Слайды 1-7)

Записывают в тетрадь понятие «абстракция» (основные компоненты – цвет и линия).
В учебнике на стр. 72 – находят определение «абстракция»
Обсуждают высказывание В.Кандинского «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине»

Познавательные
Искать ответы на вопросы в учебнике,
Выделять главную мысль в тексте,
Составлять абстрактную композицию по предложенной эмоции.

Коммуникативные
Сотрудничество в процессе групповой работы,
Воспринимать художественные произведения и выражать свое отношение к ним,
Высказывать собственную точку зрения,
Интерпретировать содержание абстрактной живописи

Регулятивные
Выполнять задание по алгоритму

Личностные
Самопознание в процессе восприятия абстрактной живописи

После просмотра фрагмента из произведения Кандинского «Желтый звук» (с 29.20 по 32.10 мин.) учитель задает вопрос:
- Почему Кандинский, говоря о красках, упоминает слово звучание?

Введение понятия синестетика, объяснения смысла.
Для «погружения» в мир синестетиков учащиеся просматривают небольшую художественную композицию на музыку А.Н.Скрябина.
(Слайды 8-9)
Учитель:
- Слушая музыку А. Скрябина, вы испытывали различные чувства. Свои чувства человек выражает эмоциями. Чувства направлены на внутренний мир, эмоции – временны и отражаются внешними признаками, выражаются жестами, мимикой.
Музыка и живопись воздействуют на нас и вызывают ответные чувства, но бывает и обратный процесс, когда под воздействием чувств рождаются произведения искусства у композиторов и художников. Эмоции и чувства бывают как положительной направленности, так и негативной.

Учащиеся:
- Цвет наиболее точно передает эмоциональное состояние. В данном произведении оживший цвет становится более выразительным, ярким, понятным

Звучит фрагмент мрачной (темной) музыки. (Слайд 10)

Учитель:
- У вас на руках остались фигуры темных, мрачных оттенков, составьте композицию на доске из этих фигур (дайте ей название).

Составляют композицию, придумывают названия

Создание абстрактной композиции

Практическая работа.

Учитель:
- Теперь вам предстоит самостоятельно создать абстрактную композицию по выбранной эмоции.
(Слайды 11-12)

Каждый учащийся выбирает эмоцию из предложенных и создает композицию, отражающую её.

Рефлексия

Подведение итогов.

На доске располагаются работы учащихся по группам: позитивные, нейтральные, негативные эмоции.
За 1 минуту до окончания работы у ребят забирают листочек с названием эмоции
После размещения работ на доске, ребята повторно выбирают эмоции из списка и находят к ней соответствие в работах своих одноклассников.

Учащиеся подписывают свою работу с обратной стороны и там же фиксируют эмоцию по которой создавали композицию. Вывешивают работу на доску.

Познавательные
Делать вывод
Сравнивать свою работу с работами одноклассников

Учитель:
- Как вы думаете, справились ли вы с заданием?
- Есть ли совпадения у автора работы и подобранной эмоции?

Справились (не справились)
Есть совпадения, потому что верно подобрана форма и цвет.

Ценностное обобщение

Таким образом мы можем сделать вывод, что полученные на уроке знания можно использовать выражения своих чувств, а также для коррекции негативных эмоций (если они возникают), направляя в русло творчества, создавая свои собственные, неповторимые произведения, как художественные, так и музыкальные (для этого можно использовать и привычные инструменты художника и композитора и современные компьютерные программные возможности)

Учащиеся:
- Мы можем выразить себя и свой мир через творчество.

Познавательные
Обобщать
Личностные
Эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства

ЗВУЧАЩИЙ ЦВЕТ И ЗРИМЫЙ ЗВУК
По типу этот урок можно отнести к изучению нового материал в разделе «Искусство как универсальный способ общения». Учащиеся знают о символах и знаках в искусстве, они знакомы с христианским искусством средневековья, с работами Пабло Пикассо и Винсента Ван Гога, работой иконописца А. Рублева, символами в жизни и искусстве.

Урок предполагает использование активных методов развивающего обучения. Эти методы позволяют учащимся проявить свои коммуникативные навыки, а также проявить свои творческие способности в парной работе и индивидуальной работе , сформировать и аргументировать свою точку зрения.

