Консультация для родителей «Наблюдения в природе. Консультация для родителей Учим детей наблюдать за зимними явлениями природы Учимся наблюдать за природой консультация для родителей

В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учимся наблюдать за природой»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
В прекрасные зимние дни, особенно в выходные, постарайтесь уделять больше времени прогулкам с детьми. Разумеется, большую часть времени на прогулке будут занимать подвижные игры, катание с горок на санках. Но всё же, постарайтесь найти несколько минут для совместных с детьми наблюдений за зимней природой, погодой. Когда вы идёте утром в детский сад или возвращаетесь вечером домой, обратите внимание детей:

За тем, как идёт снег, как кружатся снежинки, на их форму .

В безветренный морозный день снежинки падают медленно, они крупные, блестящие, похожи на цветы, звёздочки. Они падают по одной, поэтому их можно хорошо рассмотреть на рукавичке или тёмном рукаве пальто.


При слабом морозе снежинки похожи на мелкие шарики, тогда говорят, что идёт «снежная крупа». При сильном ветре идёт сплошная «снежная пыль» - это ветер обломал у снежинок красивые лучи.
В сильный мороз снег хрустит под ногами – это ломаются лучики снежинок, которые от мороза стали хрупкими.

Когда нет мороза, снег падает хлопьями. Эти хлопья состоят из множества слипшихся снежинок, которые, как ватой, окутывают всё вокруг

  • Обратите внимание детей на зимние деревья.

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит пушистые гирлянды снега на ветках, как будто кто – то украсил их кружевом.
Любуясь деревьями в разную погоду, попросите детей высказать свои впечатления, учите их сравнивать. Пусть дети найдут такие сравнение: «красиво, как в снежном царстве».

  • Зимой в особом нашем внимании нуждаются зимующие птицы.

Вместе с детьми смастерите и повесьте за окном или рядом с домом кормушку для птиц. Каждый день выносите к кормушке хлебные крошки и подкармливайте птиц.
К кормушке прилетают разные птицы. Легко узнать воробья по коричневому оперению. Обратите внимание детей на то, что в сильные морозы воробьи, как правило, не прыгают, а сидят неподвижно, распушив пёрышки, нахохлившись – так они греются. Дети должны узнать снегирей по розовой грудке и серо – синему оперению.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

На этой наделе тема наших занятий – «Золотая осень». Мы с детьми беседовали об осенних изменениях в природе.
Осенняя природа дает богатый материал для совместных с детьми наблюдений. Во время прогулки по осенней улице, парку, лесу обращайте внимание детей на осенние изменения в природе: вспомните вместе с детьми о смене времён года, повторите названия времён года и их очерёдность.
Вспомните и обобщите с детьми все сезонные изменения, которые происходят в природе осенью. «В это время года дует холодный ветер, на небе тучи, часто идёт дождь. В деревне убирают на хранение овощи. Птицы улетают в тёплые страны. День становится короче. Листва на деревьях становится жёлтой, красной, оранжевой и осыпается».
Листья на деревьях меняют свой цвет – летом они были зелёные, а теперь стали жёлтыми, красными, оранжевыми; скоро листья опадут – начнётся листопад.
Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
Меньше становиться насекомых – не слышно кузнечиков; не видно стрекоз, бабочек. Можно объяснить детям, что насекомые готовятся к зиме, к холодам: они прячутся в щели домов, под кору деревьев и засыпают на всю зиму до следующей весны.
Наблюдение за улетающими птицами. Они улетают в тёплые края, где даже в зимнее время тепло. Но весною птицы вернутся снова.
Прочтите ребёнку стихотворение и обсудите его:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между клёнами синеют,
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.
За лето высох он от солнца... М. Пришвин

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Мы продолжаем систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе, о временах года. Тема нашей недели – «Ранняя весна».
Напоминаем, что знания детей базируются на их личном опыте. Поэтому рекомендуем вам во время прогулок с детьми обращать их внимание на изменения в природе. Понаблюдайте вместе с детьми за погодой.

Наблюдение за погодой.

  • Понаблюдайте с ребёнком, с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.
  • Понаблюдайте за тем, насколько длиннее стал день.
  • Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.
  • Детям очень нравятся народные приметы. Они любят наблюдать и проверять, действительно ли они исполняются.

Наблюдая за весенними изменениями в природе, обсудите с детьми значение народных пословиц и поговорок:

  • Зима снегом богата, а весна – водой.
  • Не пугай, зима,– весна придёт.
  • Осень прикажет, а весна придёт – своё скажет.
  • Весна и осень – на дню восемь погод.

