Профессии связанные с охраной природы для детей. Профессии в сфере экологии: на страже окружающей среды. Если ты сорвешь цветок
Если вы решили связать свою жизнь с работой, касающейся животных, вы можете попробовать себя в роли продавца-консультанта . Эта должность не требует специального образования, однако будьте готовы к тому, что вам придется получить некоторые знания, которые помогут вам продать товар и дать клиенту профессиональную консультацию по уходу за приобретаемым животным. Часто помощники требуются в зоопарк, приют или гостиницу для животных, где также не требуют особых навыков, но и платят очень мало.
Некоторые приюты не имеют достаточного финансирования, поэтому за животными чаще всего там ухаживают добровольные волонтеры.
В зоопарки обычно требуются , герпетологи, серпентологи и другие специальности, требующие высшего биологического образования. В сфере сельского хозяйства востребованными профессиями являются зооинженеры и зоотехники, которые специализируются на разведении, кормлении и назначении сельскохозяйственных животных. Любители собак могут пойти учиться на кинолога, чтобы разводить и дрессировать этих преданных животных. Кинологи могут подготавливать собак-поводырей, выступать судьями на выставках, а также работать психологами, диетологами и фитнес-инструкторами для собак.
Работа с животными: часть 2
Если у вас имеется профессиональное образование в области психологии, лечебной медицины или , вы можете обучиться на курсах канистерапии. Канистерапия представляет собой лечение и реабилитацию людей с помощью специально обученных животных. Любители лошадей могут стать конюхами, берейторами, тренерами в конно-спортивном комплексе или жокеем, пройдя специальную подготовку.
Иппотерапия является еще одной разновидностью лечения и реабилитации пациентов с помощью прирученных лошадей.
Популярной сегодня профессией является грумер – специалист по профессиональной стрижке и уходу за собаками и кошками. Человек такой профессии обязан пройти курсы, где он обучится психологии и анатомии животных, освоит специальные инструменты и научится находить подход к своим экзотическим клиентам. Также можно попробовать себя в роли заводчика, однако для этого придется получить ветеринарные, экономические и юридические знания, накопить стартовый капитал и полюбить своих питомцев всем сердцем.
Итак, основными требованиями к , связанным с работой с животными, является любовь к ним и готовность постоянно практиковаться в обращении со своими подопечными.
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».
Задачи:
1. Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.
2. Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.
3. Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
4. Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
5. Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.
· Познавательное развитие;
· Социально-коммуникативное развитие;
· Речевое развитие.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МДОУ детский сад «Колокольчик»
Конспект
познавательно-образовательной деятельности детей подготовительной к школе группе «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога»
Воспитатель: Маслова О.А.
Июнь, 2016 год
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие в мир профессий. Знакомство с профессией эколога».
Задачи:
- Создать условия для расширения представлений ребенка о разнообразии видов профессий, их назначении.
- Выяснить уровень сформированности у детей знаний об экологии, о посильной помощи, которую дети могут оказать окружающей среде; воспитывать экологическое мировоззрение.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, любознательности, наблюдательности.
- Создать условия для побуждения детей к высказыванию предположений и формулировке простейших выводов.
- Создать условия для детей в экспериментальной деятельности, развивать интерес к экспериментированию.
Реализация содержания программ в образовательных областях:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Речевое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Планируемые образовательные результаты: знает о профессиях, их назначении.
Знает о профессии своих родителей.
Умеет поддерживать беседу, выражает эмоции при просмотре видеоролика.
Активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Активно участвует в экспериментальной деятельности.
Методические приемы:
- Беседа с детьми о профессии эколога, о правилах поведения в природе.
- Игры «Кто что делает?», «Что будет, если…», «Мы в профессии играли»
- Просмотр видеофильма «Экологическая катастрофа»
- Активные действия детей
- Экспериментальная работа по очистке воды
- Использование художественности слова «Загадка про эколога, стихотворение о профессии эколога»
Предшествующая работа:
- Чтение В.Маяковский «Кем быть…», В. Лифшц «И мы трудиться будем», В. Борисов «Такая нужная работа», С. Михалков «А что у вас?».
- Беседы с детьми на темы «Все работы хороши, все профессии нужны», «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь».
- Дидактические игры «Убери лишний предмет», «Кому что нужно для работы»
- Рассматривание картин и иллюстраций о профессиях
- Рассказы родителей о своих профессиях
- Экскурсия в магазин «Знакомство с профессиями продавец, кассир, кондитер, грузчик, товаровед»
- Экскурсия в профессиональное училище «Знакомство с профессиями каменщик, плотник, маляр»
Материалы и оборудование:
- Мультимедийная установка
- Оборудование для экспериментальной деятельности по очистке воды.
На каждого ребенка: две прозрачные емкости (одна пустая, другая с грязной водой), воронка, вата, салфетка, пять таблеток измельченного активированного угля, небольшой слой бинта, мелкие камешки.
Организационный момент.
Ты мой друг и я твой друг,
Становись скорее в круг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Дети, сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в мир профессий. Перед тем как сеть на стульчик каждый из вас должен назвать какую-нибудь профессию. Профессии не должны повторяться.
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты будешь такой?
(Воспитатель указывает на ребенка, дети поочередно называют профессию).