Цели урока:

Воспитательные

Способствовать развитию творческих способностей учащихся

Формировать творческое и ассоциативное мышление

Познавательные

Определять и распознавать картины, принадлежащие к направлению искусства 20 века – абстракционизму

Расширить знания о цвете и звуке с точки зрения В. Кандинского

Развивающие

Совершенствовать умения творчески мыслить, расширять свой кругозор с помощью дополнительного материала

Систематизировать и творчески применять знания (заполнение таблицы)

Проявлять и развивать коммуникативные навыки (вести дискуссию, излагать и аргументировать свою позицию)

Основные понятия и термины:

Абстракционизм, теория цвета В. Кандинского, эмоциональное воздействие цвета , описание картин В. Кандинского

Оборудование урока:

Портрет В. Кандинского, репродукции картин представителей абстракционизма, компьютерная презентация с репродукциями картин В. Кандинского и других абстракционистов, видеофрагмент церемонии открытия зимних олимпийский игр в г. Сочи.

Литература:

Г.П. Сергеева ; И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская учебник « Искусство» для 8-9 классов, толковый словарь С.И. Ожегова

Подготовительная работа к уроку:


  1. Подготовка видеофрагмента « Русский алфавит».

  2. Подготовка компьютерной презентации « Творчество абстракционистов».

  3. Разработка заданий для работы в парах: таблицы для изучения нового материала.

ХОД УРОКА


  1. Организационный этап: приветствие учителем учащихся, формулирование целей урока.
Учитель: Совсем недавно мы все стали свидетелями олимпийских игр в г. Сочи. Телевизионную трансляцию открытия зимних Олимпийских игр начинал ролик, посвященный . Девочка Любовь, роль которой сыграла 11-летняя гимнастка Лиза Темникова из Краснодара , произносила буквы алфавита и то, что с ними ассоциируется у россиян. Были выбраны люди, явления, предметы , начинающиеся на эти буквы и важные для истории России . (Просмотр отрывка видеоролика « Русский алфавит). Букву К прославил выдающийся человек Василий Васильевич Кандинский – ярчайший представитель абстракционизма.

Учитель формулирует цели урока:

Знакомство с понятием абстракционизма, творчеством В. Кандинского и его теорией цвета.

Умение находить сочетание цветов, развивать ассоциативно- образное мышление в ходе урока

Воспитание эстетических ценностей на основе изучений произведений искусства абстракционизма , прививать любовь к отечественному искусству

Обоснование темы урока « Звучащий цвет и зримый звук».


  1. Основной этап урока (организация учебной деятельности на основе « толстых» и «тонких» вопросов).
Учитель: «Краски следует применять не потому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому что именно в этом звучании они необходимы в картине» - так считал художник Василий Васильевич Кандинский. Кандинский был одним из представителей абстракционизма. Что такое абстракционизм? Посмотрите в толковом словаре С.И. Ожегова значение слова «абстракционизм».

Ученики: абстракционизм от латинского «abstraction» удаление отвлечение – ответ учащихся.

Учитель: Найдите на стр. 72 учебника « Искусство» ответ на вопрос: «Какие черты характерны для абстракционизма?».

Ученики: Для абстракционизма очень характерны следующие черты: отказ от реальных предметов и форм. То есть на таких картинах изображены беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости пр.), эксперименты с цветом ; отражение внутреннего мира художника в хаотических неорганизованных образах. Этот художественный стиль имел большую популярность.

Посмотрите презентацию на тему «Творчество абстракционистов» (просмотр презентации).

Учитель: В.В. Кандинский изучал воздействие цвета на человека. Сегодня мы с вами постараемся выяснить, почему звучит цвет и виден звук. Найдите в теме урока ключевые слова.

Ученики: цвет, звук.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах. Вам предложена для заполнения таблица (приложение № 1), ее необходимо заполнить. Для работы вам предлагается вспомогательный материал (приложение № 2, учебник «Искусство», толковый словарь С.И. Ожегова).


  1. Заключительный этап

После того, как учащиеся заполнили таблицу, каждая пара прокомментировала свои ответы.