Весна
К нам весна шагает Чёрные проталины
Быстрыми шагами, На снегу видны.
И сугробы тают Видно, очень тёплые
Под её ногами. Ноги у Весны.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

На этой неделе мы с детьми говорили о насекомых.
Рекомендуем вам побеседовать с детьми на эту тему. В беседе вы можете сообщить ребёнку следующие интересные факты о насекомых:

  • Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками, о которых зависит их окраска.
  • Бабочки питаются нектаром цветов.
  • Муравьи – самые известные насекомые. Они строят для себя огромные дома - «города» и живут большими семьями.
  • Пчёлы также живут большими семьями в улье. Они добывают мед, нектар из цветов.

Предложите ребёнку поиграть в игру «Узнай насекомое». Правила просты: Вы загадываете какое – то насекомое и при помощи подсказок помогаете ребёнку отгадать. Можно предложить поменяться: ребёнок загадывает – вы отгадываете.
Задавайте вопросы про насекомых:

  • Как он двигается: летает, ползает, бегает, прыгает, плавает?
  • Какие оно издаёт звуки: жужжит, пищит, стрекочет, молчит?
  • Какой у него цвет: чёрное, зелёное, серое, в полоску?
  • Оно жалит, кусает, безобидное?
  • Оно живёт в большой семье или маленькой?

Загадки:
Что за домик, мне скажите?
В нём летает каждый житель.
Кто в том домике живёт,
Запасая сладкий мёд? (Пчёлы)

На цветке сидит цветок,
Пьёт цветочный сладкий сок. (Бабочка)

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная… (Пчела)

Торопиться он не хочет,
Листья ест, деревья точит,
Слышен нам жужжащий звук -
У воды она летает, То летит обедать…. (Жук)
Насекомых ртом хватает,
Есть огромные глаза,
А зовётся….(Стрекоза)


Подготовила:

Учитель-логопед I квалификационной категории

Иванова Светлана Альбертовна

Учим детей наблюдать

Наблюдения – это планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Это сложное познавательное занятие, т.к. требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь. Для понимания объекта наблюдения, большое значение имеют знания ребенка и его опыт.

В процессе наблюдения взрослый задает вопросы, предлагает внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показывает взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче ему будет впоследствии применять полученные знания на практике. Важно, чтобы был диалог с детьми – когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.

Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения необходимо использовать систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.

Прогулка отлично подходит для проведения наблюдения. Взрослый обращает внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомит их с насекомыми, птицами, устраивает различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков.

Во время наблюдений в природе дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Детям старшего возраста предлагается отражать результаты наблюдения. Можно зарисовать сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отразить участие людей в окружающем мире.

Подготовка к наблюдению включает в себя:

Определение места наблюдения

Выбор объекта наблюдения

Подготовка объекта к наблюдению

Подготовка всего необходимого для наблюдения:

если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если животное – корм, вода, посуда, щеточки для ухода за животными.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы.

Наблюдения должны способствовать активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, взрослый совмещает для детей полезное с приятным.

ПРАВИЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ГИПЕРАКТИВНЫМ ДЕТЯМ!СОВЕТЫ ВРАЧЕЙ. Дорогие читатели, особенно те, кто является родителями, прочитайте внимательно эту статью, чтобы узнать факты, которые однажды могут спасти жизнь вашему ребёнку. К нашему большому сожалению, сейчас входит в моду при любом, с точки зрения взрослого человека, неоптимальном поведении ребенка, будь то неусидчивость, перепады настроения, не желание слушаться, низкая успеваемость в школе и чёрт знает что ещё, тащить его к психологу или еще хуже к психиатру. В этой статье мы постарались подготовить для Вас информацию о том, с чем на самом деле могут быть связаны проблемы с поведением ребенка, и что с этим можно сделать. На данный момент более миллиона детей по всему миру получили диагноз какого-либо психического «расстройства», существование которого не может подтвердить ни один диагностический анализ. В этой статье речь пойдет о наиболее распространенных ложных диагнозах, которые ставятся детям, а именно: СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности) и Биполярное расстройство. СДВГ, по мнению психиатров – поведенческое расстройство развития, вызванное неправильной работой нервной системы, проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности и плохо управляемой импульсивности. Биполярное расстройство, по мнению психиатров, психическое расстройство при котором характерна резкая, неконтролируемая смена настроения от крайне веселого до крайне сердитого, не способность управлять своими эмоциями, депрессия. Как написал невролог Сидни Уолкер в книге «Трюк с гиперактивностью»: «назначение психотропных препаратов для лечения несуществующего заболевания – это трагедия, поскольку «подавляя симптомы у детей, мы просто позволяем лежащей в их основе проблеме продолжать существовать и во многих случаях даже усугубляться». Согласно словам доктора Уильяма Кэри, заслуженного педиатра детской больницы Филадельфии: «в существующем на сегодняшний день определении СДВГ, которое позволяет поставить ребенку этот диагноз при наличии у него определенного количества причиняющих беспокойство особенностей поведения и других критериев, не учитывается тот факт, что эти особенности поведения, вероятно, являются нормальными свойственными детям чертами». Джо Тертел, автор книги «Государственные школы, общественная угроза», обращается к родителям: «У какого ребенка нет СДВГ? Какому подростку, вынужденному сидеть на скучных уроках по шесть-восемь часов в день, не захочется поерзать, подвигаться, отвлечься на что-нибудь другое или сбежать с занятий любым возможным способом? Это то, что обычно хочется сделать нормальному энергичному ребенку, когда ему скучно или когда ему что-то не нравится. И это скажет вам любая мать. Называть подобное поведение заболеванием, как бы тщательно оно ни было «выявлено» детским психологом или психиатром – глупо... и аморально. А использование этих особенностей детского поведения в качестве оправдания назначению детям психотропных препаратов, можно вообще считать преступлением, если не хуже». В действительности, когда мы говорим ребенку, что с его мозгом что-то не в порядке, и что это что-то можно исправить только с помощью лекарства, мы поступаем жестоко и нечестно по отношению к нему, мы деморализуем его. С этого момента он будет считать себя больным или не таким как все, что сильно скажется на его самооценке - на том, как он оценивает себя и как взаимодействует с окружающим миром. Родителей часто вводят в заблуждение, заставляя поверить, что у них нет иного выбора, кроме как давать своему ребенку лекарство от плохого или гиперактивного поведения. Доктор Мэри Энн Блок помогла тысячам детей отвыкнуть от психотропных препаратов без риска для здоровья, и вот что она говорит: «Многие врачи не проводят медицинского обследования, прежде чем назначать психиатрические препараты... Детей приводят к врачу, но врач не обследует их, он не пытается найти никаких проблем со здоровьем или проблем в обучении, он просто ставит ребенку диагноз СДВГ и назначает препарат. Это не то, чему меня учили в медицинской школе. Меня учили, что необходимо проводить обследование состояния организма и составлять полную историю болезни». Повесить на ребенка ярлык «душевнобольного», не имея надлежащих медицинских доказательств, значит, по сути, совершить преступление по отношению к нему; назначить ему психотропные препараты для лечения, фактически значит отравить ребенка. Очень часто детям просто требуется достаточный сон, хорошее питание и очень активная деятельность. Доктор Уолкер написал, что дети с диагнозом СДВГ и другими подобными диагнозами могут страдать от следующих неблагоприятных состояний: «ранняя стадия диабета, порок сердца, глисты, вирусные или микробные инфекции, генетические расстройства, аллергии, отравление