Дети, а что такое профессия? (Ответы детей)
Правильно, профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Это дело, которым взрослый занимается каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно обучаться специально. В каждом деле свои правила, свои обязанности. Сейчас мы с вами вспомним, чем занимаются люди разных профессий.
Игра «Кто что делает»
Врач лечит, учитель учит, продавец продает и т.д.
Дети, а кто знает кем и где работают ваши родители? (ответы детей)
А сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы должны поймать мяч и постараться ответить правильно. Готовы?
Игра с мячом в кругу «Что будет, если…»
Что будет, если:
Повара перестанут готовить пищу?
Врачи перестанут лечить людей?
Учителя перестанут учить детей?
Строители перестанут строить дома?
Все водители откажутся сесть за руль?
Пожарные откажутся тушить пожар?
Дети отвечают.
Дети, сегодня я хочу познакомить вас с очень нужной и полезной не только для людей, но и для окружающей природы профессией, но в начале отгадайте загадку
Он природу охраняет,
Нам здоровье сберегает,
Окружающий мир дорог,
Его профессия … (эколог).
Правильно, это эколог.
Дети, а что такое экология? (Ответы детей)
Слово «экология» означает: наука о доме, жилище, о месте где живут.
Что же это за дом?
Правильно, этот огромный дом – природа, в которой мы, люди, живем рядом с другими земными обитателями: зверями, птицами, насекомыми, рыбами и растениями.
Эколог – это ученый, который оберегает все, что растет и всех, кто живет в природе от исчезновения, помогают животным и растениям, учат людей, как нужно спасать природу.
Для развития науки и техники требуется огромное количество угля, древесины, нефти, газа. Добывая полезные ископаемые люди получают свет и тепло, но при этом погибают тысячи животных и растений, загрязняется и уничтожается природа.
Дети, сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм, в котором показано, как прекрасная наша планета Земля и что происходит, когда люди обращаются с ней неправильно, не берегут ее.
(Просмотр фильма «Экологическая катастрофа»)
Дети, вы тоже можете стать юными экологами. Как вы думаете чем мы можем помочь животным и растениям? (Ответы детей)
Правильно! Зимой делать кормушки для птиц, весной скворечники, сажать деревья, цветы, не рвать и не ловить все, что растет и движется.
Дети, как вы думаете, как мы должны вести себя в природе? (Ответы детей)
В сказке, которую написал французский летчик – Сент Экзюпери «Маленький Принц – хозяин маленькой планеты – астероида» придумал такое правило: встал утром, умылся, привел в порядок себя – приведи в порядок свою планету! У сказочного Маленького Принца планета была маленькая, и он управлялся в ней один. Мы живем на огромной планете! Поэтому порядок на ней будет только тогда, когда все взрослые и дети как настоящие хозяева будут постоянно его поддерживать.
А сейчас послушайте стихотворение
Эколог землю охраняет
От безответственных людей,
Планету от беды спасает,
Внедряя в жизнь поток идей;
Как уничтожить горы грязи
Бутылок, битого стекла…
Как чище жить нам стало б сразу
Кристальная б вода текла!
Дети, как вы думаете, а можно ли пить грязную воду? Почему?
Сегодня я предлагаю вам самим попробовать очистить воду. Для этого я приглашаю вас в нашу экспериментальную лабораторию.
(У каждого ребенка на столе находится все необходимое для эксперимента)
Для того чтобы очистить воду нам потребуется емкость, в которую будет стекать очищенная вода, воронка, вата, измельченный активированный уголь, завернутый в марлю, мелкие камешки и емкость с грязной водой.
(Дети выполняют эксперимент вместе с воспитателем)
Описание эксперимента: взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта с активированным углём, затем небольшие камешки. Камешки не пропустят крупные частицы грязи. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать ее через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой.
Дети, какой стала вода? Правильно, вода стала чистой.
Понравился вам наш эксперимент? Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания по очистке воды?
А сейчас я предлагаю вам еще немного поиграть.
Игра в кругу «Мы в профессии играли»
Мы в профессии играли (ходьба на месте)
В миг мы летчиками стали! (прямые руки в стороны)
В самолете полетали (покружиться вокруг себя)
И шофёрами вдруг стали (ходьба на месте).
Руль теперь в руках у нас (руки перед собой, «держим руль»)
Быстро едем, просто класс! (бег вокруг себя с «рулем»)
А теперь на стройке мы (ходьба на месте)
Кладем ровно кирпичи (руки перед собой согнуты в локтях)
Раз – кирпич, и два, и три
Строим дом мы, посмотри! (соединить прямые руки над головой)
Дети, вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в мир профессий. Скажите, что вам больше всего понравилось или запомнилось сегодня? (ответы детей)
Дети, мне тоже очень понравилось, как вы отвечали сегодня на вопросы, показали высокие знания в мире профессий, экспериментировали.
Дети, когда вы вырастите – многому научитесь, выберете себе профессию по душе и станете хорошими профессионалами, полезными людям.
наталия шурупова
Досуг, посвященный представлению профессии «Эколог». Для детей старшего дошкольного возраста
Под музыку дети входят в зал. - Мы хотим познакомить вас с профессией ЭКОЛОГ , потому что она очень важная и нужная для всех обитателей нашей Планеты Земля (людей, животных, растений) - 1 реб.