Учитель: Несколько учеников прошу прочитать описание картины В. Кандинского « Озеро» и предлагаю сравнить их восприятие с описанием картины специалиста. Описание картины специалистом (чтение учителем): «В центре картины художник имитирует подобие взрыва, который сообщает всему холсту энергетический заряд. Будто озаренные светом этого взрыва , белые лодки плывут над черной бездной. Вода оказывается бездонным пространством, а небеса, сияющие светлым пятном, скорее напоминают воду. Художник и зритель соавторы. Каждый зритель по –своему воспринимает. Лодка, гребцы, замок, мы различаем. Что касается остальных частей композиции, то здесь разгадка предоставляется зрителю Можно синие полосы принять за обозначение космичности , множественности миров, словно столкнувшихся друг с другом, слившихся в некое вселенское бытие».

Для того, что посмотреть как усвоена тема урока учащимся предлагается ответить на вопросы.

Вопросы для проверки


  1. Что такое абстракционизм?

  2. К какому течению искусства относятся картины Кандинского?

  3. Какую теорию выдвинул Кандинский?

  4. Продолжите предложение: каждый цвет имеет………………………………………….

  5. Какое эмоциональное воздействие на человека оказывает фиолетовый цвет?

  6. Верно, ли утверждение что цвет движется?

  7. Какой цвет движется к зрителю?

  8. Объясните тему урока звучащий цвет и зримый звук.
На экране высвечиваются вопросы, учитель предлагает продолжить предложение письменно в тетради и затем озвучить.

Я сегодня на уроке познакомился с такими понятиями , которые:

Я уже знал (перечислите) …………………………………….

Я думал иначе…………………………………..

Я узнал новое для себя…………………………………………

Я не понял…………………………………………

Учитель: Я хочу наш урок закончить словами В. Кандинского: «Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывшееся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души».

Приложение №1


1.

Что такое цвет?

Как вы думаете , почему цвет может звучать? Аргументируйте свой ответ.

2.

Что такое звук?

Как вы думаете, почему звук может быть окрашен в какой - либо цвет? Аргументируйте свой ответ.

3.

Верно ли утверждение, что свойства красок характеризуется тремя признаками: цветом, тоном и интенсивностью?

Почему вы считаете , что три признака краски влияют на эмоциональное воздействие человека?

Посмотрите картину Кандинского «Озеро», опишите эту картину.



4.

Верно ли утверждение, что свойства музыки характеризуется тембром музыкальных инструментов?

Почему вы считаете, что тембр музыкальных инструментов влияют на эмоциональное воздействие человека?

Послушайте, как звучит арфа, какое эмоциональное воздействие это звучание оказывает на вас?



5.

Какие цвета вызывают иллюзию движения, а какие наоборот?

Почему Кандинский считал, что по впечатлению движения происходит «духовное действие красок», приведите примеры?

6.

На какие тона делятся цвета?

Перечислите теплые тона и почему они являются теплыми?

Приложение №2

Исходной точкой является исследование цвета:

1.Движение цвета:


  • горизонтальное
от зрителя (духовно) – холодное (синее),

к зрителю (телесно) – тёплое (жёлтое)


  • эксцентрическое – жёлтое,

  • концентрическое – синее

  • тёплые цвета – к жёлтому цвету – к зрителю,

  • холодные – к синему цвету – от зрителя ,

  • синий цвет может тормозить движение жёлтого цвета.

  1. Эмоциональное воздействие цвета:

  • жёлтый цвет беспокоит, будоражит человека,

  • чем ближе к синему цвету, тем спокойнее,

  • синий цвет есть цвет торжественный , сверхземной, углублённый.

  • зелёный – спокойный цвет,

  • белый цвет НЕ-цвет, символ вселенной, у которой все краски исчезли ,

  • чёрный цвет – внутренне звучит как мёртвое Ничто, как вечное безмолвие,

  • красный цвет – безгранично тёплая, подвижная, беспокойная краска,

  • светлый красный – энергия, радость, триумф,

  • фиолетовый цвет – охлаждённый красный. Имеет характер чего-то болезненного, печального.