ртутью или марганцем, слабые формы эпилептических припадков и сотни, да сотни, других легких, тяжелых и даже угрожающих жизни проблем медицинского характера. И, тем не менее, всем этим детям поставили психиатрический диагноз». Исследования показывают, что занятия с репетитором повышают академическую успеваемость ребенка. Если ребенок не учится или отстает в школе или если ему просто не по душе занятия в школе, и он не может сосредоточиться, найдите компетентного репетитора, который способен добиваться результатов. Существует также всемирно известный метод Файнголда – это тщательно разработанная и всесторонне исследованная элиминационная диета, которая предусматривает исключение из рациона ребенка искусственных добавок, консервантов, искусственных заменителей сахара и красителей. В июне 2004 года исследователи издания «Архив детских болезней» проверили диету Файнголда на трехлетних детях с симптомами «гиперактивности». Когда из рациона детей были исключены различные добавки и консерванты, состояние детей значительно улучшилось. Когда же их возвращали к прежнему рациону питания, их состояние ухудшалось. Потребовалось всего лишь 20 мг искусственного красителя, чтобы симптомы усугубились. Профессор педиатрии медицинской школы Йельского университета У.В.Тамборлэйн сообщил, что когда 14 здоровым детям дали порцию сахара, эквивалентную двум глазированным кексам на завтрак, содержание адреналина в организме возросло в 10 раз относительно обычного уровня. Это наводит на мысль о том, что «дети могут быть подвержены таким симптомам, как беспокойство, раздражительность и трудности с концентрацией внимания, после употребления сахара». «БИПОЛЯРНОЕ РАССТРОЙСТВО» По сообщению «Журнал Медицина»: «Этиология (причина) биполярного расстройства не определена, и не существует никаких объективных биологических маркеров (показатели которые могут быть использованы в качестве индикаторов состояния организма), которые бы чётко соответствовали данному заболеванию». Тот факт, что психиатры не смогли доказать, что СДВГ является расстройством мозга, получил неблагоприятную огласку в прессе, и спустя много лет психиатры заявили, что детям был поставлен неверный диагноз, и что они на самом деле страдают биполярным расстройством. Исследование показало, что недостаток В-комплекса обычно встречается у 80% людей с мнимым диагнозом «биполярного расстройства». Согласно словам Джоан Мэтьюс-Ларсон, доктора философии и основательницы прославленного Центра восстановления здоровья в Миннесоте, анемия также является значимым фактором в развитии симптомов «биполярного расстройства». Другой пример причин «биполярного расстройства» - десятилетний мальчик Чарли, который страдал от резких перепадов настроения, выкрикивал непристойности, бил сестру и не мог ничего с собой поделать. Его маме сказали: «У вас есть два варианта: давать ему психотропный препарат или позволить, чтобы он продолжал мучиться». Чарли подсадили на препарат, однако после тщательного обследования его организма и получения результатов анализов, медики обнаружили – что у него высокое содержание сахара в крови и недостаток инсулина. После надлежащего медицинского лечения поведение мальчика пришло в норму, агрессия и вспышки гнева прекратились. РЕШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Трудности, встречаемые у детей в обучении, могут быть следствием недостаточного применения или вообще неприменения фонетического метода обучения чтению в школе (при фонетическом методе обучения чтению дети изучают звуки, соответствующие буквам и комбинациям букв). Могут потребоваться занятия с репетитором. Творческим и сообразительным детям становится скучно, они не могут сосредоточиться на занятиях, они начинают ёрзать, крутиться, чесаться и искать другие способы занять себя. Как писал доктор Уолкер, тысячи детей, которых посадили на психиатрические Препараты, - это просто «смышленые» дети. «Их гиперактивность вызвана не тем, что их мозг неправильно функционирует, а тем, что большую часть дня им приходится ждать, пока отстающие их догонят. Им становится жутко скучно, а люди, которым скучно, начинают ерзать, крутиться, чесаться и (особенно, если это мальчики) искать другие способы занять себя». Кроме того ребенку может быть просто не интересно. ПРОБЛЕМЫ ДИСЦИПЛИНЫ Доктор Уолкер отметил: «Допустим, ваш ребенок действительно недисциплинирован. Как вы думаете, если бы ему сказали, что враньё, безразличное отношение к окружающим, крики, разбрасывание деньгами, избиение других людей и неспособность отличить правильное от неправильного являются симптомами СДВГ, а не чем-то, что можно сдерживать и контролировать, стало бы его поведение лучше или хуже?» Доктор Фрэд Боман, детский невролог и автор книги «Обман СДВГ», говорит, что когда нормальное свойственное детям поведение называют заболеванием, это