По гречески экос-дом, а ЛОГОС- наука. -
Наука о доме - для мыши и журавля, для червя и бабочки, для сосны и ландыша. Дом этот очень большой : вся Земля является домом для существ, на ней живущих. - 2 реб. (показывает глобус)
-Эколог - это человек , который изучает природу, всё о ней знает. Он изучает состояние воды, земли и воздуха. - 3 реб.
Изучает влияние промышленных отходов на растения, животных и человека, составляет прогноз, разрабатывает пути наименьшего воздействия на природу. Это самый настоящий ЗАЩИТНИК природы. - 4 реб.
Так же экологи исследуют причины различных природных катаклизмов : наводнений, землятресений, извержений вулканов и проч. Он составляет прогнозы (или предсказания ) и сообщает людям о том, как избежать подобных бед. - 5 реб.
Ребята, если бы на Земле не появилась такая нужная и полезная профессия как ЭКОЛОГ , на нашей планете, могла бы случится такая же беда, которая уже произошла однажды с жителями совершенно другой Планеты. Эту историю-сказку, которая называется «Защитим Планету» мы и хотим поведать вам сейчас, а помогут нам в этом ребята из Театральной творческой студии АРЛЕКИН, нашего детского сада. Итак, представляем вашему вниманию экологическую сказку «ЗАЩИТИМ ПЛАНЕТУ» - ведущий
Выходит6 реб.:
Земля-наш мир- Земля наш дом!
Кораблик в океане звездном,
Возьмемся за руки друзья,
В траве много маленьких животных и насекомых, чтобы их не растоптать- ходи осторожно.
Не шуми в Лесу! Помни, громкие звуки пугают лесных жителей, и они покидают свои домики!
Не рви цветы, а любуйся их красотой. Помни, сорванные цветы быстро гибнут, а значит не будет семян и новых растений.
Не лови бабочек! Они украшают природу и опыляют растения!
Не разрушай муравейники! Муравьи уничтожают вредителей-насекомых, которые губят лес.
Не сбивай несъедобные грибы! Они нужны лесу. Ими лечатся лесные животные.
Не трогай птичьи гнёзда. Помни-это испугает птицу и она покинет гнездо.
Не лови в лесу маленьких зайчат, бельчат или ежат. И в квартире (доме) им будет плохо.
Не разжигай в лесу костер. Это может привести к пожару, гибели животных, растений и людей!
Ведущий :
А ещё свои пожелания наши ребята, хотят выразить песней.
Дети исполняют песню «Мы хотим, чтоб птицы пели
Публикации по теме:
«День Победы». Сценарий праздника к 9 Мая для детей старшего дошкольного возраста Под песню Д. Тухманова «День Победы» дети входят в зал, становятся к стульчикам. 1 реб. Гремит столица маршами. Солдат встречают маршалы.
«Широкая Масленица» Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе изучения русского фольклора; воспитание любви.
Досуг «Подарочки для мамочки» для детей старшего дошкольного возраста Цель этого досуга: воспитание бережного отношения к маме, бабушке. Задачи:закрепление музыкального материала к празднику, совершенствование.
Досуг посвященный папам к «Дню защитника Отечества» (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: совершенствовать двигательные способности детей; Воспитывать любовь и уважение к профессии военного, чувство Гордости за нашу Родину;.
Физкультурный досуг для детей старшего дошкольного возраста «Зов джунглей» Задачи: - учить преодолевать препятствия; - совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных движений; - развивать физические.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема занятия: Все профессии важны, все профессии нужны. Цель: Систематизировать и пополнять словарный запас по данной лексической теме,.
Сценарий, посвященный Дню семьи (для родителей и детей старшего дошкольного возраста) «Счастливая семья» Авторы: Кузнецова О. А., старший воспитатель (вед. 2, Соколова Е. А., педагог – психолог (вед. 1, Машанова И. И., Шишкина С. М., музыкальные.
Сценарий праздника, посвященного 23 февраля и 8 Марта, для детей старшего дошкольного возраста «Для вас, наши любимые» Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня праздник будет не совсем обычный. Мы собрались в этом зале, чтобы поздравить всех пап и мам.
План
Введение ….................... .............................. .............................. ............ 2
1. Исторические предпосылки экологического воспитания …......... 4
2. Природохранная деятельность в детском саду как
эффективная форма воспитания экологического сознания
и нравственной культуры дошкольников. …............................. .......... 6
Заключение ….................. .............................. .............................. .......... 14
Список литературы …............................. .............................. ................ 15
Приложение ….................. .............................. .............................. ......... 16
Введение
Она нам не жалеет ничего,
Даря свои бесценные дары,
И требует
взамен лишь одного:
Чтоб
люди были к ней добры.
Э.Огнецвет
Эти
прекрасные строки поэтесса посвятила
нашей единственной, неповторимой,
прекрасной планете Земля. Планете, которая
является колыбелью всего человества.
Планете, которая так добра и щедра. Планете,
которую, мы, люди, последнее время незаслуженно
обижаем, унижаем и уничтожаем...
Экологическое воспитание - это воспитание
нравственности, духовности, интеллекта.