Художник тончайшим образом взвешивает цвет при создании произведения искусства

«Краски следует применять не по тому, что они существуют или не существуют в этом звучании в природе, а потому, что именно в этом звучании они необходимы в картине» Василий Васильевич Кандинский ()


Выдающийся русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Был одним из основателей группы «Синий всадник», преподавателем Баухауса. абстракционизма Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета. В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне. В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию. После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство. юристаМосковского государственного университета1896 годуэкспрессионистами


Абстракционизм (от лат. abstractio – удаление, отвлечение) – направление в изобразительном искусстве 20 в. Характерны: отказ от изображения реальных предметов, их формы; беспредметные композиции (линии, точки, пятна, плоскости); эксперименты с цветом; отражение внутреннего мира художника в хаотических, неорганизованных образах.








Изучая воздействие цвета на человека, В. Кандинский описал свойства красок – главного материала живописи, характеризующегося тремя признаками: цвет, тон и интенсивность, которые играют важную роль в создании эмоционального строя произведения. В музыке такое же значение имеют тембры музыкальных инструментов. Жёлтый и синий цвета вызывают иллюзию движения.











Два круга одинаковой величины – жёлтый и синий – воспринимаются по- разному: «жёлтый круг излучает, приобретает движение от центра и почти видимо приближается к человеку, тогда как синий круг приобретает концентрическое движение (подобно улитке, заползающей в свою раковину) и удаляется от человека. Первый круг как бы пронзает глаза, в то время как во второй круг глаз как бы погружается» (В. Кандинский)


Если добавлять в разных пропорциях синий цвет в жёлтую краску, получаются разные оттенки зелёного цвета. Кандинский считал, что смешение жёлтого и синего тормозит движение до полного его уничтожения; зелёный цвет – это цвет неподвижности и покоя, равновесия, но в нём потенциально скрыта возможность жизни, так как он составлен из активных цветов.


Кандинский по впечатлению движения установил «духовное действие красок». Так, очень интенсивный жёлтый цвет в какой-нибудь геометрической форме «беспокоит человека, колет, будоражит его и обнаруживает характер заключающегося в цвете насилия, которое действует… назойливо на душу».


Кандинский считал, что «цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет – это клавиш; глаз – молоточек; душа – многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».


По своему эмоциональному воздействию цвета делятся на тёплые и холодные, светлые и тёмные. К тёплым относят цвета солнца, огня, земли: жёлтый, оранжевый, красный, коричневый и т.п. Они согревают, радуют. Эти цветовые эффекты сегодня широко используются в рекламе и дизайне.




У Кандинского много композиций, в которых он стремится передать своё музыкальное восприятие цвета: «Увертюра. Фиолетовый клин», «Контрастные звуки», «Чёрный аккомпанемент», сценическая композиция «Жёлтый звук», работа над которой велась совместно с композитором и танцовщиком.


В период с 1909 по 1914 год в Мурнау Кандинский создал ряд сценических композиций и текстов, имеющих отношение к идеям «синтеза искусств»: Фиолетовый занавес, Зеленый звук, Черный и белый, Желтый звук. Последний из них был опубликован в 1912 году в альманахе «Синий всадник». Либретто Кандинского бессюжетно, в чем проявился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть также подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы. Жанр «сценической композиции» теоретически обосновывается Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» (1911). В этом труде часто звучит идея синтеза искусств, а слово определяется как «внутренний звук». Понятие «желтое» также находится в центре теоретической разработки этой книги. Оно составляет «первый великий контраст» в паре с синим: желтое – это теплота, обращенность к зрителю, движение вовне (экс-центрическое), синее – холод, направленность от зрителя, вовнутрь (кон- центрическое). Сценическая композиция состоит «из следующих трех элементов: Из музыкального движения. Из живописного движения. Из движения художественного танца.»


Сценическая композиция Желтый звук, по замыслу В.Кандинского, должна была соединить краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). Музыку к этой композиции написал Фома фон Гартман, с которым Кандинский работал над своими сценариями. Премьера «Желтого звука» должна была состояться в Мюнхене осенью 1914 года, но автору не суждено было увидеть ее на сцене.