является жестоким предательством по отношению к родителям, учителям и детям. Ребенок начинает «верить, что с ним что-то не в порядке, что его мозг поврежден и, что он не в состоянии контролировать свое поведение без таблеток». Это усугубляется ещё и тем, что «в это заставляют поверить также самых важных людей в жизни ребенка – родителей и учителей». А Доктор Уолкер обратил внимание также на следующий момент: «Одно из наиболее тяжких преступлений, совершаемых врачами, которые ставят нормальным детям диагноз гиперактивности, состоит в том, что тем самым они говорят детям: «Ты не отвечаешь за свое поведение». Кроме того, они тем самым говорят родителям, что простые дисциплинарные меры не помогут, поскольку у их ребенка имеется заболевание мозга, из-за которого он никогда не будет хорошо себя вести. Когда мы пытаемся найти оправдания неконтролируемому поведению нормального здорового ребенка, это приводит к тому, что его поведение еще больше выходит из-под контроля. Когда психиатры озвучивают диагноз ребенка (или взрослого), они делают это на основе симптомов. У них нет никакой диагностики патологий, у них нет никакой лабораторной диагностики, у них нет никакого понимания, которое могло бы помочь в диагностике этих психиатрических болезней. Если у вас случился сердечный приступ, можно обнаружить реальное повреждение; если у вас диабет, уровень сахара в крови очень высокий; если у вас артрит, это будет видно на рентгене. Надлежащее медицинское наблюдение, хорошее питание, здоровое безопасное окружение и деятельность, которая повышает уверенность в себе, приносят гораздо больше пользы, нежели психотропные препараты. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНКУ ПОСТАВЛЕН ДИАГНОЗ Представим, что школьный сотрудник связался с вами, чтобы обсудить «плохое» поведение вашего ребенка в классе. Вы встревожены. Вы хотите поступить правильно. Во время дальнейших встреч на вашего ребенка навешивают пугающе звучащий ярлык. Это может быть СДВГ или общее расстройство развития. Или биполярное расстройство. Таких названий множество, и ни одно, кстати, научно не доказано. И теперь вы на распутье. Очень легко почувствовать себя «задавленным авторитетом» и позволить кому-то принять решение за вас. Но когда речь идет о вашем ребенке, Вы настоящий авторитет. Никто не знает вашего ребенка лучше вас. Никто не вложил больше времени, усилий и любви в его воспитание. Если вы готовы изучить вопрос, то решения многих проблем «неудовлетворительного» поведения можно найти очень легко. Эти решения могут быть на удивление простыми. СПИСОК ТОГО, ЧТО НЕОБХОДИМО ПРОВЕРИТЬ: 1. Школа и окружение Именно здесь неприятности вашего ребенка проявляются в наибольшей степени, так что давайте здесь и начнём. Видели ли вы, что происходит в классе? Проверяли ли программу занятий? Встретьтесь с сотрудниками школы или учителем, который пожаловался на вашего ребенка. Задавайте прямые вопросы, но также наблюдайте сами. Вашего ребенка донимают хулиганы? Есть ли дети или взрослые, которые унижают вашего ребенка за пределами класса? Исследуйте это тщательно. 2. Дом Это щекотливая тема, но жизненно важно, чтобы вы были честны с собой в отношении этих вопросов. Есть ли источники стресса в самой семье: соперничество детей, ссоры родителей, развод, плохое обращение и так далее? Ваш ребенок смотрит много телевизионных программ с насилием или играет в такие видеоигры? Пытались ли вы сделать так, чтобы все проблемы в семье были разрешены посредством общения? 3. Питание Есть всё больше и больше свидетельств, которые убеждают врачей, что плохое питание и недостаток упражнений могут вызвать изменения в эмоциональном состоянии и поведении. Если в рационе вашего ребенка много, например, сахара, то это может сделать его гиперактивным и вызвать «симптомы», которые обычно приписывают СДВГ. К этому же может привести отправление свинцом. Подобным же образом недостаток витаминов может вызвать множество симптомов. 4. Скрытое физическое заболевание Хотя есть разные системы и теории, большинство профессионалов в сфере здравоохранения согласны, что здоровое питание, упражнения и игры или занятия на свежем воздухе очень полезны. Существует вероятность, что у вашего ребенка есть какая-то нераспознанная физическая проблема, которая влияет на его поведение, как, например, аллергия, паразиты или даже плохое зрение или слух. Попросите своего педиатра обратить на это внимание. Тщательное медицинское обследование может выявить скрытые причины, которые требуют внимания. Могут существовать даже нарушения структурного характера, причиняющие боль, о которой ребёнок не говорит, но которая может отразиться на поведении. Начните с этого списка и упорно ищите. Это будет хорошее начало. Подготовлено сотрудниками «Гражданской комиссии по правам человека» в Санкт-Петербурге.