Философы, поэты, художники всех времён
и народов отдали дань этой вечной и всегда
актуальной теме. Но, пожалуй, никогда
она не стояла так остро, как в наши дни,
когда угроза экологического кризиса,
а может быть, и катастрофы нависла над
человечеством и проблема экологизации
материальной и духовной деятельности
человека стала жизненной необходимостью,
одним из условий сохранения общего для
всех.
Природа
своеобразно реагирует на насильственное
вторжение человека в её территорию: на
планете стремительно исчезают различные
виды животных и растений, а освободившиеся
места заполняются вредными и опасными
организмами, в том числе болезнетворными;
характерно в последнее время увеличение
аллергических и нервно-психических заболеваний,
растёт количество детей, имеющих врождённые
аномалии.
Веками
человек был потребителем по отношению
к природе: жил и пользовался
её дарами, не задумываясь о последствиях.
И поэтому сейчас возникает острая
необходимость охранять природу от
её неоправданно варварского уничтожения
и загрязнения, воспитывать в людях бережное
к ней отношение. И начинать нужно с самых
маленьких. Именно в дошкольном возрасте
усвоение основ экологических знаний
наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает
природу очень эмоционально, как нечто
живое. Влияние природы на ребёнка огромно:
она встречает малыша морем звуков и запахов,
тайнами и загадками, заставляет остановиться,
присмотреться, задуматься. Красота окружающего
мира рождает чувство привязанности к
тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном
счёте, любовь к Отечеству.
"Рыбе-вода,
птице-воздух, зверю-лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина. И
охранять природу-значит охранять
Родину". Так говорил русский
писатель Михаил Пришвин.
Экологическое
воспитание детей дошкольного возраста
предполагает:
-воспитание
гуманного отношения к природе
(нравственное воспитание);
-формирование
системы экологических знаний
и представлений (интеллектуальное
развитие) ;
-развитие
эстетических чувств (умения увидеть
и прочувствовать красоту природы, восхититься
ею, желания сохранить её).
-участие
детей в посильной для них
деятельности по уходу за растениями
и животными, по охране и
защите природы.
Раскрыть
перед ребёнком красоту природы
и научить увидеть её дело сложное.
Для этого педагог сам должен уметь жить
в гармонии с природой, а дети должны быть
готовы подражать каждому его движению.
Дети очень наблюдательны и внимательны
к словам педагога, хорошо отличают положительное
и отрицательное в действиях взрослых.
Экологическая воспитанность, искренняя
любовь к природе означает не только определённое
душевное состояние, восприятие её красоты,
но и её понимание и познание.
Таким
образом, важнейшим условием успешной
реализации комплексного подхода является
создание среды, в которой взрослые личным
примером демонстрируют детям правильное
отношение к природе и активно, по мере
своих возможностей, вместе с детьми участвуют
в природоохранной деятельности.
1. Исторические предпосылки экологического воспитания
Все
выдающиеся мыслители и педагоги прошлого
придавали большое значение природе как
средству воспитания детей. Я.А.Коменский
видел в природе источник знаний, средство
для развития ума, чувств и воли.
К.Д.Ушинский
был за то, чтобы "вести детей
в природу", чтобы сообщать им все
доступное и полезное для их умственного
и словесного развития.
Идеи
ознакомления дошкольников с природой
получили дальнейшее развитие в теории
и практике советского дошкольного
воспитания в статьях, методических
работах (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс,
А.М.Степанова, Э.И.Залкинд, Е.И.Волкова,
Е.Геннингс и др.). Долгое время большим
подспорьем для практиков дошкольного
воспитания были методические пособия
М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации
З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей
училось по учебнику С.А.Веретенниковой.
Большую роль сыграли работы ведущих педагогов
и методистов, в центре внимания которых
было формирование наблюдения как основного
метода ознакомления с окружающим, накопления,
уточнения и расширения достоверных сведений
о природе (З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова,
А.М.Низова, Л.И.Пушнина, М.В.Лучич, А.Ф.Мазурина
и др.).
Большое
значение в научном обосновании
методики ознакомления с природой сыграли
исследования, которые начали проводиться
в 1950-е годы на кафедрах дошкольной
педагогики пединститутов. Одно из первых
- исследование Э.И.Залкинд, посвященное
ознакомлению дошкольников с птицами,
- показало, как важна правильная организация
чувственного восприятия объектов природы:
продуманное руководство наблюдениями
дает детям много впечатлений, которые
преобразуются в конкретные и обобщенные
представления, способствуют развитию
речи.
В
начало 1970-х годов начали проводиться
педагогические исследования, которые
в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального
обоснования методики экологического
воспитания дошкольников. Это было связано
с новыми идеями, инициированными Академией
педагогических наук. Детскими психологами
(В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин и др.) провозглашалась
необходимость: 1)усложнения содержания
обучения - привнесения в него теоретических
знаний, отражающих закономерности окружающей
действительности; 2)построения системы
знаний, усвоение которых обеспечивало
бы эффективное умственное развитие детей.
Реализацией
этой идеи в сфере дошкольного
воспитания, которая должна была обеспечить
хорошую подготовку детей к школе, занимались
А. В.Запорожец, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Венгер
(НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи
обосновали положение о том, что дети дошкольного
возраста могут усвоить систему взаимосвязанных
знаний, отражающую закономерности той
или другой области действительности,
если эта система будет доступна наглядно-образному
мышлению, преобладающему в этом возрасте.
В
дошкольной педагогике начались исследования
по отбору и систематизации природоведческих
знаний, отражающих ведущие закономерности
живой (И.А.Хайдурова, С.Н.Николаева, Е.Ф.Терентьева
и др.) и неживой природы (И.С.Фрейдкин и
др.). В исследованиях, посвященных живой
природе, в качестве ведущей была выбрана
закономерность, которой подчиняется
жизнь любого организма, а именно зависимость
существования растений и животных от
внешней среды. Эти работы положили начало
экологическому подходу в ознакомлении
детей с природой.
Последнее
десятилетие ХХ века можно назвать
временем развития двух значимых с точки
зрения экологии процессов: углубления
экологических проблем планеты до кризисного
состояния и их осмысление человечеством.
За рубежом и в России в этот период происходило
становление нового образовательного
пространства - системы непрерывного экологического
образования: проводились конференции,
съезды, семинары, создавались программы,
технологии, учебные и методические пособия
для различных категорий учащихся.
В
нашей стране формировалась общая
Концепция непрерывного экологического
образования, начальным звеном которой
является сфера дошкольного воспитания.
Именно
на этапе дошкольного детства
ребенок получает эмоциональные
впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни,
т.е. у него формируются первоосновы
экологического мышления, сознания, закладываются
начальные элементы экологической культуры.
Но происходит это только при одном условии:
если взрослые, воспитывающие ребенка,
сами обладают экологической культурой
- понимают общие для всех людей проблемы
и беспокоятся по их поводу, показывают
маленькому человеку прекрасный мир природы,
помогают наладить взаимоотношения с
ним.
2. Природохранная деятельность в детском саду как эффективная форма воспитания экологического сознания и нравственной культуры дошкольников.
Мир
природы – среда обитания человека. Он
заинтересован в сохранении целостности,
чистоты, гармонии в природе и предотвращении
нарушений биологического взаимодействия
и равновесия.
Природа
является для людей объектом познания
и эстетического отношения. Ее явления
эстетически совершенны и доставляют
эстетически развитому человеку глубокое
духовное наслаждение. Проникновение
в ее тайны способствует формированию
научного мировоззрения. Этим обусловлена
необходимость осуществления всеобщего,
обязательного, начального экологического
воспитания, закладывающего основы экологической
культуры человека.
Экологическое
сознание включает в себя экологические
знания: факты, сведения, выводы, обобщения
о взаимоотношениях и обмене, происходящих
в мире животных и растений, а
также в сфере их обитания и в целом
в окружающей среде. Его составной частью
являются эстетические чувства и экологическая
ответственность. В состав экологического
сознания входят волевые устремления
человека, направленные на охрану природы,
на активную борьбу с нарушителями законодательства
об охране окружающей среды.
Экологическое
сознание выполняет важные функции.
Просветительская функция помогает
детям осознать природу как среду
обитания человека и как эстетическое
совершенство. Подрастающему поколению
внушается мысль о необходимости использования
экологических знаний в целях сохранения
природы, предотвращение опасного и необратимого
нарушения экологического равновесия.
Развивающая функция реализуется в процессе
формирования у детей умения осмысливать
экологические явления, устанавливать
связи и зависимость, существующих в мире
растений и животных; делать выводы, обобщение
и заключения относительно состояния
природы; давать рекомендации разумного
взаимодействия с ней. Воспитательная
функция экологического сознания проявляется
в формировании у дошкольников нравственного
и эстетического отношения к природе.
Чувство долга и ответственности органично
сливается с чувством восхищения и красотой
реального мира. Это
побуждает детей к природоохранной
деятельности.
Организующая функция
состоит в стимулировании активной природоохранительной
деятельности детей дошкольного возраста.
Развитие экологической культуры, экологического
сознания помогает детям понять и осознать
к чему ведет нарушение экологических
процессов; какие действия являются экологически
нейтральными, а какие мероприятия необходимо
провести для пользы природы.
Эффективная
реализация функции экологического
сознания ведет к формированию у
дошкольников экологической культуры.
Она включает в себя экологические
знания, глубокую заинтересованность
в природоохранной
деятельности
, грамотное ее осуществление,
богатство нравственно-эстетических чувств
и переживаний, порождаемых с общением
с природой.
Экологическое
сознание как важная часть мировоззрения
школьников формируется в процессе экологического
воспитания. Оно представляет собой систематическую
педагогическую деятельность, направленную
на развитие экологической образованности
и воспитанности детей; накопление экологических
знаний, формирование умений и навыков
деятельности в природе, пробуждение высоких
нравственно-эстетических чувств, приобретение
высоконравственных личностных качеств
и твердой воли в осуществлении природоохранной
работы. Экологическое воспитание осуществляется
в результате целенаправленного обучения.
Дошкольники в процессе осуществления
различной деятельности обогащаются экологическими
знаниями. Нравственное и эстетическое
воспитание сосредотачивает внимание
детей на бережном отношении к природе,
любви к ней, умении наслаждаться ее красотой.