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6» г.Алагир
Консультация для родителей
Учимся проектировать вместе, или что такое детское проектирование?
2012год.

УЧИМСЯ ПРОЕКТИРОВАТЬ ВМЕСТЕ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ ДЕТСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ?
(консультация для родителей)С младенчества ребенок - первооткрыватель и исследователь окружающего мира: он тянется, берет, ощупывает, рассматривает, пробует на вкус и прочность, т.е. изучает. Для него все интересно, все впервые: встречи с живыми существами, смена времен года, чередование дня и ночи, звездное небо и гроза, поездка в метро и к морю, сказки и музыка. Непередаваемы эмоциональные проявления ребенка: радость и трепет, удивление и восторг, переживания и разочарования, смех и слезы. Здесь к месту упомянуть Аристотеля, который считал, что познание начинается с удивления.С пятилетнего возраста познавательная активность ребенка возрастает, его познавательные интересы распространяются на все и всех в его окружении. Ваш малыш все чаще задает вопросы: «Почему? Где? Зачем? Кто? Как?» Вот где необходимы мудрость, находчивость и терпение родителей.Как считают психологи, наряду с репродуктивной деятельностью (действия по образцу), у детей возникает способность обнаруживать проблему, ставить задачу, планировать действия, оценивать свою умелость или неумелость и находить точное, а иногда и вполне нетривиальное решение. Важно отметить, что и творческое мышление лежит в зоне ближайшего развития детей дошкольного возраста. При этом решение задач включает в себя и детское проектирование, в котором в качестве решения вводится новая норма: именно в ходе такой работы с детьми формируется способность ребенка оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.Так что же такое проектирование, о котором так много говорят в последнее время? С точки зрения дошкольного образования - это комплексная деятельность, участники которой автоматически (без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов) осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни: производственных, личных, социально-политических (Е.С. Евдокимова). Другими словами, это разнообразная (интегрированная) деятельность по достижению определенной цели. Проектирование отличается от решения проблемы (теоретическое, мысленное проектирование) тем, что в результате его предполагается продукт проектной деятельности и его дальнейшее использование. Например, проведение семейного детского праздника, где в результате совместных (взрослых и детей) обсуждений:- продумываются шаги по достижению цели;- определяются сроки и состав участников и приглашенных;- намечается содержание (поиск информации) и фиксируется план-сценарий проведения;- распределяются обязанности и роли каждого;- определяются средства и рассчитывается бюджет;- составляется список и приобретается все необходимое.Это так называемый подготовительный этап. Далее наступает этап реализации, когда родители и дети приглашают гостей, оформляют, шьют, разучивают, репетируют, стряпают и т.д. Презентацией продукта совместной деятельности является сам детский праздник, после которого останется много неизгладимых впечатлений от совместной деятельности и ощущений, что удалось лучше, а что не очень хорошо, и что надо сделать в следующий раз иначе, чтобы получилось отлично. Количество участников проекта может изменяться, возраст их не ограничен, могут вноситься коррективы, каждый выполняет только то, что может и хочет делать, взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами. Многие подумают, что можно пригласить специалистов, которые все сделают на профессиональном уровне. А где же тогда совместная деятельность родителей и детей, которая так необходима ребенку?По мнению прогрессивного педагога XX столетия, основоположника «педагогики делания» Джона Дьюи, ребенок - это солнце, вокруг которого вращается все.Одно из центральных понятий педагогики Дж. Дьюи - опыт, который определяется как способность человека предвидеть результаты своей деятельности в интеллектуальной, нравственной и социальной сферах. Опыт немыслим без активности личности и всегда эмоционален, поэтому процесс развития ребенка возможен лишь как деятельность, которая формирует личный опыт. Формирование мышления такого типа, в основе которого лежит личный опыт, должно составлять главную цель воспитания и обучения.Дж. Дьюи предлагал строить процесс обучения на активной основе через самостоятельную деятельность ребенка, сообразуясь с его личными интересами в приобретении знаний. Он доказывал, что ребенок прочно усваивает лишь то, что познается через его самостоятельную деятельность и требует определенных познавательных и практических усилий, что ребенок умеет применять в жизни. Исследователь считал, что в организации обучения следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. Ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни «развивать инициативу, творчество, участие».Ученик, философ и коллега Дж. Дьюи - профессор У. Килпатрик под проектом подразумевает всякую деятельность детей, которая ими выбрана свободно и поэтому выполняется охотно, «от всего сердца». Ребенку может принести пользу только та деятельность, которая выполняется с большим увлечением. Поэтому достоинство всякого проекта определяется степенью заинтересованности, сердечного увлечения ребенка при выполнении поставленной цели.Свою концепцию проектного обучения У. Килпатрик выстраивает на основе теории опыта Дж. Дьюи и психологии обучения Э. Торндайка. Взяв за основу положение последнего о том, что деятельность, к которой есть склонность, вызывает удовлетворение и повторяется чаще, чем та, которая выполняется по принуждению и вызывает раздражение, У. Килпатрик делает вывод: решающим моментом в учебном процессе является психология ребенка. Проектная деятельность формирует самостоятельность, воображение, дееспособность. Приобретенное ребенком знание ради цели может быть применено как средство к новым целям, служить источником новых интересов, особенно интеллектуального свойства. В связи с этим возрастает период деятельного настроя, когда ребенок будет работать над любым проектом. Килпатрик утверждает, что в основе проектного обучения лежит решение проблемы, и лишь когда ставится цель и есть стремление разрешить ее, проблема становится проектом.Отечественный педагог-психолог Н.Н. Поддьяков определил два типа детской активности: собственную, полностью определяемую самим малышом, вызванную его внутренним состоянием, и стимулируемую взрослым.Из теории и практики дошкольного воспитания известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, создание условий для самоопределения активно развивает творчество. Огражденная от насильственного вмешательства окружающих жизнедеятельность детей проявляется в неповторимых формах игры, сказки, путешествия, приключений, экспериментирования.В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ребенок- взрослый или на соучастии в деятельности на партнерских правах.Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:- учет интересов ребенка;- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают родители. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:- альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «Как мы отдыхали на даче», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и др., которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;- сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;- изготовление макета по русским сказкам;- домашние выставки: «Умелые руки», «Красивое - своими руками», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.В часы семейного досуга можно организовать: «Устройство зимнего сада», «Оформление детской комнаты», «Кулинарное шоу», «Домашний концерт», «Кукольный театр», «Чемпионат по шашкам», «День здоровья» и др.Примерное распределение совместных проектных действий взрослых и детей на этапах проектирования:
Этапы проектной деятельности Действия родителей Деятельность детей
1 2 3
Подготовительный Формулируют проблемы, определяют темы, цели (зачем?) и сроки. Планируют предстоящие дела и определяют средства Принимают участие в обсуждении проблемы, плана предстоящих дел, определении средств реализации
Аналитический Проводят совместный поиск информации в литературе, интернете, обращаются за помощью к специалистам.Анализируют, дискутируют, предлагают выбор модели-аналога. Составляют алгоритм действий, распределяют обязанности и поручения Организуют совместный поиск информации.Задают вопросы взрослым и самостоятельно ищут ответы. Отстаивают свои позиции в дискуссии, принимают поручения, договариваются с другими участниками проектирования
Основной Привлекают детей к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.Реализуют основные совместные действия (экскурсия, поход в библиотеку, чтение литературы, разучивание, рассматривание, сравнение, согласование, экспериментирование, приобретение, оформление, изготовление, беседы, обсуждения, корректировка, доработка и др.).Готовят сюрпризы и призы втайне от других. Проводят совместные и индивидуальные репетиции Участвуют в экскурсии, походе в библиотеку, чтении литературы, беседах, обсуждениях. Готовят сюрпризы, обращаются за помощью тогда, когда невозможно сделать самостоятельно что-либо
Презентационный В обусловленный срок участвуют в представлении (участникам проекта или гостям) продукта проектной деятельности Наряду со взрослыми участвуют в представлении (участникам проекта и гостям) продукта проектной деятельности на равных
Рефлексивный Задают вопросы: Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли мы что-нибудь новое? Что нас удивило и порадовало? Что нам понравилось больше всего? Что нужно изменить в следующий раз? Отвечают на вопросы и задают их.Намечают темы следующих проектов