Общественно полезный труд приучает малышей
к природоохранной работе. Эта взаимосвязь
и обусловленность разнообразных видов
деятельности определяют систему экологического
воспитания. Цель системы – в развитии
экологического сознания детей как совокупности
знаний, мышления, чувств и воли; в формировании
у них экологической культуры; готовности
к активной природоохранной деятельности.
В формировании экологического сознания
школьников большую роль играет их общественно
полезный труд природоохранного
характера
: уход за питомцами и растениями
в живом уголке, совместная с воспитателем
работа на детсадовском огороде, уборка
территории во время субботников весной
и осенью, забота о пернатых в холодное
время года. С природоохранной деятельностью
детей неразрывно связана туристко-экскурсионная
форма экологических занятий (выезд на
природу, в заповедники, парки, экскурсии
в ботанический сад и др.). Эти выезды приучает
детей соблюдать правила поведения в местах
отдыха, в лесах и на реках, вести наблюдения
за состоянием природы, накапливать впечатления
для художественного выражения в собственном
литературном, музыкальном, изобразительном
творчестве.
Таким,
образом можно сделать вывод,
что природоохранная деятельность
играет огромную роль именно в экологическом
воспитании ребенка. Одно из важнейших
человеческих качеств, котороые развивает
природоохранная деятельность это формирование
заботливого отношения
к природе.
Ученые
отмечают, что у ребенка уже
в трех летнем возрасте начинает складываться
свое отношение к различным сторонам
окружающей действительности, которое
основано, главным образом, на знаниях
полученных от взаимодействия со взрослыми.
Это отношение выражается прежде всего
через проявление заботы о людях, природе.
Нобходимо учитывать, что нравственные
образцы отношения к природе должны быть
представлены ребенку не только в виде
готовых знаний о нормах и правилах поведения,
но и через практические формы взаимодействия
с природным окружением (Б.Т.Лихачев). Дошкольники
способны вербально выражать свое отношение
к окружающему миру, способны облекать
в словесную форму желания, потребности,
состояние и настроение объектов природы,
а также проявлять заботливое отношение
в действии. Например, видя потребность
живого организма в чем-либо, ребенок стремится
удовлетворить ее, т.е. Проявить заботливость
в действии (поменять подстилку животному,
налить воды, насыпать корма). Кроме того
обращаясь к животному ребенок ласково
разговаривает с ним.
Заботливость
является интегративным качеством.
Она зависит от многих составляющих:
трудолюбия, альтруизма, ответственности,
настойчивости, оперативности, эмпатии.
Все эти качества вырабатываются у детей
во время практической природоохранной
деятельности деятельности. С помощью
различных форм и методов природоохранной
деятельности дети незаметно для себя
приобщаются к этой деятельности, вырабатывают
в себе необходимость в ее осуществлении.
Какие формы природоохранной деятельности
можно проводить в детском саду? Изучая
опыт детских садов активно работающих
по программам экологического воспитания
автор выделил несколько эффективных,
интересных и для детей, и для самих взрослых
форм природоохранной деятельности.
Немалый
интерес и желание вызывает у
детей работа в
уголке природы
по уходу за комнатными
растениями, рыбками, попугаем, черепахой,
что способствовует воспитанию доброты,
чувства постоянной заботы о тех, кто живет
рядом с ними. Начиная дежурить дошкольники
осматривают уголок природы, определяют
кому из его обитателей требуется помощь.
С одинаковым вниманием они относятся
как к животным, так и к растениям. В процессе
труда они рассуждают: «Хомячку, также
как и нам, нравятся когда о нем заботятся.
Попугаю скучно, он хочест с нами поговорить.
У канарейки закончилась вода, надо дать
ей попить» (из опыта детского сада). Общение
с животными, растениями (любыми живыми
организмами природы) очень полезны детям
и в эмоциональном плане экологического
развития. Даже эпизодический, но эмоциональный
контакт с животными благотворно влияет
на ребенка, формируя его отношение к обитателям
природы.
Уже
традиционными, но от этого не менее интересными
и эффективными, являются работы проводимые
на участке детского сада, где расположен
огород, цветник, ягодник. На площадках
можно выращивать различные породы деревьев,
в том числе и плодовых. С удовольствием
дети работают на огороде: вскапывают
грядки, рыхлят, сажают картофель, лук,
морковь, злаковые, цветы и охотно ухаживают
за ними. Осенью они могут самостоятельно
собирать урожай. Овощи. зелень можно использовать
на корм питомцам. Это помогает воспитывать
в детях доброту, учит их заботиться о
питомцах. Никто не будет отрицать, что
такое вот «детское огородничество» развивает
и любовь к природе, и к труду.
Для
воспитания заботливости хорошо организовывать
коллективный труд. Например, изготовление
кормушек для птиц, обновление скворечников
к весне. Коллективный труд сплачивает
ребят в их желании позаботиться о живых
существах, объединяет их единой мотивацией
оказать помощь, позаботиться о другом.
Одна
из наиболее действенных форм природоохранной
работы – участие в экологических
акциях, оказывающих на детей большое
воспитательное воздействие. Например,
«Марш парков», «День Земли», «Чистюля»,
«Покормите птиц», «Посади дерево», «Елочка»
и другие (из опыта детских садов). Цель
этих акций привлечь внимание маленьких
граждан к проблеме сохранения живой природы
на примере оказания помощи охраняемым
территориям (например, заповедникам,
паркам), птицам, животным, растениям в
на близлежащих природных территориях.
Во время этих акций дети вместе со взрослыми
учавствуют в весенних/осенних уборках,
в облагораживании территории, в заботе
о пернатых. Если нет возможности проводить
такие мероприятия на городском, районном
уровнях, то с неменьшей эффективностью
такие природоохранные праздники можно
проводить на территории детского сада,
в прилегающих жилых дворах. Также можно
предусмотреть различные призы, значки
с тематическими эмблемами - это своеобразная
благодарность за хорошо сделанную работу.это
вызывает у детей радостное ощущение праздника,
чувство собственной значимости и гордости
за сделанную работу. Ведь они учавствуют
в настоящих взрослых делах!
Очень
интересным, впечатляющим и действенным
способом природоохранной деятельности
является посещения заповедников, парков,
ботанического сада. Проводя экскурсии,
всегда нужно уделять особое внимание
природоохранному аспекту, отмечать положительное
и отрицательное влияние человека на природу,
вместе с ребятами стараться найти пути
решения проблемы. Во время этих экскурсий
дети учатся видеть, понимать природу,
начинают осозновать какая опасность
может грозить животным и растениям в
современном мире, почему необходимо их
беречь и охранять. Дети узнают как человек
может влиять на состояние природы, как
и чем он может ей помагать, оберегать.
Кроме традиционных экскурсий по территории
детского сада, в лес, в парк, можно, конечно
же с родительской или спонсорской помощью,
побывать на заводе утилизации бытовых
отходов (если такой имеется в городе),
где дети получат возможность увидеть,
что можно сделать из обычных пластиковых
бутылок, других бытовых отходов. Во время
посещения ботанического сада можно (по
договоренности с руководителем) проводить
там тематические занятия: например “Северная
природа”, “Растения жарких стран”, “Кактусы”,
“Растения – хищники”. Дети получат возможность
участвовать в занятиях по экологии непосредственно
в оранжерее, осваивать теоретические
знания и практические навыки общения
с природой непосредственно в одном из
главных объектов природоохранной деятельности
человека.
Для
привлечения внимания населения
к экологическим проблемам можно
устроить агитационную акцию: вместе с
родителями и детьми разработать и распространять
в микрорайоне памятки и агитационные
листовки. Разрабатывать тексты листовок
могут взрослые. а ребята сделают к ним
рисунки.
Можно
устроить экологический конкурс-выставку
“Чистый город глазами детей”. На конкурс
могут изготавливаться плакаты, рисунки,
поделки из бросового материала, сочиняться
стихи, сказки, листовки на природоохранную
тематику. Это может быть организовано
как домашняя семейная работа с последующим
праздником в детском саду. Интересны
будут конкурсы на темы “Вторая жизнь
пластиковой бутылки”, “Конкурс экологических
частушек”, “Осенний букет” и других.
Ценность таких конкурсов заключается
в том, что родители и дети объединяются
одной идеей, становятся единомышленниками
в деле защиты и охраны природы.
Еще
одна форма экологического воспитания
и пропаганды экологических знаний
– экологический театр. Организовывается
агитбригада, шьются костюмы, составляются
тематические этюды, сценарии. Такая
агитбригада может выступать и на родительских
собраниях, и в других детсадах, школах,
интернатах, в детских центрах. Данная
работа оказывает большое влияние и на
самих участников, и на их зрителей. Они
получают мотивацию для активного участия
в процессе защиты природы и улучшения
экологической обстановки, появляется
чувство озабоченности состоянием окружающей
среды.
Подводя
итог можно сказать что природоохранная
деятельность может быть очень разнообразной,
занимательной, увлекательной. Все
во многом зависит от готовности и экологической
образованности самого педагога (педагогического
состава детского сада). Для детей длшкольного
возраста очень важен образец подражения,
достойноый пример. Одним из слагаемых
успеха является установление отношений
доверия и сотрудничества между воспитателями
и воспитанниками, которые, не утомляя
чрезмерной информацией детей могут эффективно
влиять на повышение уровня их экологической
культуры и нравственности. Огромную роль
в процессе экологического восприятия
играет и семья, как первоочередной источник
формирования и закрепления всех навыков
культурно-нравственного воспитания.
Только доброжелательное, внимательное
отношение родителей и близких к приобретаемым
ребенком понятиям, чувствам, их положительный
пример и активное участие в его природоохранной
деятельности придадут ребенку уверенности,
чувство значимости и правильности совершаемых
им действий. А значит и закрепят и усилят
его воспитывающуюся любовь к окружающему
миру, его зараждающееся стремление оберегать
природу, родной край, человество, планету
Земля.
Заключение
Воспитать
доброго, отзывчивого человека можно
только через общение с природой.
История развития человечества неразрывно
связана с развитием природы.
То, что человек не царь природы,
люди поняли уже давно. И в настоящее
время активно пропагандируют природоохранную
деятельность.
Многие вопросы охраны природы, глобальные
экологические проблемы обращают на себя
внимание все большего количества людей.
Воспитание экологически развитого и
образованного человека необходимо начинать
с дошкольного возраста. Так как именно
в этом возрасте ребенку легче всего показать
необходимость охраны окружающей среды,
вселить надежду и уверенность, что от
его добрых дел зависит будущее планеты.