Уважаемые родители!
Учите детей замечать состояние погоды. Осенью идет дождь, холодно, ветер; ветер качает деревья, срывает листья, и они падают, кружась в воздухе; осенью на земле много листьев – желтых, красных.
Обращайте внимание детей на то, что люди стали теплее одеваться, ходят в резиновых сапогах, под зонтами. Наблюдения за изменениями погоды можно связать с играми. Например, играя с вертушками, дети замечают, что когда ветер, — вертушки вертятся. Малыши с интересом собирают листья, играют с ними, составляют букеты.
Во время прогулки можно провести обучающие игры: предложите ребенку найти листья одинаковой с образцом окраски и величины; разложить листья одинакового цвета по возрастающей и убывающей величине; найти самый большой и самый маленький лист.
Во второй и третий периоды осени обращайте внимание детей на то, что листьев на деревьях все меньше, почитайте стихи об осени.
Учите различать некоторые садовые цветы по форме, окраске, запаху. Попросите ребенка показать, где цветок, а где листик, где красный (белый, синий) цветок.
Понаблюдайте или расскажите о том, как взрослые убирают урожай овощей.
Знакомьте детей с зимой во время игр, посильного труда и наблюдений. Ознакомление с наиболее характерными признаками зимнего сезона осуществляйте ежедневно во время прогулок. Чем содержательней и интересней будут организованы прогулки, тем ярче будут впечатления малышей о зиме. Во время прогулки привлекайте их внимание к состоянию неживой природы, учите замечать погоду.
Кратковременные наблюдения малышей за тем, как падает снег, надо связать с их активной деятельностью, прослушиванием стихов. Выйдя на прогулку, ребенок с радостью ловит снег, незаметно для себя постигает его свойства (белый, холодный, тает). Предложите рассмотреть снежинку, упавшую на рукав пальто. Чтобы почувствовать, что снег холодный и от тепла тает, дети должны взять его в руки.
По мере того, как зима все больше и больше вступает в свои права, фиксируйте внимание детей на том, как во время снегопада он медленно, хлопьями опускается на землю, как быстро все вокруг преображается.
Усилить эмоционально-положительное отношение детей к этому явлению поможет заучивание стихотворения М. Познанской «Снег идет»
Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе лопатой.
От калитки мы с трудом
К дому стежку проведем.
Выйдет мама на порог,
Скажет: «Кто бы это мог
Провести дорожку к нашему порожку? »
Другие формы художественного слова (загадки, скороговорки) также помогают малышам запомнить, а затем – точней и образней рассказать и передать в рисунке то, что они видели.
Наблюдение зимних явлений в природе должно чередоваться с играми, в которых дети активно познают свойства снега, льда.
Обращайте внимание малышей на работу дворника: он сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.
Большое удовольствие доставляют малышам снежные постройки, вокруг которых развертываются увлекательные игры. В теплые дни организуйте лепку из снега. Покажите, как скатать небольшие снежные шары и сделать из них снегурочку, как лепить снежки и бросать их вдаль.
В морозный день предложите послушать, как скрипит снег. Можно рассмотреть следы кошки или проехавших санок, предложите отгадать, чьи это следы, проследите, кто куда ходил. Малышам нравится рисовать на снегу, а затем рассматривать рисунки друг друга.
Малыши узнают, что лед гладкий, скользкий. Приготовьте цветной лед в присутствии детей. Дети с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, как лед оттаивает в комнате; их радуют гладкие ледышки разной формы и окраски, которыми можно украшать постройки.
В присутствии детей подкормите птиц, объясните, что зимой птицы особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши сами начнут принимать непосредственное участие в кормлении птиц. Наблюдайте, как воробьи прыгают, клюют крошки, чирикают, улетают при неосторожном движении людей.
В процессе повседневных наблюдений за неживой природой (наступлением тепла, таянием снега) знакомьте детей с представлениями о ее весенних явлениях. Углубляйте знания о том, что весной солнце греет сильнее, постепенно становится тепло, снег и лед тают на солнце, бегут ручьи, земля подсыхает.
Важно вызвать у ребенка живой интерес к изменениям, происходящим в природе. Обращайте внимание детей на первые признаки весны: солнышко ярко светит и греет, тает снег и снежные постройки, появляются ручейки. Дети пускают лодочки, наблюдают, в какую сторону они плывут, знакомятся с тем, что в воде предметы плывут по течению, при ветре они плывут быстрее. В ветреные дни предложите малышам поиграть с вертушками, в солнечные – пускайте зайчиков.
Необходимо наблюдать с детьми и труд дворника, и уборку улиц весной. Можно привлечь малышей к уборке площадки: разбросать снег, смести его метлой, расчистить дорожки. В весенний период наблюдайте, как на деревьях появляются зеленые листочки. Можно предложит детям сравнить ель и березу, наклоните веточку дерева, чтобы они могли рассмотреть листья, потрогать, понюхать.
Весной следует совершить прогулку в сад, обратите внимание малышей на то, что на деревьях много красивых цветов и зеленых листьев, объясните, что цветы не надо рвать – на их месте вырастут яблоки, вишни.
Во время прогулок покажите появившуюся первую траву, предложите найти еще места, где она выросла, приучайте беречь зеленые всходы.
Большую радость доставляют детям весенние цветы. Малыши рассматривают одуванчики, определяют, какого они цвета.
Вызывает у малышей интерес и появление насекомых. На прогулке познакомьте их с бабочкой, жуками, кузнечиком; с особенностями их внешнего вида, движениями; дети следят за полетом бабочек (порхают, жуков (они летают и ползают) ; узнают, что кузнечик прыгает. Все наблюдения проводите в естественных условиях – на природе.
Летом возможности для ознакомления детей с природой значительно расширяются. Гуляя с детьми обращайте их внимание на состояние погоды, учтите бережному отношению к растениям. Рассматривая цветы, малыши замечают, что все они разные. Постепенно знакомьте детей с названиями некоторых цветов (ромашка, лютик, колокольчик, предложите внимательно рассмотреть их, найти листья, цветки; сравните различные цветы по окраске, величине цветов, листьев. Учите детей составлять букеты.
Привлекайте внимание детей к деревьям и кустарникам. Объясните, что в лесу много деревьев, что они высокие, на деревьях много зеленых листьев, листья разные (на четвертом году жизни дети могут узнавать и называть 2-3 дерева с ярко выраженными отличительными признаками: береза, дуб, клен, ель и др., что у дуба – желуди, у ели – шишки и т. д.
Желательно показать детям кустики земляники, объяснить, что зеленые ягоды рвать нельзя, а красные – спелые – можно собирать; предложите понюхать ягоды. Следует приучать детей собирать ягоды осторожно.
Можно показать детям и грибы, рассказать, что у гриба есть шляпка, что в лесу много разных грибов.
Во время прогулок знакомьте детей с насекомыми: расскажите об особенностях их внешнего вида; о том, кто как передвигается.
ВОСПИТАТЕЛЬ: ПЕТРАКОВА И. Ю.