При целенаправленном психолого-педагогическом
процессе именно в этом возрасте закладываются
основы экологической воспитанности.
Очень
яркой, впечатляющей и насыщенной самостоятельностью
формой воспитания экологической культуры
дошкольника является природоохранная
деятельность. Она позволяет детям
обогатить свои знания практическим опытом,
расширить кругозор, развить и углубить
положительные чувства и эмоции по отношению
ко всему живому, что их окружает в действительности,
приобрести уверенность в своих действиях,
чувство собственной значимости и причастности
ко всем людям, заботящимся о благосостоянии
нашего общего дома - нашей Земли.
Список литературы
1.
Аксенова П. В заповедном лесу.
Экологическое воспитание дошкольников.
// Дошкольное воспитание. №7, 2009, стр.62-65
2.
Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного
отношения к природе у шестилетних
дошкольников. М., 1993
3.
Дежникова Н.С., Цветкова И.В. Экологический
практикум: проекты, поиски, находки.
- М.: Педагогическое общество
России, 2001.
4.
Лихачев Б.Г. Педагогика: Курс лекций.
– М.: Юрайт – М, 2001.
5.
Маркова Т.А. Педогогические условия
формирования экологической воспитанности
у детей старшего дошкольного
возраста: Автореф. ..канд.пед.наук. Спб,
1999
6.
Николаева С.Н. Создание условий
для экологического воспитания детей.
М., 1993
7.
Николаева С.Н. Теория и методика экологического
образования детей: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002
8.
Павлова Л. Игры как средство
эколого-эстетического воспитания
// Дошкольное воспитание. N 10, 2002 стр.
40-49.
9.
Прокопова А. Формирование заботливого
отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста.
// Дошкольное воспитание. №8, 2009, стр.86-91
10.
Сергеева Т. Г. Организация
природоохранной работы в старшей
группе ДОУ // статья из раздела
«Работа с дошкольниками» (из опыта работы
ДОУ)
Приложение
НАШ
ДОМ - ЗЕМЛЯ
(Сценарий
экологического праздника-КВН)
Дети
под музыку входят в зал, встают полукругом.
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать
вас на нашем празднике. Пятое июня - Всемирный
день охраны окружающей среды. В преддверии
этого дня мы проводим КВН "Наш дом -
Земля". Вопрос первый: что же такое
окружающая среда?
Ребенок.
Все
- от тополя у забора
До
большого темного бора
И
от озера до пруда -
Окружающая
среда.
А
еще и медведь, и лось,
И
котенок Васька, небось?
Даже
муха - вот это да! -
Окружающая
среда.
Я
люблю на озере тишь
И
в саду отражение крыш,
Брать
чернику люблю в лесу,
Барсука
люблю и лису.
Я
люблю тебя навсегда,
Окружающая
среда!
Л.
Фадеева
Ведущий.
Да, мир огромен. О его многообразии
мы и будем говорить сегодня. Для
проведения игры нам необходимо разделиться
на команды.
Дети
получают карточки с изображением животных.
В соответствии с изображением на
картинке (травоядное животное или
хищник) разделяются на две команды и надевают
эмблемы: "травоядные" - медальон
с зеленой ветвью, а "хищники" - с изображением
кости. Команды выбирают капитанов и жюри.
Для каждой команды выложена полоса препятствий
из спортивных снарядов, в конце полосы
- модели материков. Команды получают по
набору картинок с изображением овощей,
фруктов, технических культур и т.п.
и т.д.................
Введение……………………………………………………………………3
1. Содержание и условия формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..4
2. Включение дошкольников в природоохранную деятельность как условия формирования экологической культуры…………………………….10
3. Из опыта работы по организации природоохранной деятельности старшихдошкольников………………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………….18
Литература………………………………………………………………..19
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основынравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработкиэмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Непременной составляющейэкологического воспитания должна быть практика – природоохранная деятельность дошкольников в доступной для них форме. Характеристика способов организации такой деятельности со старшими дошкольниками и составляет цель данной работы.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологическогообразования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Программой дошкольного воспитания «Пралеска» в качестве обязательной составляющей воспитаниястарших дошкольников предусмотрено экологическое воспитание. Программа в числе прочего рекомендует формировать у детей «элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли, необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека; о Красной книге (3-4 животных и растения); о правилах поведения в лесу, на лугу и т. д.» .
Отношение к природе детей дошкольного возрастахарактеризуется, прежде всего преодолением эгоцентризма. Ребенок начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира, субъективное от объективного.
С.Н. Николаева считает, что в период дошкольного возраста происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, в школе среднего звена. Формируются основы личности, ребенок начинаетосознавать свое «Я» и объективно себя оценивать, выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я - природа» до «Я и природа» .
Мироощущение «Я и природа» позволяет, по мнению исследователей, формировать осознанно-правильное отношение к природе у детей дошкольного и младшего школьного возраста, которое затем ложится в основу экологически правильнойпрактической деятельности, в которой проявляется и реализуется экологическая культура личности.
По мнению С.Н.Николаевой, предпосылками для формирования осознанно правильного отношения к природе являются:
понимание связи растений и животных с внешними условиями среды, их приспособленности к среде...